(Выступление в Санкт-Петербурге на 5-м Невском экологическом конгрессе 18 мая 2012 года Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И.Кашина)
Будущее за устойчивым развитием
Мир вступил в третье тысячелетие. Сегодня и политики, и специалисты, ученые, и мировое сообщество в целом обоснованно расценивают сохранение окружающей среды, как основное условие выживания человечества и его устойчивого развития. Будущее цивилизации стало зависеть от объединенной политики государств, направленной на выработку и реализацию комплекса мер по противодействию негативным последствиям научно-технического прогресса, приводящим к эколого-техногенным катастрофам и их глобальным экологическим последствиям. Надо помнить, что устойчивое развитие это комплексное, системное понятие, и оно достигается, прежде всего, через сохранение благоприятных условий проживания человека – дышать чистым воздухом, пить чистую воду, через доступность к образованию, медицинскому обслуживанию, возможность иметь работу и достойную заработную плату, растить детей, питаться экологическими чистыми продуктами и т.д. К сожалению, в наше время каждый четвертый житель Земли уже нуждается в глотке чистой воды и более 1,6 млрд. людей голодают. Ученые с тревогой отмечают заметное изменение климата. Недавняя катастрофа в Мексиканском заливе привела к деформации течения Гольфстрим, что с неизбежностью в самое ближайшее время может отрицательно сказаться на изменении климата ряда европейских государств. Это еще раз подтверждает, насколько наш мир хрупок и требует к себе бережного отношения.
Впервые об этом была сказано в глобальном масштабе на Конференции ООН в Стокгольме в 1972 году, а затем и на Конференции РИО-92, которая состоялась в столице Бразилии. Конференция ООН 1992 г. в Рио-де-Жанейро - второй после Конференции ООН 1972 г. в Стокгольме, явилась эпохальным событием в истории человечества. Собрала представителей 179 стран мира, 1600 неправительственных организаций. Конференция приняла Декларацию РИО, в которой провозглашены обязательства государств по основным 27 рекомендательным принципам достижения цивилизацией устойчивого развития (сохраняющего окружающую среду, выживание будущих поколений; предполагающему ограничение потребностей жизнедеятельности; опирающемуся на науку и образование). К сожалению, все предложения Конференции по ограничениям получили лишь рекомендательный характер вследствие сопротивления, прежде всего, руководителей США.
Мы обязаны сегодня выразить огромное спасибо тем, кто 40 и 20 лет назад поднял эту теме на мировой уровень.
Очень скоро состоится очередная Конференция РИО+20, на которой мировое сообщество будет подводить итоги проделанной работы и искать новые пути предотвращения угроз экологической безопасности в планетарном масштабе.
Нынешний Международный Невский экологический конгресс проводится уже в 5 раз, привлекая также внимание к экологическим проблемам на самом высоком уровне. Вместе с международным сообществом мы ищем пути гармоничного сочетания экологических, экономических и социальных интересов общества в целях его устойчивого развития. Актуальность обеспечения устойчивого развития ставит на повестку дня необходимость глубокой «экологизации» экономики на основе реализации едва ли не главного приоритета современного развития – повышения ценности природы и ее ресурсов, а также человека, его жизни и здоровья.
Трезвая оценка ситуации – ключ к успеху
Но для этого требуется поддержка модернизации производства на пути достижения так называемого двойного выигрыша, связанного с обеспечением как экономической эффективности, так и уменьшением воздействия на окружающую среду.
Без осознания этого мы не сможем избежать того катастрофического положения с сохранением окружающей среды, которое сложилось в нашей стране. Оно многопланово. Это и состояние воздуха, и состояние воды, и состояние почв, и сохранение лесов и т.д. Достаточно сказать, что из-за неблагоприятных условий проживания ежегодно страна теряет 300-350 тысяч человеческих жизней. Т.е. имеет место грубейшее нарушение конституционного права наших граждан на благоприятную среду обитания.
Поправить ситуацию можно только, если мы будем действовать, адекватно воспринимая ее сложность, а не вводить в заблуждение и себя, и общественность, приукрашивая истинное положение дел. Особенно острое чувство протеста возникает тогда, когда негатив последних двадцати лет прикрывается бросанием камней в наше советское прошлое, пытаясь тем самым оправдать катастрофическую ситуацию в экологии наших дней. В частности это прозвучало здесь в выступлениях некоторых докладчиков, которые уподобились той вдове, высекшей саму себя. Я бы не советовал этого делать. Давайте не чернить прошлое, в котором, кстати, все было не так плохо, а говорить, что мы сделали за последние двадцать лет. И мы увидим, что решение проблем с сохранением среды обитания не только не продвинуты вперед, а, наоборот, они стали еще более острыми.
Возьмем любое экологическое направление – воздух, вода, почва, лес… Достаточно сказать, что в 40 субъектах Российской Федерации более 50% городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. В некоторых городах наличие в воздухе вредных веществ в 5-10 раз превышает предельно-допустимые концентрации.
Остается высоким объём сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных. Более 25% подземных и около 45% наземных источников питьевой воды не соответствуют санитарным нормам. В водоемы сбрасывается всего лишь примерно 5% очищенных стоков, все остальное – или условно очищенные или вовсе не очищенные стоки.
Страна завалена отходами промышленности и бытовыми отходами. Сегодня в России более 11 тысяч только официальных свалок. В хранилищах и полигонах накоплено почти 100 трлн. тонн отходов, в том числе и опасных для здоровья человека. Ежегодно объем отходов увеличивается на 4 млрд. тонн, из которых только 45% перерабатывается. В основном это отходы промышленности. Бытовые же отходы практически полностью (93%) размещаются на полигонах. Захоронение отходов в нашей стране - это основной способ обращения с отходами, хотя по мировым стандартам - является конечной стадией, применяемой тогда, когда приняты все возможные меры по их переработке и использованию.
Почти во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель сельхозназначения, земель лесного фонда. Брошен на разграбление и русский лес. Россия активно участвует в формировании мировой лесной политики. На долю нашей страны приходится 22% общей площади мировых лесов, в связи с чем российские леса оказывают весомое влияние на экологическую безопасность в глобальном масштабе.
Вместе с тем наметилась устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. Разрушена система противопожарной охраны лесов, в том числе единая авиационная система борьбы с пожарами. Ежегодные среднемноголетние темпы современного выбытия лесов превышают 1 млн. га, из них около 800 тыс. га за счет сплошных рубок, 200 тыс. га – за счет гибели от лесных пожаров, около 30 тыс. га - гибель от вредных организмов.
Особо хочу отметить варварское отношение к кормилице-земле. Свыше сорока млн. гектар пахотной земли заброшено, и она уже поросла кустарником и прочим чертополохом. Плодородие земли деградирует, в том числе и наши черноземы. Идет закисление, обводнение и опустынивание почв. Новые хозяева забыли о такой важной вещи, как вынос урожаем из почвы полезных веществ, не возмещая его внесением удобрений. Как вернуть эти земли к жизни, вот о чем теперь нам надо думать, а не ругать Советскую власть, которая к данному безобразию не имеет никакого отношения. Ведь возвращение этих земель к жизни – это тот кусок хлеба, которого сегодня недостает очень многим людям.
Требуется капитальный «ремонт» законодательства
Изменение сложившейся экологической ситуации требует совершенствования природоохранного законодательства Российской Федерации. Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассматривает это как приоритет в своей законотворческой деятельности. На это нас нацеливает и такой важный документ как «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», который недавно был утвержден Указом Президента Российской Федерации.
Сегодня в Комитете находится пакет законопроектов, принятие которых создаст новую базу для формирования экологической и экономической политики нашего государства. Это целый набор стимулов для разработки и реализации хозяйствующими субъектами технологических решений с новым уровнем безопасности и эффективности использования природных ресурсов.
Среди приоритетных для нас законопроектов стоит отметить два. Первый направлен на совершенствование системы нормирования и построения ее на принципах наилучших доступных технологий и внедрение мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды, второй на вовлечение отходов во вторичный оборот.
Все мы понимаем, что без построения эффективной системы нормирования невозможно гарантировать экологическую безопасность населения, обеспечивать охрану, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в нашей стране. Построение новой системы нормирования на принципах наилучших доступных технологий должно устранить многие недостатки законодательства, позволит существенным образом снизить уровень выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Недостаточность экономического стимулирования имеет место и в сфере обращения с отходами. Законопроектом, внесенным Правительством Российской Федерации, предлагаются конкретные меры, такие как возможность заключать долгосрочные муниципальные контракты на вывоз мусора, изменение условий предоставления инвестиционного налогового кредита и ряд других. Считаем необходимым ввести запрет на захоронение вторичного сырья, введение ответственности производителя продукции за ее утилизацию и определение механизма ее реализации. Кроме этого законопроект уточняет и конкретизирует полномочия региональных и местных органов власти, устанавливает требования к разработке региональных программ в области обращения с отходами.
