(Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И.Кашина на парламентских слушаниях по теме "Актуальные вопросы экологического контроля (надзора) в Российской Федерации" 17 декабря 2012 года)
Экологический контроль - это та правовая норма, без которой нельзя обеспечить главное конституционное право граждан России на благоприятную окружающую среду. Его эффективность определяется состоянием окружающей среды.
Несмотря на ухудшение экологической ситуации в России, она продолжает быть экологическим донором на планете. Наши леса, наши реки, наши водоёмы - это достояние не только нашей страны, но и мировой цивилизации. И это накладывает на нас особую ответственность, как страны-берегини комфортной окружающей среды на нашей земле. Именно этим во многом определяется та особая роль экологического контроля в сохранении окружающей среды. Здесь много проблем – и в государственном, и в производственном, и в общественном экологическом контроле. В последнее время на это стали больше обращать внимания, экологические проблемы были предметом рассмотрения на заседании Госсовета, определенная обеспокоенность прозвучала в выступлениях и Председателя правительства, и Президента. Президент своим Указом определил 2013 год Годом сохранения окружающей среды.
Мы, законодатели, также разделяем эту обеспокоенность. В портфеле нашего Комитета находятся десятки законопроектов, направленных на снижение прессинга на окружающую среду. В первую очередь это базовый закон об экологическом нормировании. Сегодня на этом принципе построено законодательство всех развитых стран, включая страны Европы. Главная его особенность заключается в том, что он исходит из современных технологических достижений, основывается на показателях передовых технологий современного производства.
Этот закон находится в высокой степени готовности. Однако его продвижение наталкивается на серьезное сопротивление, прежде всего, бизнеса. Срабатывает определенная коррупционная завязка, в которой погрязла вся страна. Неслучайно в последнем Послании президента проблеме коррупции было уделено особое внимание. Было сказано, что надо разорвать эти путы, мешающие нам не только жить, но и думать о завтрашнем дне. Проблема только в том, как это будет реализовано в жизни.
Больным вопросом остается у нас муниципальный контроль. Мы его, по сути, потеряли. А ведь всю информацию мы черпаем именно оттуда, с мест о всех нарушениях – о загрязнении воды, об уничтожении лесов, о снижении плодородия почв и т.д. Яркий тому пример попытки начать разработку месторождений меди и никеля в Новохоперском районе Воронежской области. Какая в этом необходимость сегодня? Никакой! Нет дефицита в стране меди и никеля. Все что добывается, практически полностью, вывозится за рубеж. Тем не менее, появляется распоряжение правительства с разрешением приступить к разработке месторождений. И это в Центральной России, в южной ее части, в местах с богатейшими черноземами, где сохранились еще чистыми реки, такая, например, как река Хопер. Видно, кому-то неймется уничтожить и без того вымирающий регион.
Можно привести и другие творимые безобразия такие, как, например, создание полигона в Талдомском районе на землях совхоза "Талдомский" или город Балашиха, где дельцы пытаются уничтожить березовые рощи, дубравы и вековые сосны. Вот именно такие дельцы и постарались, чтобы муниципальный контроль исчез.
У нас 15 видов государственного экологического контроля, включающий и лес, и воду, и недра, земельный фонд, оборот твердых отходов и т.д. В каждом из них есть свои проблемы. Но хочу особо остановиться на проблемах нефтешламов и загрязнения почвы нефтепродуктами. Сегодня ни один из нефтеперерабатывающих заводов не может похвастаться, что он решил проблему нефтешламов. За 2011 год образовалось 340 шламовых амбара, а всего их на 1 января 2012 года насчитывалось 1630 шт.
В 2010 году число прорывов нефтепроводов достигло 28 тысяч. Наихудший показатель по прорывам у компании «Роснефть». Только в 2011 году она допустила 2727 разливов нефти. Количество нефтезагрязненных земель на сегодня составляет почти 5 тысяч гектар. Это не считая загрязненные земли вокруг нефтяных баз, аэродромов, бывших мест нефтедобычи и т.д.
К этому надо добавить брошенные земли, их более 40 млн. га. И они сегодня становятся очагами размножения вредителей и возникновения пожаров. Я уже не говорю об опустынивании земель, о деградации черноземов.
Все это свидетельствует о существенных недостатках экологического надзора и контроля, служб кадастра и регистрации. Однако вместо наведения порядка отдельные министры заняты совершенно другими делами. За годы реформ не создано ни одного сельскохозяйственного ВУЗа, так теперь планируется ликвидировать 24 сельскохозяйственных учебных заведений. И это при том, что уже сегодня мы завозим почти 60% продуктов питания из-за рубежа.
Вместо усиления контроля идет сокращение числа контролеров. Сокращение существенное, фактически на 30%. Сегодня их общая численность составляет на всю страну около 2 тысяч человек. Выросла нагрузка на каждого из них, по полторы тысячи объектов на каждого инспектора. Она не соответствует ни возможностям человека, ни статусу инспектора, ни его полномочиям. Форма у инспектора генеральская, а зарплата нищего, на уровне 8-12 тысяч рублей, на которые невозможно прожить. Это проблемы, которые требуют незамедлительного решения.
Нельзя обойти молчанием и состояние дел с вредными выбросами в атмосферу. Более 50% населения страны дышит воздухом, в котором предельно-допустимая концентрация вредных веществ превышена в 6-10 раз. Прежде всего, это население крупных городов, включая Москву и Санкт-Петербург. Главными загрязнителями являются компании по добыче полезных ископаемых, т.е. те, кто в основном формирует доходную часть бюджета. А вот если посмотреть, а сколько средств выделяется из федерального бюджета на охрану окружающей среды, то окажется, что это всего лишь 0,2% расходной части. Мы руководству страны не раз об этом говорили. Получается, что на словах власть обеспокоена сложившейся экологической ситуацией, а на деле финансирование их решения идет по остаточному принципу. Если обратиться к опыту развитых стран, то там подход совершенно иной. Там финансирование природоохранных мероприятий составляет и 1, и 2, и 3%, и не от расходной части бюджета, а от ВВП.
