16 мая 2012 года в Москве прошло первое заседание Общественного совета при президенте ОАО «Российские железные дороги» по вопросам развития проектов высокоскоростного сообщения в Российской Федерации. В заседании принял участие депутат Государственной Думы, член фракции КПРФ, Михаил Юрьевич Авдеев.
Темой первого заседания совета стало обсуждение долгосрочных проектов развития высокоскоростных железнодорожных магистралей. Как было отмечено всеми собравшимися, этот вопрос имеет огромное значение для развития скоростного железнодорожного движения. Сейчас в России нет выделенных высокоскоростных магистралей. Пилотным проектом по их строительству должна стать дорога Москва – Петербург, которую планируется запустить к 2018 году. Поезда будут преодолевать расстояние между городами за 2 часа 30 минут, развивая максимальную скорость до 400 километров в час. Второй высокоскоростной магистралью станет дорога Москва – Екатеринбург, которая соединит важнейшие региональные центры России – Москву, Владимир, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург.
В своем выступлении Михаил Юрьевич подчеркнул особую значимость развития железнодорожной инфраструктуры в России, а также отметил основные проблемы правового регулирования в этой области. Ввиду специфики инфраструктуры железнодорожного транспорта – ее существенной протяженности и линейного характера – существующего земельного фонда железных дорог зачастую недостаточно. А в условиях перехода к высокоскоростному движению, устанавливающему особые требования, в том числе и к безопасности объектов железнодорожной инфраструктуры, возникает необходимость строительства выделенных железнодорожных магистралей. Поэтому для реализации подобных проектов объективно требуется проведение мероприятий по изъятию земель. Однако действующее законодательство в данной сфере далеко от совершенства и содержит множество требований, которые зачастую создают серьезные препятствия для своевременного изъятия земель для государственных нужд. В результате, проведение всех мероприятий по изъятию земель, включая подготовительную стадию, согласно действующему законодательству может занимать до 5 лет. Кроме того, необходимо урегулировать права и обязанности частных инвесторов, вкладывающих средства в развитие железнодорожной инфраструктуры, привлечь их для выполнения отдельных мероприятий в рамках процедуры изъятия земель. Не решен в законе и вопрос о независимой оценке рыночной стоимости изымаемых объектов и компенсируемых убытков.
Подводя итог, М.Ю. Авдеев отметил, что действующее федеральное законодательство, регламентирующее мероприятия, сопутствующие изъятию земель, не соответствует требованиям сегодняшнего дня, нуждается в модернизации и оптимизации. А несовершенство процедуры изъятия земельных участков серьезно тормозит развитие железнодорожной инфраструктуры, что, в свою очередь, становится препятствием для развития высокоскоростного движения. «В условиях, когда железнодорожный транспорт остается основным средством междугородного сообщения для большинства граждан России, внедрение высокоскоростных перевозок является насущным требованием времени. И мы должны приложить все усилия, в том числе в сфере законотворчества, чтобы сделать скоростной железнодорожный транспорт доступным для всего населения нашей страны», – заявил депутат-коммунист.