Очевидна необходимость дальнейшего совершенствования национального лесного законодательства, в первую очередь, системной переработки положений Лесного кодекса Российской Федерации с учетом результатов правоприменительной практики за 5 лет действия этого законодательного акта. Лесное законодательство должно, с одной стороны, обеспечивать сохранение и воспроизводство российских лесов как главного природного богатства страны, уникального экологического ресурса планетарного масштаба, а с другой стороны – создавать условия для устойчивого развития отечественного лесопромышленного комплекса, привлечения инвестиций в лесное хозяйство, повышения бюджетных доходов от использования лесных ресурсов. Приоритетной задачей для успешного развития лесных отношений также является завершение формирования внятной государственной лесной политики, которая должна реализовываться в общественных интересах.
Комитет активно поддерживает инициативы Рослесхоза, налажен конструктивный диалог, совместно проводятся различные мероприятия, «круглые столы» по вопросам лесного законодательства и хозяйствования... Многое запланировано - это совместное заседание Комитета и Агентства, выездные мероприятия. Намечена серьезная совместная программа законотворческой деятельности на 2012 год. В приоритетном порядке будут рассмотрены подготавливаемые Рослесхозом проекты федеральных законов, в частности «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уточнения ответственности за нарушения правил пожарной и санитарной безопасности в лесах), «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации», «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» и др. Фактически принято решение о разработке новой редакции Лесного кодекса.
Комитет уделяет большое внимание и водной проблеме. В 2009 году утверждена Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. В частности она определяет целый ряд ключевых направлений деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, в том числе охрану водных объектов, их защиту от негативного воздействия внешних факторов и т.д. Нужно прекратить те безобразия, которые сегодня творятся вокруг наших водоемов. Это и строительство коттеджей в охраняемой зоне, и произвольное изменение береговых линий, и аварийное состояние гидросооружений, и браконьерство…
Однако формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию положений современного водного законодательства, на настоящий момент не завершено, что порождает трудности его правоприменения. Поэтому предстоит большая работа по внесению изменений в Водный кодекс и ряд других законов в целях устранения имеющихся пробелов и внутренних противоречий в их текстах, а также приведения в соответствие с нормами других федеральных законов.
Земля – наш общий дом
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о повышении роли гражданского общества в области охраны окружающей среды.
Уровень экологической культуры напрямую зависит от образованности нации в целом. Осуществление конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды в целях обеспечения экологической безопасности как важнейшей государственной задачи требует высокой экологической культуры граждан, достигаемой в процессе непрерывного образования в области экологии, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Развитию в обществе экологической культуры будут способствовать самостоятельное повышение гражданами уровня личной экологической культуры и экологическое самообразование. Для этого должна осуществляться государственная поддержка развития различных форм и учреждений экологического самообразования граждан (клубов, выставок и т.д.). Кроме того, сегодня очень не хватает пропаганды экологической ответственности. Ведь, как известно, лучший способ борьбы с болезнью - профилактика.
Я сам родился в лесной деревне, и могу сказать, что нас учили сызмальства бережно относиться и к лесу, и к природе вообще. И не только учили, но мы и практически принимали участие в восстановительных работах, выращивая посадочный материал и высаживая его. Такой подход формировал настоящего патриота своего края, влюбленного в свою землю, готового защищать ее от любого посягательства. Именно такое воспитание и помогло нашим отцам и дедам победить в самой страшной войне с немецким фашизмом.
Земля наш общий дом, природа тоже на всех одна, все в этом мире взаимосвязано - и положительные, и отрицательные факторы так или иначе действуют на всех. Нельзя отгородиться и дышать, например, где-нибудь в Африке или Германии одним воздухом, а в России – другим. Тоже самое касается и питьевой воды. Сделать нашу землю чистой, красивой, удобной для ныне живущих и будущих поколений – наша общая задача. И решить ее можно только общими усилиями. Но действовать надо решительно, последовательно, привлекая специалистов, ученых, общественность, повышая роль государства в решении экологически проблем, его ответственность в обеспечении конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, ответственность за каждое принятое решение. В этом залог наших будущих побед на экологическом фронте, гарантирующих устойчивое развитие России и земной цивилизации.