На дорогах нашей страны идет необъявленная война. За 20 лет из-за ДТП население страны сократилось более чем на полмиллиона человек. С 1992 по 2011 погибло 632 243 человека, т.е. в среднем почти 32 тыс. в год, а число раненых сравнимо с населением целого региона – 4 449 908 человек, т.е. в среднем более 220 тыс. в год. Только за январь-июнь 2012 г. погибло 10 781, было ранено 109 646 человек. В Московской области за первых три месяца этого года в ДТП погибли около 750 человек, это больше, чем на 100 человек к этому же периоду прошлого года – 645 человек.
Нельзя сказать, что дорожные происшествия происходят только в нашей стране. В мире каждый год на дорогах гибнет 1,2 млн. человек. Но на каждые 100 ДТП в России приходится до 14 погибших, что в 3-4 раза больше, чем в Европе, США, Японии, при этом количество автомобилей в нашей стране на душу населения в 4 раза меньше, чем в Европе, в 10 раз меньше, чем в США.
Но попытаемся рассмотреть эту проблему более широко.
В этом контексте следует обратить внимание на две стороны – организацию дорожного движения и поведение водителей на дорогах. Первая сторона вопроса напрямую связана со сложившейся практикой управления. Ведь любая деятельность всегда упирается в свой смысл, поставленную цель и решаемые для ее достижения задачи. А в чьих интересах действует нынешнее государство, лишающее наших граждан доступного образования, здравоохранения и элементарной безопасности существования? Не раз отмечаемая нами недееспособность власти в этой сфере, проявляется и в организации дорожного движения, которое превратилось, по сути своей, в оружие массового поражения, несмотря на опасную и самоотверженную работу многих и многих служащих дорожной полиции.
ГИБДД фиксирует основные нарушения – превышение скорости, несоблюдение очередности проезда перекрестков, выезд на полосу встречного движения, и т.д. Но в сложившийся неолиберальной практике госуправления, и государственные монополии (Газпром), и структуры здравоохранения и образования, и структуры, отвечающие за безопасное существование наших граждан, превращаются в корпорации, работающие, в первую очередь, на воспроизводство себя и своих интересов.
Что же касается количества и качества дорог, их состояния в Подмосковье, то в конце июня губернатор МО на совещании по вопросу анализа ситуации в сфере дорожного хозяйства Московской области выделил несколько ключевых проблем.
В первую очередь – это перегруженность отдельных участков дорожной сети, вызванная, как отсутствием проработанной концепции развития дорожного хозяйства, так и тем, что доля иногороднего транспорта на дорогах области составляет порядка 60-70%. Вторая связана с неудовлетворительным содержанием дорожной сети. Из 14,5 тысяч километров областных автомобильных дорог лишь чуть более 4-х тысяч (28%) отвечают нормативным требованиям. При этом, исходя из анализа ДТП известно, что более 26% от их числа связаны именно с плохим состоянием дорог. В Подмосковье нуждаются в ремонте и реконструкции порядка 10 тыс. км дорожной сети. Но выделенные средства позволяют ремонтировать только 220 км в год. Кроме того, для области характерна низкая обеспеченность транспортными подъездами отдельных сельских населённых пунктов, особенно дачных и садоводческих товариществ. К этому следует добавить значительное количество нерегулируемых переходов на трассах. Практически на каждой трассе напротив автобусной остановки - нерегулируемый переход, что никак не способствует безопасности дорожного движения.
Вторая сторона вопроса, связанная с поведением водителей, включает несколько составляющих. Во-первых, фразу о смертельной опасности коррупции, разъедающей живую ткань общества, в данном случае следует воспринимать не в переносном, а в прямом смысле. Потому что часто «благодаря» ей права получают абсолютно неподготовленные граждане и даже те, кого объективно нельзя подпускать к управлению автотранспортом.
Во-вторых, возможно именно рост трагедий на дорогах особенно ясно показывают происходящее под воздействием внедряемых неолиберальных антиценностей изменение восприятия человеком себя, других, ценностного сознания в целом. На смену консолидированному обществу с осознанными целями своего развития идет социум, состоящий из атомизированного множества индивидуумов. На смену христианских заповедей – возлюби ближнего и не делай другому того, что не хочешь, чтобы делали тебе, коммунистического лозунга – человек человеку – друг, товарищ и брат, идет неолиберальное индивидуалистическое представление о человеке, где самым важным является собственный эгоизм, когда «никто никому ничего не должен», а восприятие других основывается, в первую очередь, на вещном восприятии пользы и выгоды.
В ходе научных исследований было установлено, что в действиях лиц, создающих аварийную обстановку, наблюдаются нравственные и эмоционально-волевые деформации личности. Причины автотранспортных преступлений связаны с характерной для их участников личностной позицией: эгоизм, социальная расхлябанность, безответственность, пренебрежительное отношение к нормам общественного поведения, искаженная (заниженная) оценка степени опасности допускаемых в данной сфере нарушений. Данные исследований показывают, что наибольшую долю в контингенте водителей, совершивших ДТП, составляют лица 18-24 лет. Анализ уровня образования и профессиональной подготовки показывает преобладание среди них лиц с неполным средним образованием и низкой профессиональной квалификацией.
Как мы видим, идеология и практика неолиберализма напрямую ведет к все возрастающим трагедиям на наших дорогах. Так, по статистике столичного ГИБДД, в Москве за первые шесть месяцев 2012 г. увеличилось число практически всех видов нарушений автомобилистами. Выездов на встречную полосу выявлено 11 727, что на 17% больше прошлогоднего показателя. Проездов на красный свет – 36 103 (на 16% больше). Нарушение скоростного режима зафиксировано 786 990 раз, что в 7,6 раз больше, чем годом ранее. Невыполнение требований дорожных знаков или разметки – 163 942 раза, что в 4,2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Понятно, что для изменения ситуации на наших дорогах необходим комплекс общесоциальных и специальных мер, включающих реализацию программ социального и экономического развития в области автомобилестроения, дорожного строительства, с работой среди участников транспортного движения, разъясняющей общественное значение норм безопасности и формирующей навыки дисциплинированного поведения, исходящего из осознания интересов общества. Качественная подготовка и повышение профессионализма, да и в целом образовательно-культурного уровня участников дорожного движения являются важнейшим направлением в этой работе. Почему в той же Японии в ДТП погибают в пять раз реже? Японские эксперты во главу угла ставят уровень подготовки водителя, которая у них начинается уже в 4-5 летнем возрасте, когда ребенок получает первые базовые знания. Различные обучающие программы, поддерживаемые автопроизводителями, рассчитаны на различный возраст. Но и после получения прав японца ждут обязательные переаттестации, семинары и лекции, на которых сообщается о малейших изменениях в правилах дорожного движения, новых технических средствах и т.п.
Но способна ли современная власть в России решать эти задачи и, главное, заинтересована ли она в их решении? Опыт последних десятилетий показывает, что нет. Кризис на дорогах, кризис в экономике, кризис в социальной сфере – это частные проявления кризиса системы. Капитализм – вот настоящий кризис человеческой цивилизации, который по существу является антицивилизацией, разлагающий и уничтожающий страны и народы.
Константин Черемисов,
Зам. Председателя Московской областной Думы,
руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме,
второй секретарь МК КПРФ, член ЦК КПРФ