Экологический контроль – важнейший элемент сохранения окружающей среды

(Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И.Кашина на парламентских слушаниях по теме "Актуальные вопросы экологического контроля (надзора) в Российской Федерации" 17 декабря 2012 года)

Экологический контроль - это та правовая норма, без которой нельзя обеспечить главное конституционное право граждан России на благоприятную окружающую среду. Его эффективность определяется состоянием окружающей среды.

Несмотря на ухудшение экологической ситуации в России, она продолжает быть экологическим донором на планете. Наши леса, наши реки, наши водоёмы - это достояние не только нашей страны, но и мировой цивилизации. И это накладывает на нас особую ответственность, как страны-берегини комфортной окружающей среды на нашей земле. Именно этим во многом определяется та особая роль экологического контроля в сохранении окружающей среды. Здесь много проблем – и в государственном, и в производственном, и в общественном экологическом контроле. В последнее время на это стали больше обращать внимания, экологические проблемы были предметом рассмотрения на заседании Госсовета, определенная обеспокоенность прозвучала в выступлениях и Председателя правительства, и Президента. Президент своим Указом определил 2013 год Годом сохранения окружающей среды.

Мы, законодатели, также разделяем эту обеспокоенность. В портфеле нашего Комитета находятся десятки законопроектов, направленных на снижение прессинга на окружающую среду. В первую очередь это базовый закон об экологическом нормировании. Сегодня на этом принципе построено законодательство всех развитых стран, включая страны Европы. Главная его особенность заключается в том, что он исходит из современных технологических достижений, основывается на показателях передовых технологий современного производства.

Этот закон находится в высокой степени готовности. Однако его продвижение наталкивается на серьезное сопротивление, прежде всего, бизнеса. Срабатывает определенная коррупционная завязка, в которой погрязла вся страна. Неслучайно в последнем Послании президента проблеме коррупции было уделено особое внимание. Было сказано, что надо разорвать эти путы,  мешающие нам не только жить, но и  думать о завтрашнем дне. Проблема только в том, как это будет реализовано в жизни.

Больным вопросом остается у нас муниципальный контроль. Мы его, по сути, потеряли. А ведь всю информацию мы черпаем именно оттуда, с мест о всех нарушениях – о загрязнении воды, об уничтожении лесов, о снижении плодородия почв и т.д. Яркий тому пример попытки начать разработку месторождений меди и никеля в Новохоперском районе Воронежской области. Какая в этом необходимость сегодня? Никакой! Нет дефицита в стране меди и никеля. Все что добывается, практически полностью, вывозится за рубеж. Тем не менее, появляется распоряжение правительства с разрешением приступить к разработке месторождений. И это в Центральной России, в южной ее части, в местах с богатейшими черноземами, где сохранились еще чистыми реки, такая, например, как река Хопер. Видно, кому-то неймется уничтожить и без того вымирающий регион.

Можно привести и другие творимые безобразия такие, как, например, создание полигона в Талдомском районе на землях совхоза "Талдомский" или город Балашиха, где дельцы пытаются уничтожить березовые рощи, дубравы и вековые сосны. Вот именно такие дельцы и постарались, чтобы муниципальный контроль исчез.

У нас 15 видов государственного экологического контроля, включающий и лес, и воду, и недра, земельный фонд, оборот твердых отходов и т.д. В каждом из них есть свои проблемы. Но хочу особо остановиться на проблемах нефтешламов и загрязнения почвы нефтепродуктами. Сегодня ни один из нефтеперерабатывающих заводов не может похвастаться, что он решил проблему нефтешламов. За 2011 год образовалось 340 шламовых амбара, а всего их на 1 января 2012 года насчитывалось 1630 шт.

В 2010 году число прорывов нефтепроводов достигло 28 тысяч. Наихудший показатель по прорывам у компании «Роснефть». Только в 2011 году она допустила 2727 разливов нефти. Количество нефтезагрязненных земель на сегодня составляет почти 5 тысяч гектар. Это не считая загрязненные земли вокруг нефтяных баз, аэродромов, бывших мест нефтедобычи и т.д.

К этому надо добавить брошенные земли, их более 40 млн. га. И они сегодня становятся очагами размножения вредителей и возникновения пожаров. Я уже не говорю об опустынивании земель, о деградации черноземов.

Все это свидетельствует о существенных недостатках экологического надзора и контроля, служб кадастра и регистрации. Однако вместо наведения порядка отдельные министры заняты совершенно другими делами. За годы реформ не создано ни одного сельскохозяйственного ВУЗа, так теперь планируется ликвидировать 24 сельскохозяйственных учебных заведений. И это при том, что уже сегодня мы завозим почти 60% продуктов питания из-за рубежа.

Вместо усиления контроля идет сокращение числа контролеров. Сокращение существенное, фактически на 30%. Сегодня их общая численность составляет на всю страну около 2 тысяч человек. Выросла нагрузка на каждого из них, по полторы тысячи объектов на каждого инспектора. Она не соответствует ни возможностям человека, ни статусу инспектора, ни его полномочиям. Форма у инспектора генеральская, а зарплата нищего, на уровне 8-12 тысяч рублей, на которые невозможно прожить. Это проблемы, которые требуют незамедлительного решения.

Нельзя обойти молчанием и состояние дел с вредными выбросами в атмосферу. Более 50% населения страны дышит воздухом, в котором предельно-допустимая концентрация вредных веществ превышена в 6-10 раз. Прежде всего, это население крупных городов, включая Москву и Санкт-Петербург. Главными загрязнителями являются компании по добыче полезных ископаемых, т.е. те, кто в основном формирует доходную часть бюджета. А вот если посмотреть, а сколько средств выделяется из федерального бюджета на охрану окружающей среды, то окажется, что это всего лишь 0,2% расходной части. Мы руководству страны не раз об этом говорили. Получается, что на словах власть обеспокоена сложившейся экологической ситуацией, а на деле финансирование их решения идет по остаточному принципу. Если обратиться к опыту развитых стран, то там подход совершенно иной. Там финансирование природоохранных мероприятий составляет и 1, и 2, и 3%, и не от расходной части бюджета, а от ВВП.

Нам надо менять здесь отношение к финансированию сохранности природы. Наши проблемы за нас никто решать не будет.

Не лучше обстоят дела и с водными объектами. Они загрязняются неочищенными стоками, здесь процветает вседозволенность, безнаказанность. И одна из главных причин такого положения – слабость экологического контроля, а также ущербность Водного кодекса. Именно по этим причинам водные объекты лишились защитных зон, земли водного фонда остались лишь в виде дна объекта, идет ломка береговых линий, отдельным дельцам удается даже строить эллинги в теле дамб, как это имело место в городе Дубна Московской области. Они не задумывались, что подвергают затоплению 70-тысячный город, как это было в Крымске.

Еще одна очень важная проблема – оборот твердых бытовых отходов. С каждым годом страна все в большей мере превращается в свалку. У нас перерабатывается всего лишь около 10-15% бытовых отходов. Остальное – на захоронение. Мы всё тащим на полигоны, они все переполнены и по высоте, и по профилю. Грязь сочится, дымится, и всё это тащится в наши реки, в наши подземные воды, в атмосферу. Даже нынешний несовершенный мониторинг и контроль кричат о необходимости нашего общего действия для того, чтобы у нас появились сортировальные, перерабатывающие предприятия, чтобы внедрялись современные технологии, как это имеет место, например, в Европе. Но для этого необходим иной государственный подход и совершенно другой объем инвестиций. На 4 миллиарда тонн отходов в год иметь 240 перерабатывающих заводов, 50 сортировальных и 10 мусоросжигательных, понятно, это ничто. С такой технической базой нам не сдвинуться с места. Здесь необходим серьезный государственный подход. Думаю, что с принятием новой редакции федерального закона об обороте отходов производства и потребления ситуация измениться в лучшую сторону.

Не перестает болеть душа за русский лес. Его бич – это лесные пожары. Официально статистика крутится вокруг 2 миллионов га ежегодного выгорания леса. Но не секрет для специалистов, и это подтверждается съемками со спутников, что реальная картина в разы плачевная. Не знаю, кому нужна такая убаюкивающая статистика? Не успокаиваться надо, а восстанавливать то, что уничтожено, ликвидировать ту рукотворную беду в лесу. Рослесхоз в последнее время активно включился в эту работу. До 15 тысяч увеличилось число пожарных, в том числе десантников, началось восстановление авиационной группировки по борьбе с пожарами. Начала поступать новая техника. Появилось ряд важных документов, в том числе Экологическая доктрина, Основные направления государственной лесной политики, целевая программа. Что касается утвержденной целевой программы, то снова мы видим расхождение между словом и делом. Вроде бы обо всем договорились, однако, что касается выделения средств на решение назревших проблем, в том числе и на увеличение численности по охране лесов, на увеличение заработной платы, развитие научной сферы и так далее, снова все обрезали. Нельзя мириться с подобным подходом, и мы будем этот вопрос снова поднимать на Президиуме Госсовета.

Еще один бич русского леса – нелегальные рубки. Казна теряет ежегодно десятки миллиардов рублей. Разработаны законопроекты, которые ставят заслон этим «черным» лесорубам, и мы их здесь в этом зале уже обсуждали. Однако до сих пор не удается получить от правительства отзывов, или в присылаемых отзывах выкатывают, как говорится, такие «арбузы», что от закона остаются одни рожки да ножки.

Следует очень серьезно раскручивать не только контрольную, но и карательную функцию, потому что вот те копеечные штрафы для нарушителей, они скорее их поощряют, чем наказывают. Вот и растут в особо охраняемых зонах, заповедниках жилье, развлекательные центры и т.п. Должна быть другая и гражданская, и уголовная ответственность, чтобы земля горела под ногами у нарушителей, у тех, кто загаживает воду, воздух, кто уничтожает природу ради наживы.  И в этом деле большую надежду мы связываем с налаживанием общественного контроля. Для этого надо плотнее сотрудничать с международными организациями, надо ратифицировать соглашения по присоединению России к этим международным организациям по защите окружающей среды. Мы должны всё сделать для того, чтобы общественный контроль встал на новую ступень в своей деятельности, более эффективную, более системную.

Важную роль в защите окружающей среды должно сыграть экологическое просвещение, начиная с детского возраста. Мы внесли свои поправки по этому вопросу в принимаемый закон «Об образовании», требующие разработки соответствующих образовательных программ. К сожалению, парламентское большинство их отвергло, но мы не опускаем рук, и будем добиваться их принятия путем внесения поправок в действующее законодательство.

Мы считаем актуальным с точки зрения защиты окружающей среды, контроля за ее состоянием разработку и принятие обобщенного законодательного акта в виде Экологического кодекса. И работу над этим документом нельзя откладывать в долгий ящик. В нем должно найти отражение и экологический аудит, и экологическое страхование, и все то, что сегодня мешают взаимодействию инспекторов, службы экологического надзора и контроля с исполнительной властью.

Но защита окружающей среды, экологическая безопасность России это забота не только государственной службы экологического контроля, но и каждого из нас. Мы не должны забывать, что после нас на этой земле будут жить наши дети и внуки. Мы обязаны сохранить для них, для будущих поколений цветущую планету, а не чадящую свалку мусора. Объединив усилия каждого, мы обязательно этого добьемся!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
Раскол доски или раскол общества?
Народная историческая память всегда, во все времена, являлась одной из основ самосознания, национальной и исторической самоидентификации.

Очередное собрание Щёлковского ГК ЛКСМ РФ
В соответствии с повесткой дня комсомольцы рассмотрели вопросы касающиеся работы отделения, прошедших мероприятий и краткосрочный план на предстоящий период.

Оживающая история и прекрасная ночь искусств днем в Ивантеевском музее
Группа пушкинских коммунистов и сторонников партии посетила выставку, посвященную 150-летию И. Арманд.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
На путях к 80-летию Великой Победы. История и современность

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Н.И. Васильев выступил на X (октябрьском) Пленуме ЦК КПРФ

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Зампред Мособлдумы Константин Черемисов: Сельскому населению постоянную заботу

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов: Единство и сплоченность народа – залог нашей общей Победы!

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда