Широкому кругу граждан мало известно о том, что есть целые сферы, в которых судебные постановления лишь имитируют правосудие, прикрываясь интересами неопределенного круга лиц, а на самом деле действуют исключительно в интересах властей. Одна из таких сфер – соблюдение прав ребенка на поступление в муниципальный детский сад.
Чтобы осуществить законное право ребенка на общедоступное дошкольное образование, нередко родителям (после баталий в Управлении образования) приходится идти не куда-нибудь, а прямиком в суд. Победы родителей в первых судебных процессах – в Оренбурге, Архангельске, Омске – не были удивительны: Конституция и законодательство четко гарантируют ребенку возможность посещать «государственный» детский сад, причем эта возможность, по закону, общедоступна. Даже если есть хоть какой-то намек на нехватку мест в садике, то власти все равно обязаны найти ребенку место. Найти как угодно и в рамках закона.
Доводы судов, удовлетворивших иски родителей, сводились к тому, что необходимость обеспечения общедоступности дошкольного образования важнее очереди в детский сад, а Конституция и федеральные законы важнее постановлений местных администраций, зачастую эти законы нарушающих. На то она и конституционная гарантия, чтобы ее властям исполнять: каждый ребенок должен быть принят в садик, и поэтому прав никаких других детей он нарушить не может.
Перед властями встала проблема: что делать, если обращения родителей в суды станут массовыми? Ведь бюджеты сверстаны, а «откаты» запланированы на несколько лет вперед…
Конечно, нельзя утверждать, что руководство местных администраций Подмосковья провело «воспитательную работу» с судами. Но первые решения подмосковных судов были не в пользу родителей. Внезапно в Одинцове и Балашихе местные суды обязали администрации предоставить места. Однако Мособлсуд с готовностью отменил эти решения. И продолжает гнуть свою линию и по сей день.
Аргументы областного и местных судов выходят за грань логики:
- если ребенку дадут место в садике, то это якобы нарушит право на детский сад тех, кто стоит впереди него в очереди, а также льготников. Какое право – не уточняется;
- ребенку в месте не отказано, так как он его получит в порядке очереди. То, что его отказываются взять из-за отсутствия мест, Мособлсуд не волнует;
- мест в детских садах нет по объективным обстоятельствам (читай: «по воле Божьей»);
- мэрии в отношении детей истцов не бездействуют: возводят новые сады (доказательств того, что ребенок пойдет именно в такой сад, конечно, не предоставляется), принимают программы ликвидации очередей.
Довод о том, что все эти вопросы администрация города или района по закону просто обязана была решить заблаговременно, а также о том, что нигде в законе не сказано, что мэрия вправе заставить ребенка ждать садик годами, подмосковные суды обеих инстанций упорно игнорируют.
Все юристы знают, что если в нашей стране верхняя судебная инстанция приняла одно решение, то принять противоположное судье низшей инстанции в аналогичном деле – себе дороже: все равно отменят, а там – лишение премии, испорченные показатели… В результате такого отношения к закону судебные решения за детские сады в регионе имеют фарсовый оттенок.
Так, в Химках судью Тягай не тронули даже факты нарушения очереди при предоставления места 50 (!) детям. Отказано: мест же все равно нет по объективным обстоятельствам.
В Раменском судья Федоров заявил родителям, что он не имеет права вмешиваться в оперативно-хозяйственную и организационно-властную функции администрации; а раз ребенку была предложена группа кратковременного пребывания (правда, путевка была выдана заведомо недействительная, но судью это не смутило), то нет и нарушения права на образование. Фактически судья признал право местной власти на безнаказанное нарушение закона. В иске отказано.
В Краснознаменске истица-мама подсчитала, что ее ребенок-«нельготник» вообще и не имеет шанса попасть в сад по очереди, т.к. мест не хватает даже «льготникам» (в городе предоставляются квартиры семьям военнослужащих по федеральной программе). Отказано: пойдет в порядке очереди. Но пойдет ли?
В Королеве истица требовала дать место в саду спустя 8 месяцев, когда ребенку исполнится 3 года, т.к. мэрия в принципе отказывалась дать какие-либо гарантии поступления в сад. Отказано: пойдет в порядке очереди.
Люберецкой прокуратурой в начале 2011 года выявлены нарушения прав несовершеннолетних на получение дошкольного образования. Суды поддержали доводы прокурора и обязали ликвидировать дефицит мест за 3 года. Тем же летом трое мам подали иски в Люберецкий суд о нарушении права их детей на дошкольное образование. И суды… отказали всем троим: право не нарушено!
А в этом году Люберецкий суд пошел еще дальше. На судебный процесс местная администрация не просто не явилась, но вообще не представила никаких документов. Вердикт: отказать. Смотрим судебное решение: там и «нет мест в садах города», и указан номер очереди ребенка (а родители сказали в суде, что номер им не известен). А как его узнала судья?!
В Клину пока еще не было судебных процессов по таким искам родителей. А если будут, то, предполагаем, предугадать исход нетрудно. Вряд ли стремление местного судьи к законности и справедливости перевесит мнение «стражей закона» из Мособлсуда.
В Верховном суде уже лежит жалоба из одного сибирского города. Может быть, хотя бы наши верховные судьи защитят право детей на получение дошкольного образования – тогда, когда это нужно семьям и детям, а не когда это станет возможным по прихоти местных властей? Скоро узнаем.