Государственная Дума приступила к обсуждению трехлетнего федерального бюджета — на 2013 год и на плановый период — 2014 и 2015 годы. 19 октября депутаты одобрили в первом чтении проект федерального бюджета в том варианте, в каком он был представлен Президенту России и внесен в Госдуму. Фракция КПРФ голосовала против. Журнал публикует комментарий В.И. Таранина, член Комитета Госдумы по аграрным вопросам (КПРФ).
— Большой радости от структуры представленных бюджетных расходов я и мои коллеги по фракции не испытываем. На сегодняшний день этот документ вызывает больше обеспокоенности, чем удовлетворения. Анализируя его статьи, невозможно избавиться от ощущения, что правительство пытается подключить последние резервы, дабы продемонстрировать «стабильное развитие» экономики страны.
И дело даже не в том, что расходы бюджета превышают доходы, и не в том, что в основе бюджетного правила по-прежнему лежат цены на нефть, которые, как мы знаем, переменчивы. Причина беспокойства в другом: представленный в Думу документ — это снова бюджет сырьевого развития страны, в котором на поддержку отечественного производителя средств направляется явно недостаточно.
Например, отечественный агропромышленный сектор. В 2013 году по госпрограмме развития сельского хозяйства до 2020 года из федерального бюджета в АПК направят почти 159 миллиардов рублей. Но для решения накопившихся проблем сельчан этого заведомо не хватит. Напомню, сегодня задолженность сельхозпроизводителей перед банками составляет 1 триллион 800 миллиардов рублей. Остро стоит и проблема закредитованности в отрасли. Таким образом, почти 80 процентов выделяемых в этом году из бюджета средств пойдут на погашение процентной ставки по ранее взятым хозяйствами кредитам. Средств же на прямую поддержку хозяйств и их развитие остается совсем мало. В итоге деньги государственной программы уйдут на кредитование банков под видом помощи сельчанам и ситуацию в сельском хозяйстве никак не улучшат. С каждым годом она становится всё сложнее и сложнее. Многие хозяйства просто терпят банкротство и прекращают существовать. На мой взгляд, кредитные субсидии необходимо выделить отдельной строкой в бюджете. Тогда будет понятно, сколько средств выделяется хозяйствам на самом деле, как и то, что их не хватает не только на развитие, но даже на поддержку существующих хозяйств.
Между тем, чтобы сделать наш аграрный сектор по-настоящему конкурентоспособным на мировом рынке, необходима совершенно иная бюджетная политика. Агрокомплексу сегодня требуется модернизация — внедрение инновационных технологий, техническое перевооружение хозяйств, создание новых, высококвалифицированных рабочих мест, повышение качества жизни на селе. К этому сегодня призывают министры чуть ли не в каждом выступлении с высоких правительственных трибун, но ни одна из этих задач в нынешнем бюджете не решается.
Летом страна присоединилась к ВТО. Сам по себе факт заманчивый. Членами этой всемирной торговой организации являются более ста стран, но каждая из них при вступлении выдвигала свои требования по защите внутреннего рынка. Правительство уверяло сельчан, что они от вступления в ВТО никоим образом не пострадают, что правила организации предусматривают поддержку отечественного сельскохозяйственного производителя в размере 9 миллиардов долларов в год. Но что получилось в реальности? Сумма, выделенная из бюджета на поддержку отечественного сельхозпроизводителя, оказалась вполовину меньше. И это в тот момент, когда аграрный сектор как никогда нуждается в государственной поддержке.
Сам принцип бюджетного субсидирования АПК также изменился. В отрасли будет применяться поддержка доходности сельхозпредприятий в расчете на гектар пашни. На эти цели выделено 15,2 миллиарда рублей. Казалось бы, много. Но при пересчете на общую площадь пашни, а это 73 миллиона гектаров, получаем всего 208 рублей на гектар. Для сравнения, в Германии на 1 гектар пашни государство выделяет субсидии в размере 300 долларов, в Канаде — 220, а в России — меньше 10 долларов. Как говорится, посчитали — прослезились: наш отечественный сельхозпроизводитель, став членом ВТО, проигрывает зарубежному по масштабам поддержки более чем в 10 раз.
При этом уже в следующем году для сельчан будет отменена льгота на приобретение ГСМ и субсидирование закупки минеральных удобрений. Особенно тяжело это скажется на картофельных и овощеводческих хозяйствах, где самое затратное производство. Отмена льгот — это еще один удар по отечественному сельхозпроизводителю, заложенный в нынешнем бюджете. В соответствии с программой развития сельского хозяйства пик бюджетной поддержки АПК приходится на 2020 год — 217 миллиардов рублей. Но боюсь, что через восемь лет под напором демпинга ВТО может случиться так, что и поддерживать будет уже некого и нечего.
Очевидно, что Российское правительство в ближайшее время не намерено увеличивать бюджетное финансирование сельского хозяйства. Взамен субсидий крестьянину предлагают так называемые налоговые механизмы. Речь идет о вступившем в силу федеральном законе, который продлевает нулевую ставку налога на прибыль для сельхозпредприятий. Преподносится это как акт серьезной поддержки сельхозпроизводителя. И снова лукавство. Нулевая ставка существовала в АПК с 2003 года, так что 16 миллиардов рублей, которые якобы получат сельхозпроизводители в этом году, о чем взахлеб кричит Минфин, это не дополнительные средства, а те, что и так существовали в структуре финансирования АПК все эти годы. Однако то, что Минфину не удалось отобрать, будет «съедено» в нынешнем году возросшими тарифами на газ, электричество, топливо.
Помимо этого Центробанк намерен проводить более жесткую кредитную политику. А это значит, что ставки по кредитам снова поползут вверх. Где же увеличение финансирования сельхозпроизводителей? Его по-прежнему нет. При такой ситуации экспортировать на открывающиеся рынки ВТО нам практически будет нечего. Впрочем, нас там никто и не ждет, зато наш рынок представляет собой лакомый кусок для крупных мировых агропроизводителей.
Если в бюджетной политике государства в отношении отечественного агропроизводителя в ближайшие три– пять лет никаких перемен не произойдет, то западные агрохолдинги будут фактически господствовать на нашем рынке. Именно этому и способствует бюджетная политика государства, которая буквально добивает сельхопроизводителей. Как результат государство утратит контроль за собственным аграрным сектором. В истории ВТО уже случалось, когда подобные ситуации приводили к тому, что рынок той или иной страны оказывался наводнен генномодифицированными продуктами. Не стоит удивляться, если и в наших магазинах россияне в ближайшем будущем будут покупать только французскую и израильскую морковь, другие импортные овощи по соответствующей цене.
Много говорится и о федеральной программе социального развития села. До 2020 года правительство обещает увеличивать ее финансирование на 9 миллионов рублей ежегодно. То, что финансирование сельской социалки увеличивается, безусловно, хорошо, но предусмотренные для этого в бюджете суммы настолько малы, что никаких серьезных изменений даже не предполагают. Словом, представленный проект Основного финансового закона страны — это бюджет лукавых цифр, который откладывает на неопределенный срок модернизацию сельского хозяйства, а вместе с ним и ответ на вопрос: как прокормить Россию?