В последние годы нет такого эксперта, издания, которые бы не ужасались состоянием ЖКХ, сферы, которую начали «реформировать» еще при Ельцине в 1993 г. и до сих пор «реформируют». Но как это делать власти никак не могут решить. В итоге есть только одно незыблемое правило «реформирования» - расчленить и отдать когда-то единую систему поддержания жизнеобеспечения страны в частные руки и снять с государства всякую ответственность перед его гражданами за состояние коммунальной системы, а также за качество и стоимость услуг.
Вспомним только некоторые этапы этого «большого пути».
В ходе грабительской приватизации, когда разрушался единый народнохозяйственный организм, все лакомые куски, в т.ч. добывающие и производящие компании, переходят в руки «назначенных» олигархов.
В созданной схеме грабежа населения России активно создается еще одно звено – многочисленные управляющие компании. Активы ЖКХ постепенно начинают аккумулироваться в руках немногочисленных олигархов. Так, например, в 2003 году была создана компания «Российские коммунальные системы», которая сегодня уже полностью принадлежит компании «Ренова», зарегистрированной на Багамских островах. Ее хозяин – В.Вексельберг, постоянно проживающий в Швейцарии, обогащается, управляя активами ЖКХ в десятке регионов России.
В 2004 г. был принят новый Жилищный кодекс, который в т.ч. возложил обязанности по содержанию домов на собственников квартир.
В 2007 г. была создана госкорпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в которую было вложено 240 млрд. бюджетных рублей. Его основная задача – содействовать проведению капитального ремонта, переселению из аварийного жилья. Фонд выделяет деньги регионам, но лишь после выполнения ряда условий. Регионы должны создать условия для развития частного бизнеса в ЖКХ и создания ТСЖ, бизнес вкладывает в ЖКХ собственные средства, дома в большинстве своем будут обслуживаться не ДЭЗами и ЖЭКами, а частными управляющими компаниями, выбранными жильцами. Весной этого года был принят законопроект о продлении успешно работающего (по словам Медведева) Фонда до 2015 г.
В 2010 г. была принята федеральная целевая программа «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 годы» стоимостью 422 млрд. руб. Но 21 августа этого года она была свернута, как говорят, на три года. Теперь модернизацией и реформированием ЖКХ будет заниматься не Минрегион, а вышеназванная госкорпорация. Вместо обещанных Минрегиону 50 млрд. объем финансирования госкорпорации на 2013-2015 гг. составит около 15 млрд. руб. 4 сентября на заседании межведомственной рабочей группы должна быть выработана концепция коммунальной реформы.
Таким образом прошло 20 лет, а власть признает, что улучшением положения в ЖКХ она еще и не занималась. Но и сказать, что воз и ныне там, нельзя. Сколько за это время появилось и обогатилась компаний! А как изменилось само жилищно-коммунальное хозяйство, кому-то бесплатно доставшееся!
Жилой фонд изношен на 60%. Количество ветхого и аварийного жилья ежегодно увеличивается на 50%. Выслужили свои сроки 32% тепловых и 44% водопроводных сетей. Каждые 2 года число коммунальных аварий в год удваивается. Все дома, строившиеся после 1991 года, подсоединялись к старым коммунальным сетям (построенным в основном до 1980 г.).
Неудивительно, что, если государство рассматривает сферу ЖКХ, исключительно как сферу накопления капитала отдельными компаниями и лицами, цены на услуги растут, а качество не улучшается. По данным Росстата только за один 2011 г. холодное водоснабжение подорожало на 15,1%, газоснабжение - на 13,5%, горячее водоснабжение – на 12,8%. В среднем тарифы на услуги в сфере ЖКХ в 2011 году выросли по сравнению с 2010 годом на 11,7%. Темпы роста тарифов ЖКХ в 1,9 раза опередили инфляцию, которая составила в 2011 году 6,1%. В 2010 году тарифы на услуги ЖКХ повысились на 13% при инфляции в 8,8%. По решению федеральных властей, в этом году коммунальные услуги вновь дорожают – 1 июля (цена на газ на 15%) и 1 сентября (тарифы на тепло и воду на 6%).
