Подводя итоги прошедшего десятилетия с момента принятия Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» хочется проанализировать реальную ситуацию, сложившуюся в сфере муниципального управления на уровне городских и сельских поселений. Приведение российского законодательства о местном самоуправлении в соответствие с Европейской хартией местного самоуправления явилось одним из условий вступления России в Совет Европы. 11 апреля 1998 года хартия была ратифицирована в Российской Федерации.
В 2005 году были сформированы органы местного самоуправления: представительные (Советы депутатов) и исполнительно - распорядительные (местные администрации). Главы поселений, как высшее должностное лицо, в соответствии с принятыми Уставами, возглавили либо местную администрацию, либо Совет депутатов. В основе разделения данных органов власти лежит принцип «сдержек и противовесов». Совет депутатов, выражая волю населения, должен давать директивы исполнительной власти (местной администрации). И это понятно, так как непосредственное участие населения в местном самоуправлении позволяет использовать механизмы учета климатических, экономических особенностей территорий, сложившиеся социальные и культурные условия развития местного сообщества. Совершенствование такой модели управления – это залог стабильности в государстве, идеальная форма снятия социального напряжения в обществе, так как эта модель базируется на учете потребностей жителей конкретного населенного пункта.
Вступление России в 21-ый век должно ознаменоваться переходом к более устойчивой поселенческой системе местного самоуправления. Для этого необходим ряд объективных условий, закрепленных законодательством на федеральном и региональном уровне, нормативной правовой базой на местном уровне, и прежде всего гарантией реализации права населения на местное самоуправление. Как российский, так и зарубежный исторический опыт показывает, что вертикальные системы управления, не учитывающие интересы населения, рано или поздно, перестают эффективно функционировать. Но самый плачевный результат – это политическая дестабилизация и экономический упадок.
Что ждет современное общество в условиях сегодняшних реалий местного самоуправления? Такой вопрос должен задать себе каждый здравомыслящий гражданин, так как жить в обществе и быть свободным от него невозможно. Однако, на деле представительные органы власти (Советы депутатов) городских и сельских поселений и муниципальных районов оказались встроенными в структуру исполнительных органов власти. Сложившаяся система, в которой действует принцип «жирафа, которому всегда видней» - безнадежна, потому что на практике Совет депутатов вынужден руководствоваться не интересами населения, а «авторитетным» мнением Главы. Не поэтому ли все чаще звучат в речах местных жителей слова не «местное самоуправление», а «местное самоуправство» и растет скрытое недовольство. Почему представительные органы оказались в основной своей части формальными?
Простой вопрос о смысле всего происходящего и смысле большой «политики в малых городах». Хотели того или нет, но фактически создалась система «бюрократического централизма». Неужели политикам разных уровней не понятно к чему может привести такая ситуация? Сегодня легко избавляться от тех депутатов, которые берут на себя ответственность заявлять о реальных потребностях местного населения. После проведения такого «естественного отбора» исполнительная власть беспрепятственно управляет деятельностью Совета депутатов. Вот так, искусственно создавая бездеятельные Советы, формируется структура муниципальных органов власти, благо рычагов воздействия - как политических, так и административных больше, чем достаточно. В условиях преимущества одной партии, отсутствия механизмов парламентского контроля, правовой защиты деятельности депутатов и гарантий осуществления депутатами своих полномочий, отстранения населения от участия в принятии жизненно-важных решений начинает главенствовать единоначалие и тотальное подчинение, а как следствие, растут социальные волнения и недоверие к власти в целом.
Сегодня эта ситуация создает видимую стабильность. А что будет завтра?
Еще не поздно задуматься о том, как объединить усилия всех уровней и ветвей власти с инициативой населения с целью совершенствования местного самоуправления. Местное сообщество - это идеальное поле для раскрытия человеческого потенциала, который лежит в основе социально-ориентированной экономики.
10-летний период позволяет сделать выводы о ситуации в местном самоуправлении, оценить эффективность создавшейся системы и сформулировать задачи для устранения перекосов и недостатков, которые тормозят развитие муниципальных образований, препятствуют формированию гражданского общества. Стоит подумать о создании целостной модели управления городскими и сельскими поселениями на основе совершенствования налоговой базы, создания единого муниципального хозяйства, наделения органов местного самоуправления реальными полномочиями по комплексному социально-экономическому развитию территорий. Необходимо уже сейчас устранять причины маятниковой миграции и максимально использовать трудовой потенциал коренного населения в муниципальном образовании.
Совершенствование законодательства в сфере землепользования, градостроительства, ЖКХ необходимо для формирования устойчивой саморазвивающейся системы местного самоуправления. Наделение территориального общественного самоуправления полномочиями полноправного органа и выдвижение кандидатов, прошедших через многоступенчатые выборы, начиная от совета многоквартирного дома до представительства в Советах депутатов выборных членов ТОСов, может создать новый подход к формированию представительного органа. Возможно, есть смысл и создания двухпалатной системы на уровне Советов депутатов городских и сельских поселений, чтобы уйти от централизма к реальному включению населения к управлению своей территорией проживания.
А пока что, в сложившейся ситуации, можно лишь сделать вывод: « Там, где начинается политика – заканчивается местное самоуправление».