Выступление В.И. Кашина по национальному докладу «О ходе и результатах реализации в 2010 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 -2012 год».
- Уважаемые коллеги!
Сегодня мы рассматриваем важнейший вопрос: национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2010 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 -2012 годы». Хочу отметить, что депутаты впервые своевременно получили обширный доклад, исходя из которого, можно сделать правильные выводы о состоянии российского села.
Во-первых, хочу обратить ваше внимание на финансирование этой программы.
Инвестиции в сельское хозяйство падали все три года, да как падали! На 21,4%, 30,2%, 19,7%. В итоге, сокращение производства отечественной сельскохозяйственной продукции при росте цен на импортные продовольственные товары привели к увеличению импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В2010 г. его объем достиг наивысшего значения за все годы рыночных преобразований, составив 36,4 млрд долл. США против 30,0 млрд долл. в2009 г. и 35,2 млрд долл. в2008 г.
«В 2010 г. значительно возросли физические объемы импорта молока и сливок сгущенных (на 83,1%), масла подсолнечного (в 2,6 раза), сахара-сырца (в 1,7 раза). И это в то время, когда произошло повышение средних мировых контрактных цен практически на все продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье для их производства. Например, цены на мясо птицы свежее и мороженое возросли на 19,6%, свинину свежую и мороженую – на 4,0%».
Это означает, что Правительство России продолжает финансировать чужое сельское хозяйство и не финансировать свое.
Странно слышать рассуждения о каких-то перспективах и программах. Неужели в правительстве до сих пор не поняли, что сельское хозяйство разделилось на две части: сельхозпредприятия, производящие хлеб, технические культуры и половину мяса, и личные подворья граждан, производящие практически весь картофель, овощи и вторую половину мяса и молока. Если первые еще как то попадают в поле зрения правительства, то вторые живут сами по себе. Согласно докладу, ресурсы домашних хозяйств уменьшались в 2009 и 2010 году. В2010 г. объем располагаемых ресурсов в расчете на одного члена сельского домашнего хозяйства составил 10127 руб. в месяц, или 97,5% от целевого показателя Государственной программы. Чего же ждать от бедного крестьянина в этом случае?
Не лучше с сельхозпредприятиями. Недостаток финансовых средств в значительной мере сдержал темпы обновления машинно-тракторного парка. В2010 г. расчетные коэффициенты обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях составили по тракторам 2,3%, зерноуборочным комбайнам – 3,5 и кормоуборочным комбайнам – 4,1% при плановых значениях соответственно 8; 10,4 и 12,4%.
В2010 г. средняя заработная плата в сельском хозяйстве составила 11 тысяч рублей. Меньше только в легкой промышленности.
Фактические лимиты ассигнований из федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» были сокращены на 67,8%.
Утвержденные в Программе масштабы ввода и приобретения сельским населением жилых домов и квартир сокращены в 3,4 раза, в том числе для молодых семей и молодых специалистов – в 2,7 раза, индикатор обеспеченности сельского населения питьевой водой снижен с 54,9 до 52,5%.
Программа полностью провалена!
Провалена, из-за недофинансирования. Мы неоднократно требовали от правительства направлять напрямую в реальный сектор сельского хозяйства те 70 млрд. рублей, которые предусмотрены федеральным бюджетом. Однако финансирование идет прежней дорогой через коммерческие банки, в которых оседает большая часть бюджетных средств, а крестьянству достаются непомерные процентные ставки.
В Западной Европе государства на поддержку своего сельскою хозяйства выделяют в среднем 300 долларов на гектар, в Японии - 473, в США - 324, в Канаде - 188. В России государственная поддержка села составляет всего лишь около 13 долларов на гектар, в то время как государство располагает сотнями миллиардов долларов золотовалютных запасов и несколькими триллионами рублей, законсервированных в госфондах, которые используются, как правило, в интересах западных производителей.
Между тем сельское хозяйство России идет к полному коллапсу. Реформы уничтожили 2 трети крупных коллективных хозяйств, а четверть из оставшихся – убыточные. Страна скатывается к мелкотоварному производству, к натуральному хозяйству с преобладанием ручного труда. Сегодня более половины продуктов животноводства и 90 % плодоовощной продукции производится в личных подворьях граждан. Комплексную механизацию на селе заменил первобытный труд с сохой и лопатой. По производительности труда Россия сегодня в 10 раз отстаёт от стран Евросоюза.
Состояние машинно-тракторного парка катастрофическое. К уровню 1990 года он уменьшился более чем в три раза. Сегодня в арсенале сельского хозяйства тракторов возрастом более 9 лет - 79 %, зерноуборочных комбайнов – 66 %, кормоуборочных комбайнов - 50 %.
Земли деградируют без соответствующего ухода и дефицита удобрений. 43 млн. га. пашни заброшено. Ухудшается экологическое состояние сельскохозяйственных угодий – их засоленность, закисление, переувлажненность. Почти в 10 раз сократились объемы мелиорации земель, фосфоритования почв, гипсования и орошения. Около трети российских посевных площадей вообще не удобряется, а на остальных нормы внесения удобрений снижены по сравнению с оптимальными в 3-4 раза. Обострилась проблема спасения русских черноземов, которые без должного ухода теряют свои плодородные свойства.
К полному упадку приведено животноводство. От поголовья крупного рогатого скота осталась только половина. Поголовье свиней сократилось в 2,3 раза, овец - в 3 раза.
Созданная в советское время армия механизаторов дисквалифицирована и в большинстве регионов фактически прекратила своё существование. Кадровая система комплексного обеспечения развития и деятельности сельского хозяйства находится на грани полного уничтожения.
Продолжает разрушаться социальная и культурная база села. За годы «реформ» здесь закрыто 15 600 клубов, 4 300 библиотек, 22 000 детских садов, 14 000 школ. Деградация, миграция, вымирание – вот три составляющие, характеризующие нынешнее состояние дел на селе. Село вымирает: 23 тысяч деревень исчезли с карты России, в 47 тысячах деревень проживает менее 10 человек.
КПРФ считает такую политику Правительства РФ антинациональной, не отвечающей интересам российского народа, не обеспечивающей продовольственную безопасность страны. Мы предлагали и предлагаем другую модель сельского хозяйства, однако Правительство РФ не хочет внять здравому смыслу, и продолжает свою разрушительную политику.
Наши планы по этому поводу не раз озвучивались и на пленумах КПРФ и на заседаниях Госдумы при принятии важнейших законопроектов для сельского хозяйства страны. И сегодня для возрождения российской деревни их надо использовать, потому что они сделаны с учетом опыта, накопленного не только в доперестроечные времена, но и вобрали в себя широкий международный опыт. А для этого мы считаем, что должна быть принята другая модель собственности на отечественной ниве – государственная. В основе этой модели заложена необходимость государственной собственности на землю, которую следует безвозмездно передавать юридическим и физическим лицам для сельскохозяйственного производства.. Необходимо возрождение российского села на основе только крупных коллективных хозяйств и агрохолдингов с высокой долей орошаемого земледелия и высокими технологиями использования лесных и водных ресурсов. А господдержка села, которая вошла в практику всех стран ЕС и США, и у нас должна стать повседневной практикой и быть на уровне не ниже стран Евросоюза, но не менее 15 % расходной части нашего годового Федерального бюджета. И еще сельхозпрограмма КПРФ выступает за мораторий на банкротство сельхозорганизаций и за более широкое использование процедур финансового оздоровления за счёт бюджетов всех уровней, а также против вступления в ВТО, считая его губительным в условиях нынешней нашей неконкурентоспособности. Ну и естественно, необходимо всемерно восстанавливать сельскую социальную инфраструктуру. Без этих простых и понятных условий нынешнее село не поднять из тех руин, в которые оно попало за долгие годы неумелых и непрофессиональных реформирований.