«Загадаю тебе три загадки,
Не отгадаешь — голова с плеч...»
Русская народная сказка
С началом нового учебного 2013-2014 года в обществе вновь зазвучали споры о целесообразности ЕГЭ.
«Что еще следует предпринять, чтобы сделать его более прозрачным и справедливым? Как убрать коррупцию вокруг ЕГЭ!" – ломают головы чиновники от образования.
«Как сделать так, чтобы мое чадо поступило в хороший вуз? Каких репетиторов нанять! Сколько это будет стоить и где взять деньги!» - гадают родители выпускников.
И никто не спросил самих школьников, что же они думают об этом самом ЕГЭ…
В современной России чуть ли не каждый человек знает, что такое ЕГЭ. Думается, если задать среди ночи такой вопрос школьникам, будучи сонными и медлительными, многие смогут с уверенностью сказать: "Конечно! Я знаю, что это! Это единый государственный экзамен, который обязан сдать каждый школьник!". Ах да, еще некоторые могут рассказать о том, как этот этот экзамен проводится, как давно его ввели, как хорошо он выявляет знания... Но, поверьте мне, все они, понятия не имеют, что такое ЕГЭ на самом деле и как тяжело нашему современному школьнику.
В самом начале перед тобой выбор: знания и хорошие отметки в аттестате или же подготовка к бездушным заданиям по ЕГЭ. Выбирая первое, ты получаешь хорошее среднее образование, нужные знания и неплохие отметки, но не высшие баллы на ЕГЭ, ведь ты не запомнил, какую дробь записывать в бланк ответов и считается ли союзное слово союзом. Если предпочитаешь второй варианту, то последние школьные два года тратишь на решение однотипных тестов, не изучая школьную программу, так как на нее у тебя просто не хватает времени. В итоге - у тебя ужасная эрудиция, но зато высокий балл, с которым ты спокойно можешь поступить во все ведущие вузы России. Но и это не факт. Только представьте: два года подготовки, месяц невероятного стресса, бессонная ночь, а тут еще и металлодетекторы, камеры, паспорта, пропуска, бланки, правила, милиция, репортеры, общественные наблюдатели, не отрывающие от тебя подозрительного взгляда... А ты сидишь и ничего не можешь сделать: ни сосредоточиться, ни заставить себя думать, ведь твою голову переполняют самые ужасные мысли. Ты чувствуешь, будто тысячи глаз смотрят на тебя пронзающим насквозь взглядом, не можешь перестать думать о том, что это твой единственный шанс, как минимум на ближайший год, и всё вертятся эти смертельные 0-50 баллов как пожизненное клеймо на твоих результатах. А тут еще и выйти спокойно нельзя, побыть одному: из класса в туалет за ручку с незнакомым человеком, который будет стоять у двери и слушать, если же не смотреть прямо на тебя. Конечно, не все такие чувствительные, и многие с этим справляются, но все же условия, в которых проходит ЕГЭ, довольно сильно влияют на итоговый балл, не говоря уже о том, что некоторые удалялись с экзамена из-за повышенного давления или ускоренного пульса. Да, возможно, что я преувеличиваю, но поверьте - лишь чуточку. А если все так и есть на самом деле? А следует именно то, что так не устраивает приемную комиссию вузов (преимущественно гуманитарных), и потенциальных работодателей: незнание важнейших исторических событий и личностей, также, как и современных, а, следовательно, отсутствие стандартной ориентации в мире.
Так что же? Является ли на данный момент ЕГЭ идеальной итоговой аттестацией или нет? Думаю, вы уже поняли, каково лично мое мнение на данную проблему. Несомненно, ужесточение данного экзамена - огромная ошибка Министерства образования. Обсуждаемая в последнее время идея предоставить регионам право самим из тысяч вопросов формировать свои, дабы предотвратить списывание выпускниками, живущими в других часовых поясах, представляется сомнительной. Где гарантия, что местные чиновники не захотят сделать свой регион лучшим по результатам ЕГЭ и не сообщат заранее перечень вопросов своим школам или не подберут более легкие вопросы по сравнению с Москвой или Санкт-Петербургом? Где же в этом случае равенство условий и может ли такой экзамен называться Единым Государственным? Как тогда предотвратить списывание?
Предлагаю вспомнить, как обстояли дела ранее, до 2009 года. Не было никакого ЕГЭ, а были обычные экзамены по всем предметам, и даже если многие тогда списывали - институты и работодатели не жаловались на знания и незнания выпускников.
Не покидает надежда, что наша система образования, когда-нибудь достигнет своего идеала, перестав скатываться вниз, превращая будущих граждан в Митрофанушек.