В среднем по регионам России доля расходов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) и топливо в структуре потребительских расходов одного члена домохозяйства по итогам 2010 г. составляет 11,3%. А в Московской области, где один из самых высоких в России федеральных стандартов предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, эта доля расходов составила 19,4%, занимая первое место среди российских регионов.
Анализ, проведенный экспертами «РИА-Аналитика», выявил, что значительный разброс регионов по доле расходов на ЖКУ и топливо нельзя объяснить каким-либо одним фактором: ни уровнем доходов населения региона, ни исключительно тарифами ЖКХ, ни географическим положением. В соседних областях, со схожими климатическими условиями и примерно одинаковым уровнем жизни людей, затраты населения на ЖКУ могут различаться кардинально.
Что касается тарифов, рост которых, как известно, сказывается на инфляционных процессах, на благосостоянии населения и политической стабильности общества, то их формирование крайне непрозрачно и обусловлено, по-видимому, только аппетитами компаний. Как правило, услуги, которые мы оплачиваем, делятся на две группы: тарифы на первую устанавливает государство (водоотведение, холодное и горячее водоснабжение, отопление), на вторую – управляющие компании (содержание, текущий ремонт жилья, вывоз мусора). В Московской области работает свыше 2,5 тыс. организаций, занимающихся управлением жилищным фондом, в том числе более 700 — это управляющие компании.
Отсюда вытекает ситуация, когда в соседних домах действуют разные тарифы. Что это как не произвол, сознательно формируемые хаос и дестабилизация. По состоянию на 16 мая текущего года задолженность в данной сфере только перед Межрегионгазом в области составила 5,8 млрд. руб. Величина задолженности непрерывно растет, хотя люди продолжают исправно вносить плату за коммунальные услуги.
И неудивительно, что одним из самых важных вопросов для россиян является ситуация в сфере ЖКХ и ЖКУ, который, по данным социологов, с каждым месяцем становится все более актуальным. Так в мае этот показатель составлял 49%, а в июле достиг уже 53%. В Московской области 30% всех обращений на почту главы региона посвящены именно вопросам коммунальных тарифов и платежей.
По данным ВЦИОМ, 60% россиян недовольны качеством коммунальных услуг, а 70% не выдержат дальнейший рост тарифов ЖКХ. Ведь по оценкам Института социологии РАН, 60% населения России по уровню покупательной способности доходов и структуре расходов относятся к нищим, полунищим и бедным слоям населения. При этом реальный уровень жизни 20% наименее обеспеченных граждан России (нищих) упал на 20-25% за последние 11 лет, следующих 20% (полунищих) сжался на 10-15%, а следующих 20% (бедных) либо упал на 5%, либо вообще не вырос. Уже сейчас совокупный долг граждан за ЖКУ ежегодно увеличивается на 50-55 млрд. руб. По данным Минрегиона за первое полугодие 2012 г., текущая задолженность населения по коммунальным услугам оценивается в сумму более 170 млрд. руб. В общей массе задолженностей повышается доля неплатежей со стороны малообеспеченных категорий граждан.
Кстати, с 2014 г. регулирование тарифов на тепло, воду и водоотведение будет проходить по так называемому методу доходности инвестированного капитала, т.е. компаниям, работающим на этом рынке, разрешат закладывать в тарифы инвестиции — деньги, вложенные в развитие отрасли. Нетрудно представить последствия для населения такого разрешения.
Возникает закономерный вопрос о целях, реализуемых существующей властной системой, а также эффективности бизнеса, начиная с госкорпораций и заканчивая частными фирмами. По данным Контрольно-счетной палаты Московской области в 2011 г. и первом полугодии 2012 года были выявлены нарушения на 1 млрд. 261 млн. рублей. Это, в первую очередь, неэффективность использования бюджетных средств и их нецелевое использование. В сфере ЖКХ были предусмотрены бюджетные назначения в размере 13 млрд. руб., а исполнение бюджета составило всего лишь 25,2%.
Прошедшие 20 лет ясно показывают, в чьих интересах проводятся все эти «реформы». Вся перестройка была «заточена» именно на разрушение промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы. Всем уже абсолютно ясно, что проблемы в стране, в том числе и в ЖКХ, связаны с неолиберальной практикой, с оккупационной практикой мирового финансового капитала, ведущей к вымиранию населения, встраиванию России сырьевым придатком в глобальный империализм.