19 февраля 1885 года в семье московского купца, жителя села Пушкино, родился будущий художник Камзолкин Евгений Иванович.
В должности главного художника театра Замоскворецкого Совета рабочих и красноармейских депутатов Евгений Иванович 25 апреля 1918 года предложил эмблему с изображением орудий труда крестьянина и рабочего, трудясь над оформлением Замоскворецкого района Москвы к празднику Первомая. 10 июля на V съезде Советов был утвержден государственный герб РСФСР, важное место среди символов которого заняли серп и молот. Впоследствии их изображение было помещено на герб СССР.
Очень быстро «Серп и Молот» стал символом труда, солидарности трудящихся и их борьбы за свои права по всему миру.
«Конечно, эту эмблему я рассматривал только как связанную с украшением первомайского праздника, — утверждал Е.И. Камзолкин. — У меня и в мыслях не было, что впоследствии эмблема войдет в наш государственный герб как символ народной власти». Так бывает на исторических подъёмах. Художник не выдумывал, рационально мысля, и не пытался угодить властям, он ухватил смысл эпохи, её нерв и творчески воплотил его в образе типичных орудий Труда. Обращает на себя внимание лаконичность и целостность композиции. Сочетание в эмблеме «Серп и Молот» эстетики и смысла символа, формы и содержания – совершенно. Именно поэтому «Серп и Молот» вошёл в символику борьбы трудящихся за свои права, за социализм по всему миру. Наверное, в первой трети прошлого века сама эпоха смены акцентов и смыслов цивилизационных культурных традиций по всему миру неизбежно сотворила бы нечто подобное (не иное, а подобное), но именно гражданин юной Советской России, наш земляк, Е.И. Камзолкин, находясь на волне творческого энтузиазма освобождающегося от векового гнёта народа первым из художников уловил тему братства трудящихся и величия Труда, вызревающую в духовных глубинах общественного сознания, и воплотил её в зримый конкретный образ, понятный разуму и созвучный духу каждого человека труда, несмотря на его глубочайший смысл. Это не случайно. Наш народ поднял знамя социализма, наш народ создал и символ свободного труда и солидарности трудящихся. Идея родилась в голове одного, а безоговорочно была воспринята абсолютным большинством.
Как выгодно отличается «Серп и Молот» от тотемных символов из глубины дикости племенных нравов, от различных корон, пушек и других устрашающих изображений, ныне вошедших в моду! Убеждены, что лишь в моду. А эта дама, как известно, капризна и проходит, особенно, если она некрасива по форме и архаична или глупа по смыслу.
Всю жизнь Е.И. Камзолкин прожил в Пушкино. Коллекция его вещей, произведений хранится в Пушкинском краеведческом музее. В настоящее время под контролем прокуратуры начаты работы по восстановлению музея, который в 2023 году оказался в аварийном состоянии. Пушкинский горком и общественность держат ситуацию на контроле. Рассчитываем, что его экспозиции, включая экспозицию, посвящённую нашему знаменитому земляку, будут доступны жителям в ближайшие 1-2 года.
В 140-летие рождения Е.И. Камзолкина необходимо шире познакомить пушкинцев с его творчеством и принять меры по увековечиванию его памяти в нашем городе в художественном образе, как это и было бы естественно для деятеля искусства. Проект есть. В ближайшие дни мы познакомим с ним жителей нашего округа. Слово за Администрацией городского округа Пушкинский. Рассчитываем на широкую поддержку общественности. Не исключаем также солидарное участие всего интернационального трудового люда, для которого символ «Серп и Молот» имеет значение, вдохновляет их на мирный труд и борьбу за свою справедливую долю общественного продукта.
Нет сомнений, что «Серп и Молот» останется в культуре человечества на века, и это вклад нашего народа, нашей отечественной культуры. А на нас, пушкинцах, лежит особая ответственность за сохранение памяти о художнике, создавшем Великий символ.
P.S. В наше время возрастания в общественно полезном труде доли научного и конструкторского творчества КПРФ, внимательно и творчески осмысляя бытие, на своей эмблеме дополнила «Серп и Молот» изображением книги.