Двадцать лет неолиберального разрушения России со всей очевидностью показал неоспоримую правоту постулата о неравномерности развития города и деревни, центра и периферии в условиях господства капиталистических отношений, да еще и в форме зависимого кланово-корпоративного капитализма, как это имеет место быть у нас.
Одним из важных инструментов, работающим на равномерное развитие регионов, или, напротив, приводящим к чудовищной дифференциации, является налоговая политика, в частности, выработанный механизм государственного распоряжения налогами на доходы физических лиц.
На прошлой неделе депутаты Мособлдумы через РБК daily ответили В.Ресину, который высказался против идеи взимания НДФЛ (официальное название подоходного налога) по месту жительства. В настоящее время НДФЛ поступает в региональные и местные бюджеты по месту нахождения предприятия.
Основные аргументы противников изменения существующей системы сводятся к следующему: возможное административное давление на бизнес, состоящее в требовании приема на работу только граждан с местной регистрацией, что приведет к дискриминации претендентов на место; регионы не будут заинтересованы в привлечении и развитии бизнеса; потребуется декларирование налога каждым налогоплательщиком, что приведет к расходам на администрирование, с одной стороны, и уклонению от уплаты налогов, с другой, к тому же, при недостаточной финансовой грамотности населения им будет сложно заполнить 35 страниц документа из которых состоит НДФЛ; люди пользуются социальной инфраструктурой (транспортными и социально-бытовыми услугами) по месту работу, а изменение системы приведет к снижению объема и качества предоставляемых услуг.
Однако, не говорят ли эти аргументы, в первую очередь, о том, что в стране не урегулированы вопросы миграционной политики, финансовой межбюджетной политики, что страну посадили на «сырьевую иглу», в целом, что курс, по которому идет страна, ведет в тупик? Следует отметить, что именно налоги на прибыль и на доходы физических лиц весьма чувствительны к ситуации внутри страны. Данные об исполнении региональных и местных бюджетов РФ за I квартал 2012 года свидетельствуют, что сборы по налогу на прибыль выросли всего на 2% год к году, по НДФЛ — на 15%, что свидетельствуют об уменьшении доходов предприятий и населения и (или) увода их в тень.
Проводимая политика разрушения привела к тому, что люди едут на работу в другой город, и не от хорошей жизни, а потому что в родных местах закрыли предприятия, низкая зарплата. Местные власти проводят именно ту политику, которая указывается сверху.
Инвестиционная привлекательность региона зависит от многих факторов. Конечно и от действий местных властей, однако одними региональными мерами по привлечению бизнеса, развитию рабочих мест не удастся переломить ситуацию, сложившуюся в социально-экономической сфере страны.
Ведь и привлекательность Москвы обусловлена не столько усилиями городских властей, сколько объективно сложившимися условиями, ее столичным статусом. Доходы бюджета Москвы составляют 1711,8 млрд. рублей, а ее бюджет уступает только бюджету Нью-Йорка. В структуре доходов налог на прибыль составляет 40,8% (540,3 млрд. рублей), при этом, значительная доля приходится на отчисления с прибыли сырьевого и финансового сектора, т.к. головные офисы крупнейших российских компаний находятся в Москве, и именно здесь платят налоги. Налог на доходы физических лиц составляет 30,3% (401,9 млрд. рублей). Еще 5,7% дохода в бюджет добавляет налог на имущество организаций, 4,6% – субвенции и субсидии из федерального бюджета, 2% – дивиденды, 1,4% – акцизы (в том числе на нефтепродукты) и 1,3% – доходы от арендной платы за землю. Поступления от транспортного налога, доходов от аренды нежилых помещений, от продажи активов города и от реализации инвестконтрактов не превышают 1%. (Почему Москва не Нью-Йорк). Из этой структуры видно, что при столь значительных долях в доходах налога на прибыль и НДФЛ у города просто нет стимулов для более эффективного управления городским хозяйством. Поэтому странно звучат поучающие рекомендации областным властям некоторых руководителей столицы о необходимости роста налогообложения имущества и земли в Подмосковье, для наполняемости бюджета. Эта мера неизбежно ударит и по семейным бюджетам. Другими словами, жители области, выплачивая подоходный налог в Москве, способствуя тем самым развитию социальной сферы столицы, социальных надбавок и льгот ее жителей, должны взамен получить еще и рост налогов по месту жительства.
Несогласие на уплату НДФЛ по месту жительства московским чиновниками обусловлено тем, что в этом случае объем выпадающих доходов будет очень ощутимым. Ведь в Москве от 20-30% рабочей силы – это мигранты, при этом половину из них составляют жители Подмосковья.
Еще в 2008 г. Мособлдума внесла в ГД законопроект «О проведении эксперимента по распределению сумм налога на доходы физических лиц (НДФЛ) между бюджетами на территории Московской, Ленинградской и Тверской областей». В течение четырех лет никакой реакции! Весной 2012 г. он был оперативно отвергнут. Негативные отзывы на областной проект утвердили думские комитеты по бюджету и местному самоуправлению.
При своевременном внимании к предложению подмосковных депутатов, к настоящему времени были бы ясны все положительные и отрицательные стороны. И многие доводы противников изменения существующей системы взимания НДФЛ были бы аргументировано опровергнуты.
Область испытывает значительную нагрузку от соседства с таким мегаполисом, как Москва. Что стоит проблема мусора и свалок. Оплачивая вывоз мусора в Москве, дачники оставляют его области. И никакой законодательной возможности заставить дачников-москвичей платить за вывоз мусора нет.
Многие крупные корпорации имеют свои филиалы в области, однако налоги платятся в Москве. И самое главное, коль скоро область несет расходы на строительство и содержание жилья, детских садов, школ, объектов здравоохранения, в которых живут люди, работающие в Москве, учатся их дети, то и налоги должны оставаться в Подмосковье.
Учитывая, что область понесет значительные потери (около 30 млрд. руб.) от проекта по расширению Москвы, рост областного бюджета на 8-10%, который ожидается при уплате НДФЛ по месту жительства, будет очень кстати, поступят те средства, которые можно будет использовать на развитие дорожно-транспортной системы, социальную сферу, на благо жителей области.
Однако, налоги, взимаемые государством с населения, выполняют не только функции пополнения бюджета. Они позволяют ощущать себя активными членами общества, отражают индивидуальную причастность гражданина к государственным и местным делам, дают основания для контроля за ними, заставляют государство и органы местного самоуправления нести ответственность перед налогоплательщиками. Если НДФЛ будет платиться по месту жительства, люди смогут спрашивать с местных органов власти, на что идут эти деньги. Сейчас, когда финансовые потоки размыты по всей стране, это невозможно.
Но налоговая политика, межбюджетные отношения между уровнями власти, регионами – это только механизмы утверждения господствующих отношений, частный случай управления страной. Для того, чтобы кардинально изменить социально-экономическую ситуацию в стране необходимо не «латать» прохудившиеся неолиберальные инструменты и механизмы, а менять всю систему в интересах народов России.