19 февраля исполнилось 150 лет со дня отмены в Российской империи крепостного права. В канун этой даты в российских СМИ было опубликовано немало статей, посвященных историческому событию, восхваляющих Александра II. Надо полагать, что к ней же был подгадан и очередной визит в Москву главы Российского императорского дома Марии Романовой, хотя при этом она речь вела о Николае II. Общим местом и в статьях, и в заявлениях М. Романовой было обращение к нынешним дням.
Вполне естественно для нынешней России выглядит факт того, что подавляющее большинство газет восхваляют царя-освободителя Александра II. Владимир Казарезов в «Литературной газете» дает ему такую, например, оценку: «Величие жизненного подвига Александра Освободителя состоит, во-первых, в том, что ему дано было понять, что далее сохранять исторический анахронизм, каковым являлось крепостное право, значит погубить Россию. Во-вторых, что не менее существенно, он взял на себя руководство выработкой идеологии реформы и возглавил проведение ее в жизнь». В следующем абзаце автор цитирует речь царя перед Московским дворянским собранием: «Существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу».
Если не учитывать обстановку в империи, которая сложилась накануне манифеста, что, как представляется, делает В. Казарезов, то может сложиться впечатление, что Александр II обладал даром ясновидения, ему, видите ли, «дано было понять». Ни о каком «чудесном даре», конечно же, не могло быть и речи. Если бы он им обладал, то, наверное, смог бы избежать трагического конца. Просто от разных, как сегодня говорят, компетентных органов ему поступала информация о том, что страна бурлит. К примеру, повар одного помещика, проживший вместе с ним несколько лет во Франции, написал обращение к царю, в котором обосновывал необходимость отмены крепостного права. И сколько таких грамотных поваров, куаферов-парикмахеров и так далее было в крепостной среде! Царь и весь дворянский класс оказались на пороховой бочке - вот вам и все ясновидение.
А вот со вторым утверждением можно согласиться: царь, в сущности, первый помещик страны, действительно «взял на себя» руководство проведением реформы. В. Казарезов отмечает, что правительство рекомендовало «по возможности оставлять за крестьянами землю, которой они пользовались, будучи крепостными. Но по жизни получилось так далеко не везде». Очень даже «не везде»! Автор сам приводит данные: в 15 нечерноземных губерниях у крестьян земли стало на 4% меньше, в 21 черноземной губернии - на 23,6% меньше. К тому же за землю крестьяне должны были в течение 49 лет выплачивать выкуп. А ведь кроме земли крестьяне потеряли еще и доступ к лесу, к лесоматериалам.
Царь на самом деле, надо полагать, догадывался о том, что крестьяне будут бунтовать против такого «облагодетельствования». Кровавая расправа была учинена над крестьянами ряда деревень. К тому же репрессиям подверглась и мыслящая Россия. Николая Гавриловича Чернышевского без всякого судебного разбирательства, без доказательства вины отправили в ссылку. Действительно, Александр Иванович Герцен с восторгом откликнулся на манифест, опубликовал статью с панегирическим названием «Ты победил, галилеянин». Но с этого момента его авторитет и популярность в кругах российских оппозиционеров-разночинцев стали падать. А сами разночинцы сначала «пошли в народ», чтобы донести до него правду о том, как его ограбили. А потом, когда их стали безжалостно сажать в тюрьмы, выбрали тактику вооруженной борьбы, в которой и пал царь-освободитель Александр II.
Что же касается судьбы Николя II, о реабилитации которого так заботится Мария Романова, то у него были свои «заслуги» перед русским народом. Владислав Куликов в «Российской газете» приводит значение термина «реабилитация»: «Это восстановление в правах, восстановление утраченного доброго имени, отмена необоснованного обвинения». Так вот о «добром имени». Если оно у него и было, то потерял его он 9 января 1905 года, которое вошло в историю под названием «Кровавое воскресенье». Рабочие вместе с женами и детьми с церковными хоругвями и иконами в руках шли просить царя-батюшку о защите от кровопийц-промышленников, а их расстреляли. Известно, что царица Александра Федоровна призывала мужа: «Покажи им свою силу, Ники!» Показал. Антон Деникин написал в своих воспоминаниях, что царь своей судьбой и судьбой своих близких ответил за все то зло, которое династия Романовых причинила русскому народу.
Вот вам, господа хорошие, пекущиеся о том, какие выводы для себя должны сделать сегодняшние правители России, и резюме: уважайте право народа на достойную жизнь!