«Так и хочется взять пулемет и выпустить в них всю обойму…» - услышала я за своей спиной злой хрипловатый голос, явно принадлежавший уже немало пожившему представителю сильного пола. Обернулась. Вместе со мной пригородный автобус ожидало несколько пассажиров. Двое из них - непрезентабельного вида мужички в потертых куртках - раскуривали дешевые сигареты. «Тихо ты!» - предостерег «хриплого» товарищ. «А… - отмахнулся тот, - плевать, пусть все слышат. Да разве я неправду говорю?»
«Продукты каждый день дорожают, квартплата и «коммуналка» тоже, пенсии только на лекарства хватает…» Стоявшие на остановке люди молча слушали диалог. Слова «пулемет» и «обойма», произнесенные в наше относительно мирное время, никого, казалось, не удивили. Никто также не озадачился вопросом, в кого бы мужичок выпустил обойму, будь у него пулемет…
«Не приведи Господи, - подумала я, садясь в подошедший автобус. - Ведь мы это уже «проходили», и не один раз. Но до какой же степени надо довести людей, чтобы они так озлобились…»
Настроение немногочисленных пассажиров под воздействием услышанного приобрело соответствующую окраску. Старушка, морщинистыми, натруженными руками прижимавшая к себе старенькую сумку из дерматина, сетовала на то, что никак не может получить полагающиеся ей бесплатные лекарства. «Да уж, - посочувствовала сидящая рядом с ней пенсионерка, - не приведи Бог в наше время заболеть…»
Две женщины помоложе, устроившиеся позади меня на мягком сиденье, заговорили об оплате за дополнительное образование детей. «Ой, да я бы за своего оболтуса сколько угодно платила, лишь бы по улицам не болтался», - донеслись до меня слова одной из пассажирок. «Тебе легко говорить, у тебя мужик зарабатывает, а я каждую копейку считаю, - возразила ей подруга. - Да и вообще, почему это вдруг кружки и секции стали платными? Когда это было?»
«Действительно, - подумала я, - когда это было? Да никогда! Даже в трудные 50-60-е годы, когда страна только-только оправилась после страшной войны, строились дома детского творчества и спортивные школы, чтобы приобщать мальчишек и девчонок к спорту, творчеству, искусству. И ни у кого даже в мыслях не было сделать платным хоть один кружок! Что же происходит сейчас?»
«Говорят, педагогам платить нечем, - словно подслушав мои мысли, сказала одна из женщин, - вот и установили плату за обучение. Большинство кружков теперь платные - и в Доме детского творчества, и в спортивных школах. Это ведь не только у нас в Клину, по всей стране так». Вторая пассажирка снова возразила: «Миллионы воруют, а из нас последние копейки вытряхивают».
А ведь она права! Чиновники ничего лучше не придумали, чем пополнять бюджет, из которого разворовываются миллионы, поборами с родителей за обучение детей в кружках и секциях! (Это вместо того, чтобы попытаться вернуть украденные у народа деньги в казну!) А сколько детских коллективов закрыли, ссылаясь на кризис?! Сколько подростков оказалось на улице, лишившись возможности посещать клубы, секции или кружки, в которых они находили занятие по душе?! И вот, пожалуйста, результат: подростковая преступность практически повсеместно растет.
Ехать мне предстояло около часа, так что времени подумать обо всем этом было достаточно. Отрешившись от нервных мужичков с их проблемами и старушек, ругающих современную медицину, я сосредоточилась на том, что пока, слава Богу, волнует меня больше, чем бесплатные лекарства и медицинское обслуживание населения, - вопросе о воспитании подростков и молодежи. Как мы любим говорить, о будущем нашей страны. В моем родном городе Клине с этим, увы, не всё гладко: отмечен рост подростковой преступности. Уверена, что этому печальному обстоятельству в немалой степени способствовало закрытие нескольких подростково-молодежных клубов и секций, которые в прямом смысле этого слова отвлекали клинских мальчишек и девчонок от улицы, воспитывали в них чувство патриотизма, любви к Родине, пропагандировали спорт, здоровый образ жизни.
14 лет в Клину работал клуб для подростков и молодежи «Юнпресс». Его посещали десятки ребят, увлекающихся журналистикой. Вместе с сотрудниками, которые сами переступили порог этого клуба еще школьниками, а потом, закончив профильные вузы, стали профессиональными журналистами, они выпускали молодежную газету «Знай наших!» и еженедельную получасовую телепрограмму «Наше», в которых рассказывали обо всем, чем жила клинская молодежь. «Юнпресс» три раза подряд завоевывал высокие награды на Дельфийских играх России, защищая честь Московской области в номинации «Тележурналистика», и представлял Подмосковье на Всероссийском молодежном форуме «Селигер-2009». А сколько ребят приходило на занятия в секции центра гражданского и патриотического воспитания «Память»! Основной задачей центр ставил подготовку ребят к армейской службе. Но занимались в нем и еще одним нужным и благородным делом - поисковый отряд с одноименным названием «Память» поднимал и перезахоранивал останки воинов, павших в годы Великой Отечественной войны. Много лет душой центра был его создатель, офицер Российской армии Г.А. Осипов, который прикладывал все силы к тому, чтобы привлечь подростков, и прежде всего тех, кого у нас принято назвать «трудными», к занятиям в центре. Хорошо знают в Клину и студию эстрадного вокала «Апрель», в которой занимались дети и молодежь самого разного возраста - от 5 до 20 лет и старше. Солисты студии, руководимой талантливым педагогом Л.М. Заболотневой, становились лауреатами многих престижных конкурсов, в том числе и международных. «Апрель» собирал полные залы на свои отчетные концерты.