Нам надо менять здесь отношение к финансированию сохранности природы. Наши проблемы за нас никто решать не будет.
Не лучше обстоят дела и с водными объектами. Они загрязняются неочищенными стоками, здесь процветает вседозволенность, безнаказанность. И одна из главных причин такого положения – слабость экологического контроля, а также ущербность Водного кодекса. Именно по этим причинам водные объекты лишились защитных зон, земли водного фонда остались лишь в виде дна объекта, идет ломка береговых линий, отдельным дельцам удается даже строить эллинги в теле дамб, как это имело место в городе Дубна Московской области. Они не задумывались, что подвергают затоплению 70-тысячный город, как это было в Крымске.
Еще одна очень важная проблема – оборот твердых бытовых отходов. С каждым годом страна все в большей мере превращается в свалку. У нас перерабатывается всего лишь около 10-15% бытовых отходов. Остальное – на захоронение. Мы всё тащим на полигоны, они все переполнены и по высоте, и по профилю. Грязь сочится, дымится, и всё это тащится в наши реки, в наши подземные воды, в атмосферу. Даже нынешний несовершенный мониторинг и контроль кричат о необходимости нашего общего действия для того, чтобы у нас появились сортировальные, перерабатывающие предприятия, чтобы внедрялись современные технологии, как это имеет место, например, в Европе. Но для этого необходим иной государственный подход и совершенно другой объем инвестиций. На 4 миллиарда тонн отходов в год иметь 240 перерабатывающих заводов, 50 сортировальных и 10 мусоросжигательных, понятно, это ничто. С такой технической базой нам не сдвинуться с места. Здесь необходим серьезный государственный подход. Думаю, что с принятием новой редакции федерального закона об обороте отходов производства и потребления ситуация измениться в лучшую сторону.
Не перестает болеть душа за русский лес. Его бич – это лесные пожары. Официально статистика крутится вокруг 2 миллионов га ежегодного выгорания леса. Но не секрет для специалистов, и это подтверждается съемками со спутников, что реальная картина в разы плачевная. Не знаю, кому нужна такая убаюкивающая статистика? Не успокаиваться надо, а восстанавливать то, что уничтожено, ликвидировать ту рукотворную беду в лесу. Рослесхоз в последнее время активно включился в эту работу. До 15 тысяч увеличилось число пожарных, в том числе десантников, началось восстановление авиационной группировки по борьбе с пожарами. Начала поступать новая техника. Появилось ряд важных документов, в том числе Экологическая доктрина, Основные направления государственной лесной политики, целевая программа. Что касается утвержденной целевой программы, то снова мы видим расхождение между словом и делом. Вроде бы обо всем договорились, однако, что касается выделения средств на решение назревших проблем, в том числе и на увеличение численности по охране лесов, на увеличение заработной платы, развитие научной сферы и так далее, снова все обрезали. Нельзя мириться с подобным подходом, и мы будем этот вопрос снова поднимать на Президиуме Госсовета.
Еще один бич русского леса – нелегальные рубки. Казна теряет ежегодно десятки миллиардов рублей. Разработаны законопроекты, которые ставят заслон этим «черным» лесорубам, и мы их здесь в этом зале уже обсуждали. Однако до сих пор не удается получить от правительства отзывов, или в присылаемых отзывах выкатывают, как говорится, такие «арбузы», что от закона остаются одни рожки да ножки.
Следует очень серьезно раскручивать не только контрольную, но и карательную функцию, потому что вот те копеечные штрафы для нарушителей, они скорее их поощряют, чем наказывают. Вот и растут в особо охраняемых зонах, заповедниках жилье, развлекательные центры и т.п. Должна быть другая и гражданская, и уголовная ответственность, чтобы земля горела под ногами у нарушителей, у тех, кто загаживает воду, воздух, кто уничтожает природу ради наживы. И в этом деле большую надежду мы связываем с налаживанием общественного контроля. Для этого надо плотнее сотрудничать с международными организациями, надо ратифицировать соглашения по присоединению России к этим международным организациям по защите окружающей среды. Мы должны всё сделать для того, чтобы общественный контроль встал на новую ступень в своей деятельности, более эффективную, более системную.
Важную роль в защите окружающей среды должно сыграть экологическое просвещение, начиная с детского возраста. Мы внесли свои поправки по этому вопросу в принимаемый закон «Об образовании», требующие разработки соответствующих образовательных программ. К сожалению, парламентское большинство их отвергло, но мы не опускаем рук, и будем добиваться их принятия путем внесения поправок в действующее законодательство.
Мы считаем актуальным с точки зрения защиты окружающей среды, контроля за ее состоянием разработку и принятие обобщенного законодательного акта в виде Экологического кодекса. И работу над этим документом нельзя откладывать в долгий ящик. В нем должно найти отражение и экологический аудит, и экологическое страхование, и все то, что сегодня мешают взаимодействию инспекторов, службы экологического надзора и контроля с исполнительной властью.
Но защита окружающей среды, экологическая безопасность России это забота не только государственной службы экологического контроля, но и каждого из нас. Мы не должны забывать, что после нас на этой земле будут жить наши дети и внуки. Мы обязаны сохранить для них, для будущих поколений цветущую планету, а не чадящую свалку мусора. Объединив усилия каждого, мы обязательно этого добьемся!