Кто нужен России - человек-творец или бездумный потребитель?

Александр Наумов, Председатель Комитета по местному самоуправлению Московской областной Думы

Не за горами новый учебный год. В этом году по новым федеральным стандартам будут учить уже не только младших школьников. В июне тихо и незаметно был утвержден Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования. Еще один этап «реформирования», а вернее сказать, уничтожения российского образования завершился.

После «обсуждения» и «доработки» предложенного в прошлом году стандарта с его пресловутыми четырьмя обязательными в старших классах предметами, которые вызвали взрыв негодования как экспертного сообщества, так и родителей, в новом стандарте вроде бы появились русский язык и литература. Однако основные направления изменений средней школы, дух нововведений остались прежними. И в первую очередь это связано с социальным заказом на особенности личности. Предпринимаемая в течение последних десятилетий «реформа» образования является порождением той политической системы, которая утвердилась в России.

Школа - это не только некий объем знаний, которые должны получить ученики, это воспитание определенного типа личности. И в этом смысле советская школьная система, конечно же, не удовлетворяла неолиберальное руководство страны, т.к., по словам бывшего министра образования Фурсенко, она стремилась воспитать человека-творца. Зачем нужны России, неуклонно превращающейся в сырьевой придаток Запада, мыслящие, образованные люди? Проще иметь дело с легко манипулируемыми, не обладающими системными знаниями массами. Отсюда и вытекает основная задача современной школы, определенная бывшим министром образования, - подготовить квалифицированного потребителя.

На это и направлены вводимые изменения стандартов. Согласно им обязательной для старшеклассников будет лишь часть предметов, среди которых, к слову сказать, совершенно отсутствуют предметы естественнонаучного цикла - физика, химия, биология. Остальные курсы они смогут выбирать сами в зависимости от выбранного профиля - естественнонаучного, гуманитарного, социально-экономического, технологического и универсального. Государство будет оплачивать не более 37 часов в неделю. Новый стандарт вводит еще один обязательный ЕГЭ - иностранный язык, при этом ЕГЭ можно будет сдавать по нескольким уровням сложности.

Смысл нововведений, по мнению их разработчиков, - предоставить старшекласснику право выбирать «индивидуальную образовательную траекторию в зависимости от его возможностей, интересов и планов». А задача школы - «выпустить образованного человека своего времени, не опираясь на опыт советских учителей, привыкнуть к новому обществу, более свободному от условностей».

О пагубности таких нововведений говорят ученые, учителя, общественные деятели.

Во-первых, в 15 лет достаточно сложно сделать осознанный выбор. Тем не менее сделанный выбор предопределит будущую жизнь ребенка.

Во-вторых, даже, если выбор сделан осознанно, это ведет к узкой специализации. «Бесполезные знания» - это демагогия, смысл которой - сократить число детей, получающих целостную систему знаний, являющуюся условием свободного и независимого мышления.

В-третьих, стандарты в принципе не готовят людей к высшему образованию, не нацелены на непрерывное образование в отличие от советской системы. Смысл в том, чтобы вынудить людей не учиться, а искать работу на рынке труда с 16 лет. А отсутствие достойных рабочих мест, уничтожение системы профессионально-технического обучения и антигосударственная миграционная практика неизбежно ведут к росту армии неквалифицированных безработных.

В-четвертых, катастрофические последствия для страны, которая лишается ученых, грамотных инженеров. В 2011 году ЕГЭ по физике сдавали только 25,5% выпускников российских школ, причем 5% сдать экзамен не смогли, т.е. только пятая часть молодых людей, окончивших школы, имели хотя бы теоретическую возможность изучать в вузах физико-математические специальности. Введение нового стандарта вряд ли будет способствовать притоку абитуриентов на эти специальности. В этом смысле заявленный курс на модернизацию является не более чем словами.

В-пятых, эксперты отмечают, что в государственном стандарте перечислены десятки требований, которым должна отвечать школа, но ни об одном из них не сказано, что его выполнение финансируется государством. В свете принятого в 2010 году федерального закона № 83-ФЗ, который вступил в силу с 1 июля 2012 года и представляет школам возможность «зарабатывать» средства, можно предположить, что получение образования будет зависеть не столько от способностей или желания молодого человека, сколько от материальных возможностей его родителей.

В-шестых, стандарт ориентирован на формирование компетентностных навыков. В нем приведены сотни требований, которым должен отвечать выпускник школы, но ни одно из них не является конкретным, а значит, не подлежит объективной проверке. Это значит, что отсутствуют критерии оценки качества образования (если не считать ЕГЭ, который, по мнению многих специалистов, не позволяет выявить реальный уровень знаний), какими именно знаниями и навыками должен обладать выпускник школы. Это в свою очередь предполагает, что государство снимает с себя ответственность за результаты общего образования.

Но качество школьного образования является вполне измеримой характеристикой. Одним из главных индикаторов выступают известные среди профессионалов тесты PISA. Тестирование проводится в трех областях - математике, естествознании, чтении, и наши школьники показывают результаты «ниже среднего». В 2009 году по уровню математической подготовки школьников старших классов Россия занимала 38-е место среди 65 стран, где проводилось исследование. По уровню естественнонаучной грамотности наши школьники занимали лишь 39-е место среди 65 стран. В читательской грамотности они заняли 41-43-е места. Вот итоги неолиберального «реформирования» системы образования!

Ровно год назад в подмосковном Троицке происходило обсуждение двух законопроектов, посвященных образованию. Один из них был разработан Министерством науки и образования, а второй - фракцией КПРФ в ГД совместно с общественным движением «Образование без границ».

Участники обсуждения отметили, что законопроект, предложенный КПРФ, вобрал в себя все лучшее из советской школы, мирового опыта и предыдущих законов, касающихся системы образования. В отличие от законопроекта, предложенного правительством, который, по сути, выхолащивает систему образования и лишает молодежь социальной перспективы, предложения КПРФ являются ответом на вызовы времени и закладывают правовую основу для подъема науки, развития экономики и социальной сферы.

Образование - это сфера, непосредственно касающаяся практически всех жителей Подмосковья. Поэтому ради наших детей, будущего страны, необходимо обеспечивать широкое общественное обсуждение решений в области образования, препятствовать кулуарному принятию разрушительных, ведущих к полнейшей деградации страны законов.

Александр Наумов,
Председатель Комитета по местному самоуправлению Московской областной Думы,
заместитель руководителя фракции КПРФ в Московской областной Думе,
секретарь Московского областного отделения КПРФ

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
Прошла отчетно-выборная Конференция Каширского ГК КПРФ
На Конференции были выдвинуты кандидаты в депутаты от Каширского городского отделения КПРФ для внесения в бюллетень по избирательным округам г.о. Кашира.

Помощь на передовую от щёлковских коммунистов
Под руководством секретаря п/о КПРФ «Пролетарка» Алексея Гурькова, коммунисты Щёлковского отделения начали сбор гуманитарной помощи участникам СВО.

Королёвские чемпионы Ленинского комсомола по киберфутболу
В Московском клубе Unvasion Universe, при поддержке ЦК ЛКСМ состоялись соревнования по киберфутболу.





 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: Рекорды прошлого, вызовы будущего: Второй Целине быть!

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат помог решить проблему организации парковочного пространства для жителей района Сокол города Москвы

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Империализм ведёт к ядерной катастрофе

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов: Медики области стоят на защите жизни каждого жителя, они заслуживают всяческой поддержки

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: в борьбе с борщевиком надо брать пример с Белоруссии


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда