В.И. Кашин: Единство усилий Минсельхоза и аграрного комитета Госдумы в реализации задач развития АПК, которые поставил Президент

В.И. Кашин, зам. Председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета ГД ФС РФ по аграрным вопросам, академик РАН

Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам, академик РАН Владимир Иванович Кашин провел расширенное заседание Комитета по аграрным вопросам с участием Министра сельского хозяйства РФ Оксаны Лут и выступил с докладом.

Уважаемые товарищи хочу выразить общее мнение Комитета и поблагодарить министра за всеобъемлющий доклад и достойные результаты работы, которые получены в сложном неблагоприятном для села прошлом году. Мы дружно работаем и это очень важно. Законотворческая работа тоже впечатляет принято 30 федеральных законов и сформирован достойный портфель законопроектов, вместе с тем хотелось бы обсудить ряд вопросов для нашего общего понимания и решения.

Первое, что касается производства молока, задача перед нами стоит серьёзная, и подходить к её решению нужно с полной ответственностью. Давайте посмотрим на реальные цифры. За прошлый год в России было произведено 34 миллиона тонн молока. Однако важно понимать, откуда эти объёмы поступают. Из этого количества 21 миллион тонн приходится на организованные хозяйства, 3 миллиона тонн произведены фермерами, а оставшиеся 10 миллионов тонн — это продукция личных подсобных хозяйств.

В.И. Кашин: Единство усилий Минсельхоза и аграрного комитета Госдумы в реализации задач развития АПК, которые поставил Президент

Но здесь необходимо задуматься: насколько реальны эти показатели? Мы с вами хорошо понимаем, что за цифрой в 10 миллионов тонн можно поставить несколько знаков вопроса. Если учитывать реальную товарность этого сегмента, то в действительности из заявленного объёма в оборот поступает значительно меньше.

Такова наша сегодняшняя реальность, и если мы хотим добиться устойчивого развития молочного животноводства, необходимо подходить к решению проблемы комплексно, системно, без иллюзий и с учётом реальных показателей.

Мы много говорим о крупном рогатом скоте, но давайте посмотрим на реальную картину. В организованном секторе осталось всего 3 миллиона голов, а значительная часть КРС содержится в личных подсобных хозяйствах. Однако мы прекрасно понимаем, что там, в лучшем случае, фактическое поголовье составляет не более половины заявленного.

Это серьёзный вопрос, и мы должны обсуждать его открыто. Нам необходимо не просто удерживать существующие показатели, но и существенно увеличивать производство молока. Сегодня по установленной норме требуется 325 литров молока на человека, а к 2030 году, согласно задаче, озвученной Оксаной Николаевной, мы должны увеличить производство на 25 процентов. Это означает, что общий объём должен приблизиться к 40, а по-хорошему — к 45 миллионам тонн.

Чтобы достичь этих показателей, нам необходимо увеличить поголовье КРС как минимум на 3 миллиона голов, из которых полтора миллиона должны составлять дойное стадо. Только таким образом мы сможем реально сдвинуть ситуацию с места и обеспечить решение поставленных задач.

За счёт увеличения продуктивности можно немного подтянуть показатели на несколько процентов, но не более того. Мы с вами это прекрасно понимаем. Именно поэтому комитет настаивает на создании федерального проекта, потому что, каким бы энергичным, компетентным и решительным ни был министр, одному министерству с этой задачей не справиться.

Без вовлечённости губернаторов, без общей ответственности поднять отрасль на новый уровень просто невозможно. Конечно, можно сегодня промолчать, не предпринимать дополнительных усилий, но через год или два всё равно станет очевидно, что мы не догоняем необходимые показатели. И кому это нужно? Никому.

Нужен — федеральный проект с чётко поставленными задачами для каждого региона. Когда у каждого губернатора есть конкретное задание и ответственность за его выполнение, тогда и можно рассчитывать на реальный результат.

Мы неслучайно приводим в пример опыт работы Гордеева А.В.. В своё время в Воронеже было сложно найти стадо коров в отдельных районах области. Когда губернатор и все главы определились в развитии молочного животноводства, дело сдвинулось. Мы были в прошлом году в Алтайском крае, в успешных районах трудно было найти молочное стадо.

Это реальность, и её нельзя игнорировать. Нам необходимо восстанавливать и развивать отрасль, иначе последствия будут ещё серьёзнее.

Я специально проанализировал ситуацию, и вот что мы видим: в Новгородской области дойность крупного рогатого скота сократилась в 14,5 раза. В Тверской области ситуация не намного лучше — снижение в 11 раз. Эти цифры говорят сами за себя, и они выделены красным не случайно.

В.И. Кашин: Единство усилий Минсельхоза и аграрного комитета Госдумы в реализации задач развития АПК, которые поставил Президент

Поэтому, когда мы говорим о необходимости федерального проекта, мы говорим о конкретных решениях. Вчера я обсуждал этот вопрос с премьер-министром, и на одном из заседаний, когда присутствовал тогда еще министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, он поддержал эту инициативу. Однако Минфин и Минэкономразвития выступили против, и тема была фактически закрыта.

Но разве мы можем позволить себе снова упустить этот вопрос? Молочная продукция — это продукт, отвечающий за здоровье человека. Более того, развитие животноводства означает создание круглогодичных рабочих мест, а также спасение наших чернозёмов, которые сегодня деградируют, потому что органика не производится и не вносится в почву.

По сути, если мы действительно хотим поддержать село, это вопрос жизни, это шанс дать деревне второе дыхание. Но для этого предстоит проделать огромную работу.

Вторая важная тема — это продовольственный диспаритет, который мы наблюдаем на рынке. Оксана Николаевна уже приводила эти данные, но давайте посмотрим на конкретные цифры.

Например, в марте цена на муку у производителя составляла 25 рублей, а на полке в магазине она уже 54 рубля. Почему такая разница?

Картофель: отпускная цена — 26 рублей, а на полке 64 рубля. И так по многим позициям. Торговые сети утверждают, что их наценка не превышает 5–10%, но реальная разница между ценой производителя и ценой на полке показывает совершенно другую картину.

В.И. Кашин: Единство усилий Минсельхоза и аграрного комитета Госдумы в реализации задач развития АПК, которые поставил Президент

Когда мы принимали закон о сокращении сроков оплаты за поставленную сельхоз продукцию, крупные ритейлеры и торговые сети поддерживали ещё одну нашу инициативу — ограничение наценки в рознице. Уже 2 года законопроект как внесли и правительство не хочет нас поддержать и навести порядок в этом важном вопросе. Боятся нечего, мы производим достойную продукцию и справедливое распределение дохода в структуре цены, только будет стимулировать наращивание производсьтва.

Родное министерство нас в этом поддерживает. В поддержку закона выступил и Борис Титов. Однако документ продолжает лежать без движения. Я обращаюсь ко всем депутатам, ко всем фракциям: давайте продвинем этот закон, потому что проблема остаётся нерешённой. Нам нужно действовать всем более активно и дать перекупщикам и спекулянтам по рукам!

Ещё один важный вопрос – техника и удобрения, особенно в контексте диспаритета цен.

За первые два с половиной месяца текущего года агролизинг показывает серьёзное снижение в продаже с/х техники по сравнению с прошлым годом. В прошлом году, несмотря на все трудности, приобретение тракторов, комбайнов и другой с/х техники шло с опережением, а сейчас проседаем настолько сильно, что цифры даже неудобно озвучивать.

При этом цены на технику продолжают расти. Например, на Ростсельмаше комбайн уже стоят по 23 миллиона рублей. В агролизинге условия несколько лучше, но мы понимаем, что это лишь небольшая часть рынка – многие хозяйства приобретают технику напрямую, без лизинга.

В.И. Кашин: Единство усилий Минсельхоза и аграрного комитета Госдумы в реализации задач развития АПК, которые поставил Президент

Эту проблему нужно решать комплексно. Оксана Николаевна правильно говорит: необходимо приглашать производителей, Минпром, ФАС и обсуждать механизмы сдерживания роста цен. У нас в Госдуме создана комиссия во главе с Гордеевым по этому вопросу.

Сегодня, даже если хозяйство имеет рентабельность 26%, этого недостаточно для расширенного производства. Более того, даже лучшие предприятия не могут позволить себе построить хотя бы одну квартиру в год для специалистов.

Если мы не изменим ситуацию, сельское хозяйство будет терять конкурентоспособность, а аграрный сектор — испытывать всё больше сложностей с обновлением техники и поддержанием уровня производства.

Это серьезный вопрос, и нам, уважаемые товарищи, необходимо всем на него обратить внимание. Важно понять, как выходить из этой ситуации и какие меры принимать.

Если всю ответственность возложить только на министра или министерство, то решить проблему не получится. Без активного участия всех заинтересованных сторон — регионов, аграриев, законодателей — ситуация не изменится.

Это наше общее дело, и только совместными усилиями мы сможем добиться устойчивого развития аграрного сектора. Поэтому необходимо работать сообща, объединять ресурсы и добиваться реальных изменений.

Уважаемые товарищи, давайте обратим внимание на мелиорацию, которая, мягко говоря, вызывает беспокойство. Как уже упомянула Оксана Николаевна, мы добились хороших результатов по рису: в прошлом году был получен второй урожай риса, и цифра оказалась впечатляющей — 65 центнеров с гектара. Это первая в истории практика получения двух урожаев с одной площади в год зерновых. Основным фактором, который позволил это сделать, стало отсутствие лимитирующих факторов, и главным образом, речь идет о воде. На базе нашего института рисового производства мы смогли этого добиться.

Но, если смотреть на общую картину, ситуация с мелиорацией выглядит гораздо хуже. В стране 13 миллионов гектаров было мелиорируемых земель, из которых на данный момент используется только 9 миллионов. При этом доля орошаемых земель, которые действительно используют современные технологии, крайне мала всего 1,2 млн га из 4,5 млн га. Это колоссальный недоиспользованный ресурс, который должен стать важнейшей частью нашей продовольственной безопасности.

Орошаемая земля — это не только овощи и картофель, но и, например, плоды и ягоды, которые требуют капельного полива. Без этих технологий невозможно обеспечить стабильное производство таких культур в нужных объемах.

Мы не можем продолжать забывать об этом ресурсе. Нам необходимо понять, сколько земель нам действительно нужно орошать, какие технологии и инвестиции потребуются для того, чтобы максимально эффективно использовать наш потенциал. Заниматься мелиорацией и водными ресурсами — это не просто необходимость, а неотложная приоритетная задача для страны.

В.И. Кашин: Единство усилий Минсельхоза и аграрного комитета Госдумы в реализации задач развития АПК, которые поставил Президент

Уважаемые товарищи, давайте обратим внимание на международный опыт в сфере мелиорации. Вот, например, Китай и Индия каждый год вводят в севооборот по 2 миллиона гектаров орошаемых земель. Это колоссальные масштабы, которые позволяют этим странам поддерживать высокий уровень продовольственной безопасности и эффективно использовать свои сельскохозяйственные ресурсы.

При этом многие наши недруги, те же самые страны, которые в последние годы активно развивают сельское хозяйство, имеют в севообороте до 50% орошаемых земель. А мы, к сожалению, стоим на месте. Вот, к примеру, на данный момент в России орошается всего лишь 1 миллион 295 тысяч гектаров, что, конечно, не соответствует нашему потенциалу.

У нас есть огромный резерв, который мы пока не используем в полную силу. Сравнение с другими странами показывает, насколько мы отстаем в этом вопросе. Важно понимать, что если мы хотим обеспечить продовольственную безопасность, наращивать объемы производства и быть конкурентоспособными на международном рынке, нам необходимо обратить внимание на мелиорацию и увеличение площади мелиорируемых земель.

Комплексные программы развития сельских территорий: вызовы и решения

Уважаемые товарищи, давайте обратим внимание еще на один из важнейших аспектов, который непосредственно влияет на будущее наших сельских территорий — это комплексные программы развития сельских территорий. Несмотря на усилия, мы все понимаем, что ситуация остаётся сложной. Согласно последним данным, население продолжает снижаться, и за последние пять лет только за счёт смертности мы потеряли более 500 тысяч человек. Это печальная реальность, с которой нам необходимо бороться.

В.И. Кашин: Единство усилий Минсельхоза и аграрного комитета Госдумы в реализации задач развития АПК, которые поставил Президент

В рамках госпрограммы предусмотрены меры, направленные на сохранение населения, строительство жилья, улучшение качества жизни и инфраструктуры. Но программа финансируется по остаточному принципу, хуже того действующие в стране еще 14 социальных государственных программ не окрасили средства для 36 млн сельских жителей. Мы обязаны заставить правительство выполнять свои обещания в этом вопросе в соответствии с количеством людей проживающих в сельской местности.

В.И. Кашин: Единство усилий Минсельхоза и аграрного комитета Госдумы в реализации задач развития АПК, которые поставил Президент

При этом важно изменить механизм освоения выделенных средств, дотационные регионы не имеют для этого денег и мы этим себя загоняем в ловушку. Выделяем средства в такие регионы и не надо грузить муниципальные образования, у них на зарплату у многих нет средств. Мы также обращаемся к бизнесу находить возможность создать подходящие условия для жизни и работы в сельской местности.

Нужно понимать, только при создании комфортных условий, можно ожидать эффективного и устойчивого развития аграрного сектора.

Уважаемые товарищи, подводя итог, хочу сказать, что из всего, о чём мы сегодня говорили, 60 процентов это наша с вами работа, а 40 процентов зависят от министерства. От регулирования через законы и объединение всех политических фракций в заботе о развитии сельских территорий.

Хочу выразить благодарность Оксане Николаевне и всем её коллегам за проделанную работу и неоценимый вклад в развитие сельского хозяйства.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
Идеологическая школа МЭЛС
29 марта начала свою работу школа Марксизма-Ленинизма под руководством первых секретарей ЛКСМ РФ городов Щёлково и Фрязино Александра Коровкина и Дениса Александрова.


Помощь гражданам - наш приоритет!
Депутат Мособлдумы от КПРФ Елена Мокринская провела прием граждан в г.о. Щёлково.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: Единство усилий Минсельхоза и аграрного комитета Госдумы в реализации задач развития АПК, которые поставил Президент

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Николай Васильев принял участие в работе штаба протестных действий

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Лесной кодекс

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Состоялось заседание фракции КПРФ и 108 пленарное заседание Мособлдумы

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: женщины-волонтеры делают нашу Победу над фашизмом неизбежной


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда