От этих слов из стихотворения, звучавшего 27 января 2013 года с болью, тревогой над Пискаревским мемориальным кладбищем, самым большим местом захоронений во всем мире, содрогались сердца людские и память. Петербург отметил один из самых важных праздников в истории города – 69-ую годовщину полного снятия блокады Ленинграда.
Ровно 872 дня длилась блокада: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944. За эти дни более 16747 жителей города были убиты, а 632253 человека погибли от голода. Эти страшные цифры постоянно взывают к памяти всех живущих.
В годы Великой Отечественной Войны блокада Ленинграда проводилась немецкими захватчиками с целью сломить сопротивление защитников города и овладеть им. Во время блокады сообщение с городом поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты вели постоянные бомбардировки и артиллерийские обстрелы. Город не сдавался. Ленинградцы продолжали трудиться на оборонительных предприятиях, воевали в дивизиях народного ополчения.
В этот день на Пискаревском мемориальном кладбище прошла траурная церемония. К монументу Матери-Родины возложили венки и цветы губернатор Петербурга Г. Полтавченко, члены городского и областного правительства, деятели культуры, жители и гости города на Неве.
Под красными знаменами возложили венки и гвоздики коммунисты города и области. Нескончаемый поток людей, среди которых были живые свидетели человеческого подвига и страданья в городе-мученике, несли венки, цветы, лампадки, светильники.
Память погибших почтили минутой молчания…
Не скрывая своих слез, взволнованно рассказала о вынесенных тяготах в горькие дни блокады уроженка г. Ленинграда, приехавшая из Московской области Карелина Тамара Ивановна:
«Когда началась война, мне исполнилось 6 лет. Мама тут же нас решила сфотографировать на память. Стали метить одежду, платья, чулочки. Нас в семье было трое. Мы были голодные, стали опухать, в день нам приходилось съедать по кусочку хлеба, иногда с картошкой. Чтобы выжить собрали всех детей для отправки в область на пароме. На наших глазах фашистские самолеты разбомбили два предыдущих парома, нас переправили на третьем. Привезли на хутор Карбусель. Только приехали, нагрянули немцы на мотоциклах. Мы с чердаков наблюдали, как они грабили подворья, за счет чего выживали сельские жители. Затем нас всех собрали для отправки в Германию. С нас стали снимать одежонку для обработки и отнимать узелочки, чтобы сжечь. Среди нас была очень молодая мама с грудным ребенком, обмотанным в тряпье. Немцы-изверги схватили сверток с малышом и бросили в костер, куда сбрасывали наши вещички. Женщина с криком стала рваться в огонь, крича, что там ребенок, ее стукнули прикладом и тоже толкнули следом в костер. Мы долго не могли придти в себя от увиденного. По пути в Германию подвергались бомбежке. Определили нас в какие-то шахты завода. У каждого на груди висел номер ОСТ. В г. Дессау привезли полураздетых голодных, с обмороженными ручками и ножками, потому что самодельные колодки, обмотанные тряпками, практически не грели. На одной из станции, мы нашли много земляники. Я побежала и стала собирать в пучок как можно больше ягод, чтобы всех накормить, а поезд начал трогаться. Я бежала за составом, схватилась за подножку, а охранявший нас фашист, стукнул меня прикладом, но кто-то схватил меня за подол и втащил в полусознании в телячий вагон, а вот земляничку так крепко держала, что еле пальцы разогнули… Однажды нас, ослабленных, загрузили в машину чтобы уничтожить. Кто-то нас попросил повторять молитву все громче и громче, чтобы боженька смог услышать, и мы кричали что было сил. В результате в машине что-то не сработало, и мы остались живые. Маме в самом начале объявили, что мы пропали без вести, а когда, спустя четыре года, мы возвращались домой, ей сообщили о нас, выживших в эти страшнейшие годы ада. Приехавшая за нами мать, меня не узнала. В середине учебного года я пошла в первый класс. Дети меня сторонились. т.к. забинтованные руки были в ранах. Будь проклята эта страшная война. Я желаю больше всего – мира!»
Не менее трогательные моменты блокадной жизни поведала Нина Ивановна Понкратьева, 1936 года рождения, приехавшая, не смотря на все недуги, в родной город Ленинград почтить память тех, кто не смог перенести все тяготы блокадного времени. Нина Ивановна испытала так же голод, холод, незабываемые дни страха и вшивого детства.
«Когда невыносимо хотелось есть, мы ставили на стол пустые миски и кружки с водой. С братом, который уже сильно опухал, посидев за столом, представляли, что наелись. Вставали в ожидании, что мама, которая почти сутками работала, хоть что-то принесет. Летом было проще, была лебеда, да и другая трава, из чего пекли лепешки, зимой было очень трудно. Народ больше умирал в зиму от голода и холода, потому что, что можно было сжечь, чтобы согреться, уже закончилось. Я хочу обратиться ко всем ныне живущим – будьте сплоченнее, дружнее, берегите мир!»
Во время обзорной экскурсии по городу на Неве у легендарного крейсера «Аврора», Никитас Татьяной Евдокимовной помощником депутата Московской областной Думы Наумова А.А, секретаря ЦК КПРФ, председателя комитета по местному самоуправлению Мособлдумы были торжественно вручены памятные медали в честь 90-летия образования СССР Тамаре Ивановне и Нине Ивановне.
Памятные мероприятия завершил салют. Ровно в девять часов вечера небо над городом раскрасили разноцветные огни. Несмотря на мороз и пронизывающий ветер, на Стрелке Васильевского острова и Дворцовой Набережной собрались тысячи горожан и гостей северной столицы, конечно же и блокадники, которые взволнованно делились воспоминаниями о тяжелейших днях самой жестокой в истории человечества ВОВ. Сюда приехали со всего мира те, кто помнит тот самый салют, прогремевший в 44-ом, 24 залпа, как и 69 лет назад. Когда салют завершился, погасли и факелы Ростральных колонн.
Низкий поклон всем защитникам Ленинграда и выстоявшим в блокаду жителям города! Вечная память погибшим!