7 декабря состоялось последнее 177 заседание Мособлдумы IV созыва, на котором депутатами «Единой России» было утверждено «Соглашение об изменении границ между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью» (далее – Соглашение). Своим размышлениями по этому поводу делится заместитель руководителя фракции КПРФ в Мособлдуме, второй секретарь МК КПРФ Константин Черемисов.
- Константин Николаевич, как проходило заседание?
- Судя по принятым мерам безопасности, когда каждый этаж здания охрана обошла со служебными собаками в поисках чего-то опасного, ожидали приезда губернатора. Но на заседании Думы присутствовал его 1-й заместитель, а доклад делал министр по делам территориальных образований областного правительства В.С. Демешкан. На мой вопрос о том, какое заключение дали на проект данного документа правовое управление губернатора и государственно-правовое управление (ГПУ) Думы, докладчик слукавил, сказав, что заключение от юристов губернатора положительное (хотя это - неправда), а о Заключении ГПУ ему неизвестно (на самом деле оно отрицательное).
А теперь по существу вопроса. С самого начала, как только в июле этого года по телевидению была озвучена идея расширения границ Москвы за счет вырезки огромного куска территории, а фактически - РАСЧЛЕНЕНИЯ Московской области, фракция КПРФ в Московской областной Думе выступила категорически против этого непродуманного, необоснованного решения. То, что предлагается сделать, имеет название: беспрецедентная правовая авантюра, не имеющая аналога в новейшей истории страны. Представьте себе, территория Москвы увеличивается на 160 тыс. гектаров (т.е. больше чем вдвое) и будет простираться до границ Калужской области. Если с 1 июля 2012 г. Соглашение вступит в силу, то под юрисдикцию Москвы полностью или частично перейдут 27 городских и сельских поселений пяти муниципальных районов (Ленинского, Наро-Фоминского, Подольского, Красногорского, Одинцовского) и два городских округа (Троицк и Щербинка). Но главное – люди, ведь не в пустыне живём: 150 тыс. человек населения, как крепостных, передают под власть другого «барина». Контуры территории области становятся похожи на хомут, надетый на Москву.
- Вы упомянули Заключение ГПУ Думы, что можно в нем отметить?
- Прежде всего, считаю необходимым выразить благодарность руководству и сотрудникам государственно-правового управления Мособлдумы, проявившим, на наш взгляд, гражданское мужество и высокий профессионализм в работе при подготовке Заключения на вышеназванное Соглашение. По сути дела это Заключение обнажает полный правовой произвол инициаторов соглашения.
Во-первых, в Соглашении фигурирует ТРЕТИЙ субъект федерации, Калужская область. Но для установления внешней границы между тремя субъектами РФ и внутренней границы между городом Москвой и Калужской областью необходимо заключение трехстороннего соглашения.
Во-вторых, Соглашением устанавливается переходный период, в течении которого осуществляются нормотворческие, организационные и иные мероприятия, необходимые для полноценного обеспечения жизнедеятельности населения на территории, которая изменяется в связи с изменением границ между субъектами Российской Федерации. Но не указано, на какие органы возлагается обязанность по исполнению указанных мероприятий, кто будет контролировать порядок и сроки проведения, из каких средств осуществляется финансирование указанных мероприятий?
В-третьих, в Заключении доказано, что Соглашение противоречит целому ряду федеральных законов, в том числе вторгается в такие вопросы, которые требуют изменений Бюджетного, Налогового кодекса, закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и т.д. В переходный период «провисают в воздухе» деятельность мировых судей, нотариусов, система регистрации сделок по недвижимости, по земельным и другим гражданско-правовым отношениям.
- А федеральные органы государственной власти хоть как-то участвуют в этом переходном периоде?
- Нет, не участвуют, поскольку не являются сторонами Соглашения и никаких обязательств в связи с его реализацией у них не возникает. Создается обстановка правового беспредела, в которой неизбежно будут нарушаться права тысяч граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц).
В своем выступлении руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Н.И.Васильев, не вдаваясь в детализацию массы правовых неувязок, нестыковок с действующим федеральным и региональным законодательством, сказал, что фракция полностью разделяет точку зрения ГПУ, изложенную в Заключении: «реализацию соглашения об изменении границ между субъектами РФ невозможно осуществить только в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов РФ: многие вопросы могут быть решены только органами государственной власти РФ путем принятия соответствующих нормативных правовых актов».
Было подчеркнуто, что мы согласны с выводом Заключения юристов Думы, считающих, что для урегулирования отношений, возникающих в связи с изменением границы между городом Москвой и Московской областью должен быть принят федеральный закон, регулирующий правоотношения, возникающие в связи с изменением границ между любыми субъектами РФ. Только на основании этого закона могут приниматься соглашения и нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения по изменению границ между городом Москвой и Московской областью.
- Как проходили прения?
- Прения по докладу фактически были сорваны. Дали выступить одному депутату, Павлу Грудинину, и большинством голосов ЕдРоссов они были прекращены. Остальные выступали по мотивам голосования. Мне тоже не удалось выступить. Но сейчас я должен сказать: депутаты фракции КПРФ убеждены, что предлагаемое Соглашение между Москвой и Московской областью порождает правовой хаос, удобный только для жуликов, представителей олигархического капитала и коррумпированного чиновничества, создаёт благоприятные условия для достижения их своекорыстных целей, не имеющих ничего общего с интересами населения области.
Депутат нашей фракции Ш.В.Вердиханов справедливо призвал депутатов правящей партии: не уподобляйте себя персонажу кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» - управдому Ивану Бунше, который с лёгкостью дурака, случайно оказавшегося на троне, готов был отдать Кемскую волость шведам.
Депутаты правящей партии, подготовив такой «новогодний подарок» жителям области, не вняли доводам разума, не смогли проявить гражданское мужество и встать выше диктовки Кремля. Скоро там сменится «хозяин» и неизвестно, будет ли иметь смысл это Соглашение при новом президенте страны. По итогам поименного голосования Соглашение было утверждено: «за» - 30 голоса «Единой России», «против» – 16 депутатов фракций КПРФ и СР.
Такой документ позорит и исполнительную и законодательную власти региона. Не захотев отказаться от этой авантюры депутаты «Единой России» предстают перед всем юридическим сообществом России в глупом виде. Текст этого Соглашения и Заключения ГПУ нужно вывесить в Интернете и он станет доступен всем гражданам нашей страны. Речь идет об уровне юридической и правовой культуры законодателей Москвы и Московской области.
- В России часто ссылаются на опыт развитых европейских стран, как на образец правовых государств. Возможно ли там такое?
- Лично я, например, не могу представить себе ситуацию, когда по прихоти (или договоренности) главы европейского государства и мэра столицы страны (Парижа, Берлина, Лондона) территория этих столиц под благовидным предлогом увеличивается в 2,5 раза с непредсказуемыми последствиями этого шага для правовой системы страны. Но, как говорится, российский правящий клан – умом не понять, «аршином общим не измерить». Соглашение о передаче Москве огромной территории области не имеет никакого научного, правового, финансово-экономического обоснования. Такое решение принято по прихоти очередного «царя» и его можно с полным основанием считать проявлением волюнтаризма. В данном случае дело обстоит именно так.
- Правящая партия все время говорит о своих благих намерениях, что, дескать, все их законы и решения продиктованы заботой о людях…
- Известно, что благими намерениями выстлана дорога в ад: вспомните, что они говорили перед реформой армии, образования, медицинского обслуживания, что они говорили о передаче управления ЖКХ в частные руки, о приватизации аптек? Везде провал, везде только потери, деградация, безответственность, людские страдания. А крайним – выходит населения страны. Но, судя по итогам прошедших 4 декабря выборов в Госдуму, народ начинает прозревать, налицо потеря доверия населения к этим политическим силам и их декларациям.