Большая политика в малом городе

Подводя итоги прошедшего десятилетия с момента принятия Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  хочется проанализировать реальную ситуацию, сложившуюся в сфере муниципального управления на уровне городских и сельских поселений. Приведение российского законодательства о местном самоуправлении в соответствие с Европейской хартией местного самоуправления явилось одним из условий вступления России в Совет Европы. 11 апреля 1998 года хартия была ратифицирована в Российской Федерации.

В 2005 году были сформированы органы местного самоуправления: представительные (Советы депутатов) и исполнительно - распорядительные (местные администрации). Главы поселений, как высшее должностное лицо, в соответствии с принятыми Уставами, возглавили либо местную администрацию, либо Совет депутатов. В основе разделения данных органов власти лежит принцип «сдержек и противовесов». Совет депутатов, выражая волю населения, должен давать директивы исполнительной власти (местной администрации). И это понятно, так как непосредственное участие населения в местном самоуправлении позволяет использовать механизмы учета климатических, экономических  особенностей территорий, сложившиеся социальные и культурные условия развития местного сообщества. Совершенствование такой модели управления – это залог стабильности в государстве, идеальная форма снятия социального напряжения в обществе, так как эта модель базируется на учете потребностей жителей конкретного населенного пункта.

Вступление России в 21-ый век должно ознаменоваться переходом к более устойчивой поселенческой системе местного самоуправления. Для этого необходим ряд объективных условий, закрепленных  законодательством на федеральном и региональном уровне, нормативной правовой базой на местном уровне, и прежде всего гарантией реализации права населения на местное самоуправление. Как российский, так и зарубежный исторический опыт показывает, что вертикальные системы управления, не учитывающие интересы населения, рано или поздно, перестают эффективно функционировать. Но самый плачевный результат – это политическая дестабилизация и экономический упадок.

Что ждет современное общество в условиях сегодняшних реалий местного самоуправления? Такой вопрос должен задать себе каждый здравомыслящий гражданин, так как жить в обществе и быть свободным от него невозможно. Однако, на деле представительные органы власти (Советы депутатов) городских и сельских поселений и муниципальных районов оказались встроенными в структуру исполнительных органов власти. Сложившаяся система, в которой действует принцип «жирафа, которому всегда видней» - безнадежна, потому что на практике Совет депутатов вынужден руководствоваться не интересами населения, а «авторитетным» мнением Главы.  Не поэтому ли все чаще звучат в речах местных жителей слова не «местное самоуправление», а «местное самоуправство» и растет скрытое недовольство. Почему представительные органы  оказались в основной своей части формальными?

Простой вопрос о смысле всего происходящего и смысле  большой «политики в малых городах».  Хотели того или нет, но фактически создалась система «бюрократического централизма». Неужели политикам разных уровней не понятно к чему может привести такая ситуация? Сегодня легко избавляться от тех депутатов, которые берут на себя ответственность заявлять о реальных потребностях местного населения. После проведения такого «естественного отбора» исполнительная власть беспрепятственно управляет деятельностью Совета депутатов. Вот так, искусственно создавая бездеятельные Советы, формируется структура муниципальных органов власти, благо рычагов воздействия  - как политических, так и административных больше, чем достаточно.  В условиях преимущества одной партии, отсутствия механизмов парламентского контроля, правовой защиты деятельности депутатов и гарантий осуществления депутатами своих полномочий, отстранения населения от участия в принятии жизненно-важных решений начинает главенствовать единоначалие и тотальное подчинение, а как следствие, растут социальные волнения и недоверие к власти в целом.

Сегодня эта ситуация создает видимую стабильность. А что будет завтра?

Еще не поздно задуматься о том, как объединить усилия всех уровней и ветвей власти с инициативой населения с целью  совершенствования местного самоуправления. Местное сообщество - это идеальное поле для раскрытия человеческого потенциала, который лежит в основе социально-ориентированной экономики.

10-летний период позволяет сделать выводы о ситуации в местном самоуправлении, оценить эффективность создавшейся системы и сформулировать задачи для устранения перекосов и недостатков, которые тормозят развитие муниципальных образований, препятствуют формированию гражданского общества. Стоит подумать о создании целостной модели управления городскими и сельскими поселениями на основе совершенствования налоговой базы, создания единого муниципального хозяйства, наделения органов местного самоуправления реальными полномочиями по комплексному социально-экономическому развитию территорий. Необходимо  уже сейчас устранять причины маятниковой миграции и максимально использовать трудовой потенциал коренного населения в муниципальном образовании.

Совершенствование законодательства в сфере землепользования, градостроительства, ЖКХ необходимо для формирования устойчивой саморазвивающейся системы местного самоуправления. Наделение территориального общественного самоуправления полномочиями полноправного органа и выдвижение кандидатов, прошедших через многоступенчатые выборы, начиная от  совета многоквартирного дома до представительства в Советах депутатов выборных членов ТОСов, может создать новый подход к формированию представительного органа. Возможно, есть смысл и создания двухпалатной системы на уровне Советов депутатов городских и сельских поселений, чтобы уйти от  централизма к реальному включению населения к управлению своей территорией проживания.

А пока что, в сложившейся ситуации, можно лишь сделать вывод: « Там, где начинается политика – заканчивается местное самоуправление».

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также

С Днём рождения дорогой Владимир Ильич!
Коммунисты Шаховского ГК КПРФ отпраздновали 154 годовщину Дня рождения вождя мирового пролетариата В.И. Ленина.

Все на субботник. Сезон субботников
Рузские коммунисты провели субботник на территории округа.





 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: С КПРФ - к новым вершинам в науке!

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Государственной Думы Николай Васильев принял участие в Конференции «Кондитерские изделия XXI века»

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
1 мая – День международной солидарности трудящихся

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов провел прием граждан в Коломне

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: памятник Ленину в Ларцевых Полянах давно требует реставрации


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда