Экологизация – главная задача устойчивого развития общества

(Выступление в Санкт-Петербурге на 5-м Невском экологическом конгрессе 18 мая 2012 года Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И.Кашина)

Будущее за устойчивым развитием

Мир вступил в третье тысячелетие. Сегодня и политики, и специалисты, ученые, и мировое сообщество в целом обоснованно расценивают сохранение окружающей среды, как основное условие выживания человечества и его устойчивого развития. Будущее цивилизации стало зависеть от объединенной политики государств, направленной на выработку и реализацию комплекса мер по противодействию негативным последствиям научно-технического прогресса, приводящим к эколого-техногенным катастрофам и их глобальным экологическим последствиям. Надо помнить, что устойчивое развитие это комплексное, системное понятие, и оно достигается, прежде всего, через сохранение благоприятных условий проживания человека – дышать чистым воздухом, пить чистую воду, через доступность к образованию, медицинскому обслуживанию, возможность иметь работу и достойную заработную плату, растить детей, питаться экологическими чистыми продуктами и т.д. К сожалению, в наше время каждый четвертый житель Земли уже нуждается в глотке чистой воды и более 1,6 млрд. людей голодают. Ученые с тревогой отмечают заметное изменение климата. Недавняя катастрофа в Мексиканском заливе привела к деформации течения Гольфстрим, что с неизбежностью в самое ближайшее время может отрицательно сказаться на изменении климата ряда европейских государств. Это еще раз подтверждает, насколько наш мир хрупок и требует к себе бережного отношения.

Впервые об этом была сказано в глобальном масштабе на Конференции ООН в Стокгольме в 1972 году, а затем и на Конференции РИО-92, которая состоялась в столице Бразилии. Конференция ООН 1992 г. в Рио-де-Жанейро - второй после Конференции ООН 1972 г. в Стокгольме, явилась эпохальным событием в истории человечества. Собрала представителей 179 стран мира, 1600 неправительственных организаций. Конференция приняла Декларацию РИО, в которой провозглашены обязательства государств по основным 27 рекомендательным принципам достижения цивилизацией устойчивого развития (сохраняющего окружающую среду, выживание будущих поколений; предполагающему ограничение потребностей жизнедеятельности; опирающемуся на науку и образование). К сожалению, все предложения Конференции по ограничениям получили лишь рекомендательный характер вследствие сопротивления, прежде всего,  руководителей США.

Мы обязаны сегодня выразить огромное спасибо тем, кто 40 и 20 лет назад поднял эту теме на мировой уровень.

Очень скоро состоится очередная Конференция РИО+20, на которой мировое сообщество будет подводить итоги проделанной работы и искать новые пути предотвращения угроз экологической безопасности в планетарном масштабе.

Нынешний Международный Невский экологический конгресс проводится уже в 5 раз, привлекая также внимание к экологическим проблемам на самом высоком уровне. Вместе с международным сообществом мы ищем пути гармоничного сочетания экологических, экономических и социальных интересов общества в целях его устойчивого развития. Актуальность обеспечения устойчивого развития ставит на повестку дня необходимость глубокой «экологизации» экономики на основе реализации едва ли не главного приоритета современного развития – повышения ценности природы и ее ресурсов, а также человека, его жизни и здоровья.

Трезвая оценка ситуации – ключ к успеху

Но для этого требуется поддержка модернизации производства на пути достижения так называемого двойного выигрыша, связанного с обеспечением как экономической эффективности, так и уменьшением воздействия на окружающую среду.

Без осознания этого мы не сможем избежать того катастрофического положения с сохранением окружающей среды, которое сложилось в нашей стране. Оно многопланово. Это и состояние воздуха, и состояние воды, и состояние почв, и сохранение лесов и т.д. Достаточно сказать, что из-за неблагоприятных условий проживания ежегодно страна теряет 300-350 тысяч человеческих жизней. Т.е. имеет место грубейшее нарушение конституционного права наших граждан на благоприятную среду обитания.

Поправить ситуацию можно только, если мы будем действовать, адекватно воспринимая ее сложность, а не вводить в заблуждение и себя, и общественность, приукрашивая истинное положение дел. Особенно острое чувство протеста возникает тогда, когда негатив последних двадцати лет прикрывается бросанием камней в наше советское прошлое, пытаясь тем самым оправдать катастрофическую ситуацию в экологии наших дней. В частности это прозвучало здесь в выступлениях некоторых докладчиков, которые уподобились той  вдове, высекшей саму себя. Я бы не советовал этого делать. Давайте не чернить прошлое, в котором, кстати, все было не так плохо, а говорить, что мы сделали за последние двадцать лет. И мы увидим, что решение проблем с сохранением среды обитания не только не продвинуты вперед, а, наоборот, они стали еще более острыми.

Возьмем любое экологическое направление – воздух, вода, почва, лес… Достаточно сказать, что в 40 субъектах Российской Федерации более 50% городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. В некоторых городах наличие в воздухе вредных веществ в 5-10 раз превышает предельно-допустимые концентрации.

Остается высоким объём сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных. Более 25% подземных и около 45% наземных источников питьевой воды не соответствуют санитарным нормам. В водоемы сбрасывается всего лишь примерно 5% очищенных стоков, все остальное – или условно очищенные или вовсе не очищенные стоки.

Страна завалена отходами промышленности и бытовыми отходами. Сегодня в России более 11 тысяч только официальных свалок. В хранилищах и полигонах накоплено почти 100 трлн. тонн отходов, в том числе и опасных для здоровья человека. Ежегодно объем отходов увеличивается на 4 млрд. тонн, из которых только 45% перерабатывается. В основном это отходы промышленности. Бытовые же отходы практически полностью (93%) размещаются на полигонах. Захоронение отходов в нашей стране - это основной способ обращения с отходами, хотя по мировым стандартам - является конечной стадией, применяемой тогда, когда приняты все возможные меры по их переработке и использованию.

Почти во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель сельхозназначения, земель лесного фонда. Брошен на разграбление и русский лес. Россия активно участвует в формировании мировой лесной политики. На долю нашей страны приходится 22% общей площади мировых лесов, в связи с чем российские леса оказывают весомое влияние на экологическую безопасность в глобальном масштабе.

Вместе с тем наметилась устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. Разрушена система противопожарной охраны лесов, в том числе единая авиационная система борьбы с пожарами. Ежегодные среднемноголетние темпы современного выбытия лесов превышают 1 млн. га, из них около 800 тыс. га за счет сплошных рубок, 200 тыс. га – за счет гибели от лесных пожаров, около 30 тыс. га - гибель от вредных организмов.

Особо хочу отметить варварское отношение к кормилице-земле. Свыше сорока млн. гектар пахотной земли заброшено, и она уже поросла кустарником и прочим чертополохом. Плодородие земли деградирует, в том числе и наши черноземы. Идет закисление, обводнение и опустынивание почв. Новые хозяева забыли о такой важной вещи, как вынос урожаем из почвы полезных веществ, не возмещая его внесением удобрений. Как вернуть эти земли к жизни, вот о чем теперь нам надо думать, а не ругать Советскую власть, которая к данному безобразию не имеет никакого отношения. Ведь возвращение этих земель к жизни – это тот кусок хлеба, которого сегодня недостает очень многим людям.

Требуется капитальный «ремонт» законодательства

Изменение сложившейся экологической ситуации требует совершенст­вования природоохранного законодательства Российской Федерации. Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассматривает это как приоритет в своей законотворческой деятельности. На это нас нацеливает и такой важный документ как «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», который недавно был утвержден Указом Президента Российской Федерации.

Сегодня в Комитете находится пакет законопроектов, принятие которых создаст новую базу для формирования экологической и экономической политики нашего государства. Это целый набор стимулов для разработки и реализации хозяйствующими субъектами технологических решений с новым уровнем безопасности и эффективности использования природных ресурсов.

Среди приоритетных для нас законопроектов стоит отметить два. Первый  направлен на совершенствование системы нормирования и построения ее на принципах наилучших доступных технологий и внедрение мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды, второй на вовлечение отходов во вторичный оборот.

Все мы понимаем, что без построения эффективной системы нормирования невозможно гарантировать экологическую безопасность населения, обеспечивать охрану, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в нашей стране. Построение новой системы нормирования на принципах наилучших доступных технологий должно устранить многие недостатки законодательства, позволит существенным образом снизить уровень выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Недостаточность экономического стимулирования имеет место и в сфере обращения с отходами. Законопроектом, внесенным Правительством Российской Федерации, предлагаются конкретные меры, такие как возможность заключать долгосрочные муниципальные контракты на вывоз мусора, изменение условий предоставления инвестиционного налогового кредита и ряд других. Считаем необходимым ввести запрет на захоронение вторичного сырья, введение ответственности производителя продукции за ее утилизацию и определение механизма ее реализации. Кроме этого законопроект уточняет и конкретизирует полномочия региональных и местных органов власти, устанавливает требования к разработке региональных программ в области обращения с отходами.