И вот известные даже за пределами Московской области коллективы прекратили свое существование. И причина тому не столько кризис, сколько бездарность и равнодушие клинских чиновников - тех самых, на которых возложена обязанность обучать и воспитывать клинских мальчишек и девчонок: начальника управления по делам молодежи, физической культуры и спорта А.В. Сасонного и начальника управления образования А.Д. Сокольской, которые не только ничего не сделали, чтобы сохранить успешно работавшие многие годы подростковые учреждения (а такая возможность была даже в условиях кризиса!), но и способствовали их закрытию. В какие только инстанции ни обращались сотрудники этих учреждений - всё бесполезно! Начали с главы Клинского муниципального района А.Н. Постриганя, но ни на одно из направленных ему писем он не удосужился ответить, а записаться к нему на прием оказалось просто невозможно. Не дождавшись никакой помощи ни от губернатора Б.В. Громова, ни от уполномоченного по правам человека Московской области А.Е. Жарова, педагоги и подростки решили обратиться к Д.А. Медведеву, направив ему видеоролик, который под названием «Обращение молодежи города Клина к Президенту России» был также размещен и в видеохостинге «Youtub», и в «Одноклассниках», и «Вконтакте», и в других социальных сетях. Читая комментарии к нему, просто диву даешься, что думает народ о чиновниках! Только чиновникам всё это, как говорится, по барабану. Они свои проблемы решают: приобретают недвижимость, землю, дорогущие иномарки, строят особняки, деток за границей обучают, не забывая наведываться к ним время от времени… А ведь мы доверили им свой город, своих детей - и что получили? Закрытые подростковые клубы? Платное дополнительное образование? Игорные заведения, количество которых в нашем городе в последнее время значительно увеличилось?
«Что там с прокурором-то нашим, не знаешь? - переключилась одна из женщин на другую, не менее волнующую всех клинчан тему». «А… - отмахнулась вторая пассажирка, - отмажут…»
Фамилия клинского городского прокурора Эдуарда Каплуна оказалась у всех на устах в связи с делом об игорном бизнесе. Еще больший резонанс в обществе вызвали прошедшие в феврале по всем центральным телеканалам сюжеты, в которых в компании с небезызвестным Иваном Назаровым красовалась упомянутая выше А.Д. Сокольская со своим мужем - заместителем прокурора Москвы А.В. Козловым (так что непонятно, почему только подмосковных прокуроров «трясут» по этому делу). «Ну пригласил Ваня прокуроров с супругами на день рождения, и что в этом такого?» - скорее всего, так рассуждает госпожа Сокольская, недоумевая, из-за чего весь сыр-бор. Да что там Сокольская! Сам генеральный прокурор Российской Федерации «ничего такого» в том, что прокурорские работники, на которых государством и обществом возложена задача осуществлять соблюдение законности в стране, панибратствуют с лицами, явно этой самой законностью пренебрегающими!
«И в капле воды отражается мир» - вспомнилась древняя восточная мудрость. То, что происходит у нас в Клину, как говорится, имеет место быть и в других городах Подмосковья, да, пожалуй, и всей страны. И что же со всем этим делать?
«Хоть башкой об стенку бейся - ничего не добьешься!» - слух уловил знакомый голос «хриплого».
«Да уж, мужик, - усмехнулась я про себя, - насчет «об стенку башкой» ты в самую точку попал». Сколько раз за свою уже достаточно долгую жизнь и сорокалетнюю журналистскую практику я сталкивалась с ситуацией, когда ничего не оставалось, кроме как, простите за грубость, плюнуть и растереть… Но сейчас почему-то не хочется. Так что же все-таки делать? Продолжать биться башкой об стенку? Или больше подойдет вариант с пулеметом, предложенный в начале поездки отчаявшимся добиться справедливости мужичком? Честно говоря, мне не нравится ни то, ни другое. Ну, в первом случае собственную башку жалко. Думаю, она мне еще пригодится. Что касается варианта № 2, то он тоже не подходит. (Впрочем, посмотрев телепроект «НТВшники» и увидев, как казнят обвиненных в коррупции преступников в Китае, я, как и большинство зрителей студии, одобрила эту чрезвычайную меру.) Все-таки пулемет - как-то не цивильно… Да и где его взять-то? А давайте попробуем действовать цивилизованным путем. Впереди у нас выборы - сначала в Госдуму, потом президента страны.
Лично я клеточку в бюллетене напротив партии «Единая Россия» на этот раз оставлю пустой.