Очевидна необходимость дальнейшего совершенствования национального лесного законодательства, в первую очередь, системной переработки положений Лесного кодекса Российской Федерации с учетом результатов правоприменительной практики за 5 лет действия этого законодательного акта. Лесное законодательство должно, с одной стороны, обеспечивать сохранение и воспроизводство российских лесов как главного природного богатства страны, уникального экологического ресурса планетарного масштаба, а с другой стороны – создавать условия для устойчивого развития отечественного лесопромышленного комплекса, привлечения инвестиций в лесное хозяйство, повышения бюджетных доходов от использования лесных ресурсов. Приоритетной задачей для успешного развития лесных отношений также является завершение формирования внятной государственной лесной политики, которая должна реализовываться в общественных интересах.

Комитет активно поддерживает инициативы Рослесхоза, налажен конструктивный диалог, совместно проводятся различные мероприятия, «круглые столы» по вопросам лесного законодательства и хозяйствования... Многое запланировано - это совместное заседание Комитета и Агентства, выездные мероприятия. Намечена серьезная совместная программа законотворческой деятельности на 2012 год. В приоритетном порядке будут рассмотрены подготавливаемые Рослесхозом проекты федеральных законов, в частности «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уточнения ответственности за нарушения правил пожарной и санитарной безопасности в лесах), «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации», «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» и др. Фактически принято решение о разработке новой редакции Лесного кодекса.

Комитет уделяет большое внимание и водной проблеме. В 2009 году утверждена Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. В частности она определяет целый ряд ключевых направлений деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, в том числе охрану водных объектов, их защиту от негативного воздействия внешних факторов и т.д. Нужно прекратить те безобразия, которые сегодня творятся вокруг наших водоемов. Это и строительство коттеджей в охраняемой зоне, и произвольное изменение береговых линий, и аварийное состояние гидросооружений, и браконьерство…

Однако формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию положений современного водного законодательства, на настоящий момент не завершено, что порождает трудности его правоприменения. Поэтому предстоит большая работа по внесению изменений в Водный кодекс и ряд других законов в целях устранения имеющихся пробелов и внутренних противоречий в их текстах, а также приведения в соответствие с нормами других федеральных законов.

Земля – наш общий дом

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о повышении роли гражданского общества в области охраны окружающей среды.

Уровень экологической культуры напрямую зависит от образованности нации в целом. Осуществление конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды в целях обеспечения экологической безопасности как важнейшей государственной задачи требует высокой экологической культуры граждан, достигаемой в процессе непрерывного образования в области экологии, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Развитию в обществе экологической культуры будут способствовать самостоятельное повышение гражданами уровня личной экологической культуры и экологическое самообразование. Для этого должна осуществляться государственная поддержка развития различных форм и учреждений экологического самообразования граждан (клубов, выставок и т.д.). Кроме того, сегодня очень не хватает пропаганды экологической ответственности. Ведь, как известно, лучший способ борьбы с болезнью - профилактика.

Я сам родился в лесной деревне, и могу сказать, что нас учили сызмальства бережно относиться и к лесу, и к природе вообще. И не только учили, но мы и практически принимали участие в восстановительных работах, выращивая посадочный материал и высаживая его. Такой подход формировал настоящего патриота своего края, влюбленного в свою землю, готового защищать ее от любого посягательства. Именно такое воспитание и помогло нашим отцам и дедам победить в самой страшной войне с немецким фашизмом.

Земля наш общий дом, природа тоже на всех одна, все в этом мире взаимосвязано - и положительные, и отрицательные факторы так или иначе действуют на всех. Нельзя отгородиться и дышать, например, где-нибудь в Африке или Германии одним воздухом, а в России – другим. Тоже самое касается и питьевой воды. Сделать нашу землю чистой, красивой, удобной для ныне живущих и будущих поколений – наша общая задача. И решить ее можно только общими усилиями. Но действовать надо решительно, последовательно, привлекая специалистов, ученых, общественность, повышая роль государства в решении экологически проблем, его ответственность в обеспечении конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, ответственность за каждое принятое решение. В этом залог наших будущих побед на экологическом фронте, гарантирующих устойчивое развитие России и земной цивилизации.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
Заместитель Председателя Московской областной Думы Александр Наумов: Подрастающее поколение страны готово защищать нашу Родину!
Руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов принял участие во встрече с семьями участников СВО и юными волонтерами.

Забота о народе - главный приоритет в работе КПРФ
Лотошинские коммунисты, решая одну из главных задач партии, продолжают помогать нуждающимся, многодетным семьям.

КПРФ на пути к 80-летию Великой Победы
Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, академика РАН В.И. Кашина на семинар-совещании руководителей Комитетов региональных отделений КПРФ.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
На путях к 80-летию Великой Победы. История и современность

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Н.И. Васильев выступил на X (октябрьском) Пленуме ЦК КПРФ

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Зампред Мособлдумы Константин Черемисов: Сельскому населению постоянную заботу

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов: Единство и сплоченность народа – залог нашей общей Победы!

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда