10 апреля в Московской областной Думе состоялось очередное заседание Координационного Совета депутатов-коммунистов Московской области.
На заседании обсуждался вопрос о поправках в 131 Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесенных на рассмотрение в Государственную Думу.
С основным докладом выступил председатель Координационного совета, председатель Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы, секретарь Московского областного отделения КПРФ Александр Наумов:
«Необходимость преобразований в сфере законодательства Российской Федерации о местном самоуправления давно назрела, за десять лет действия 131-ФЗ, в этот закон было внесено 84 федеральными законами значительное число поправок.
О необходимости совершенствования закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» говорилось на Всероссийском съезде муниципальных образований и в послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года.
Представленный проект федерального закона по своему содержанию не соответствует этим предложениям. Отдельные его положения не только способствуют возникновению новых противоречий и конфликтов на муниципальном уровне, но и практически ведут к сворачиванию местного самоуправления.
С одной стороны введение нового вида муниципальных образований -городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов расширяет вариативность организации местного самоуправления.
В тоже время проект федерального закона не только не предусматривает прямых выборов депутатов и глав городского округа с внутригородским делением, но и ликвидирует прямые выборы глав городских округах не имеющих внутригородского деления, городских поселениях, муниципальных районах. Главная роль в решении бюджетных и хозяйственных вопросов отводиться, назначаемому по конкурсу, главе администрации. Главе муниципального образования избираемому из числа депутатов отводиться представительская функция.
Предложение формировать представительный орган муниципального" района путем делегирования из представителей поселений делает этот орган местного самоуправления зависимым от региональной власти.
Так же подтверждается отказ от выборов муниципальных депутатов по смешанной и пропорциональной системе, тем самым снижается роль партий в развитии местного самоуправление.
Такая ситуация может привести к возникновению социальной напряжённости и дестабилизации ситуации в стране.
Между тем, согласно статьям 1, 3, 32 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как демократическом правовом государстве высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы; граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Право на периодические свободные выборы закрепляет и Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, местное самоуправление, которое признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, является необходимой формой осуществления власти народа, обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения, в том числе путем определения структуры органов местного самоуправления и формирования органов муниципальной власти.
Отказ от прямого избрания населением депутатов представительного органа и главы муниципального образования не только противоречит Конституции Российской Федерации и международным правовым актам, но и не может быть объяснен жителям муниципальных образований. Вместо предложенного Президентом России приближения местного самоуправления к каждому человеку жители городов лишатся права участвовать в формировании органов местного самоуправления.
Решение вопроса о месте избранного на муниципальных выборах главы муниципального образования в системе органов местного самоуправления должно находиться в компетенции населения муниципального образования и закрепляться в уставе муниципального образования, как основном документе, регулирующем вопросы организации местного самоуправления.
Законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении предусматривает различные варианты исполнения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах. Эти варианты должны сохраниться. Осознавая роль и значение планируемых преобразований, в целях защиты гарантированных Конституцией России и федеральными законами прав и свобод жителей, считаем необходимым учесть при рассмотрении проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предложения представителей местного самоуправления Московской области».
После чего слово было предоставлено заместителю Председателя Московской областной Думы, руководителю фракции КПРФ в Мособлдуме, второму секретарю Московского областного отделения КПРФ Константину Черемисову:
“Мы должны понимать, что внесение поправок в 131 ФЗ, изменение системы выборов в Государственную Думу, попытка изменить систему выборов в регионах – это звенья одной цепи. Когда действующая власть теряет свои позиции на местах, она делает все, чтобы это как-то компенсировать.
Согласно поправкам в 131 закон, роль главы будет полностью нивелирована. Главным лицом будет сити-менеджер, который будет назначаться сверху. Это самое страшное. Власть сделала все, чтобы контролировать жизнедеятельность муниципального образования, денежные потоки. Спрашивать жители муниципалитета будут с главы, а сити-менеджер несет ответственность только перед тем, кто его назначил, не более того.
Власть уже изобрела новый способ формирования общественных палат, но мы добились, чтобы эта законодательная инициатива была принята с нашими поправками, согласно которым не нужно будет приостанавливать членство в партии.
На фракции мы уже обсудили вопрос о внесении поправок в 131-ФЗ и пришли к единому мнению, что необходимо выйти с обращением в Государственную Думу, исходя из принятых сегодня предложений, чтобы к нашему мнению прислушались. Мы должны также подготовить заявление от партии.
Мы совместно с регионами выступим против предложенных действующей властью поправок а Закон о местном самоуправлении, чтобы они видели, что идет волна недовольства и прислушались. Мы будем отстаивать свои позиции и бороться за интересы народа”.
Далее выступил директор ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павел Грудинин:
«В последнее время партия власти стала замечать, что проигрывает выборы в регионах и, проанализировав эту ситуацию, решила довести вертикаль власти и денег до муниципальных районов. За счет чего растет риск увеличения коррупционной составляющей.
Все прекрасно понимают, что власть – это деньги. На мой взгляд, необходимо указать в обращении, что главной проблемой являются не полномочия, а недостаточное их финансирование. В этом законопроекте прописано, что он не потребует средств из федерального бюджета. И это меня сильно настораживает. У местного самоуправления вообще не будет денег на исполнение своих полномочий.
Исходя из этого, мы внесли предложение от Совета депутатов поселения Совхоз имени Ленина, что полномочия должны быть сохранены. Полностью отсутствует логика в том, что район будет принимать генплан сельского поселения и другие градостроительные документы. Поселение должно это делать самостоятельно, так как ежедневно взаимодействует с жителями.
Если будет принята такая форма, то глава поселения с дотационным бюджетом финансово будет зависеть от губернатора, который его финансирует. Притом, что выбор управляющих органов на 50% также будет зависеть от губернатора. Таким образом к власти придут варяги, не знающие специфики региона.
Некоторые главы районов заставляли глав поселений передать им часть финансово выгодных полномочий. Многие на это соглашались. Это привело к тому, что власть имущие воспользовались этой ситуацией и акцентировали внимание на том, что им вообще не нужны эти полномочия.
Была такая ситуация, что наиболее приближенные к Москве главы районов, зная о том, что их основной коррупционный ресурс – разрешение на строительство, земля и подключение к сетям ЖКХ, фактически лоббировали выборы тех глав поселений, которые сразу после избрания должны были передать им полномочия. Если бы было обозначено на законодательном уровне, что при передаче полномочий, вдвое сокращается штат сотрудников, зарплата и бюджет, это было бы обоснованно. У нас в областном законе прописано, что если главы поселений передают полномочия району, то у главы района зарплата увеличивается на 10%, а на зарплату главы поселения это не влияет. Поэтому в администрации поселения есть определенное количество чиновников, которые ничем не заняты, в связи с передачей полномочий району.
Россия не получит развития в случае принятия этого закона. Мы получим только усиление бюрократии и рост коррупционной составляющей. Главная наша задача - не допустить этого.
В обращение обязательно нужно включить тезис о том, что местное самоуправление должно быть обеспечено доходной частью на все возложенные на него полномочия в полном объеме».
Поделилась своими опасениями поправками в 131 закон и депутат Мособлдумы Наталья Еремейцева:
«С тех пор, как начал действовать 131-ФЗ в поселениях сложились определенные хозяйственно-экономические связи, улучшилась собираемость налогов, несмотря на противодействие государственных структур. Плюс увеличилась налогооблагаемая база в связи с кадастровым удорожанием земли.
И получается, что когда большинство поселений стали в состоянии себя обеспечивать и изыскивать средства на развитие, действующая власть инициировала поправки в 131 ФЗ.
В этой законодательной инициативе видны все подводные камни и стремление государственной власти аккумулировать средства, которые получили сельские и городские поселения и перераспределять их по своему усмотрению. Эти поправки являются средством усиления бюрократического аппарата и стремлением власти путем, якобы, демократических преобразований, усилить свою жесткую вертикаль».
После чего поддержал коллег глава городского образования Шатура Валерий Ларионов:
«Мое разочарование действующим 131-ФЗ слишком велико. А его новая интерпретация убьет саму идею местного самоуправления. Мы избраны для того чтобы доказать – власть может быть честной.
Сегодня власть в Московской области работает только с первым уровнем, т.е. с главами районов, а поселения фактически остаются незамеченными. И любой возглас, замечание, желание быть самостоятельным со стороны поселения сразу же наталкивается на массу препятствий, которые ему искусственно создают.
Сегодня мы не можем найти людей, которые будут правильно распоряжаться бюджетом и привлекать деньги, потому что все боятся идти во власть.
Думаю, обязательно нужно указать в нашем обращении, что необходимо обратиться к руководству страны, обратить внимание на второй уровень муниципальной власти и дать возможность распоряжаться имуществом своего поселения.
Главный источник доходов любого поселения - это подоходный и земельный налоги, налог на имущество. Земельный налог - существенная статья, которая занимает около 40% в каждом бюджете.
По новому закону сельским поселениям отводится всего 13 никчемных полномочий.
Мы должны быть категорически против этого! Сельские поселения имеют право на полноценное существование. Они должны быть наделены всеми полномочиями, которыми обладают городские поселения и район. Также должны быть созданы все финансовые условия для их исполнения».
Далее свое мнение озвучил Председатель Совета депутатов городского округа Юбилейный Михаил Гацко:
«8 апреля совет депутатов городского округа Юбилейный единогласно принял решение об объединении с Королевом. Этому предшествовало аналогичное решение королевского совета депутатов. На протяжении трех месяцев мы вели серьезную работу. Были противники этого решения, и мы не сразу пошли на интеграцию. Но мы поняли, что существовать в виде анклава Юбилейный дальше не может. У нас нет финансовых ресурсов, кругом Королев. Остаться дотационным муниципалитетом без соответствующего финансового обеспечения означало не оправдать надежды наших избирателей. Но мы поставили ряд своих условий. Мы вышли с предложением предоставить нам преференции: дороги, переходы, эстакады, создать технопарк на территории нашего города, новые рабочие места. Все это вылилось в целую программу. На эту тему прошли не только публичные слушания, но и круглый стол. Были приглашены министры, руководители главных управлений областного правительства и жители. Вышло три выпуска городской газеты, на страницах которой министры отвечали на вопросы населения. В завершение 19 марта состоялась открытая встреча с губернатором, где присутствовали руководители всех градообразующих предприятий как Юбилейного, так и Королева. Вопрос был поставлен однозначно: либо предоставляется внятная концепция развития городов, либо мы не идем на объединение. Так была создана программа, по которой 12 млрд. рублей выделяется на развитие транспортной инфраструктуры, потому что пробки являются одной из основных проблем. Дано поручение о создании путепровода, чтобы не было железнодорожных переездов, которые сдерживают транспортный поток. Также было поручено проработать вопрос о передаче 10 га земли из ведения Министерства обороны для создание технопарка «Юбилейный». Губернатор обещал изыскать порядка 1 млрд на его создание. Нам необходимы рабочие места, так как 30% населения ежедневно ездит на работу в Москву, а хотели бы работать в Юбилейном. Эта концепция родилась в основном благодаря фракции КПРФ. Область согласилась с нашими предложениями, которые легли в основу программы. Сегодня наша задача - контролировать ее исполнение, в том числе с помощью нашей фракции в Мособлдуме. Также запланировано создание нового технологического университета имени Королева в едином наукограде. Мы создаем наукоград с мощной инфраструктурой и будем там завоевывать места в законодательном собрании.
В связи с этим мы просим Московскую областную Думу дать время на переходный период не более шести месяцев и не ранее 14 сентября определить выборы новых органов местного самоуправления. Необходимо отстаивать интересы народной демократии и максимально обеспечить представительство народных интересов населения в новых выборных органах власти. Поэтому наша позиция – избирать главу путем прямых выборов, совет депутатов по смешанной системе 50% на 50% или по пропорциональной».
Депутат Мособлдумы Татьяна Ордынская отметила, что необходимо отстаивать прямые выборы:
«Представители, претендующие на пост главы, должны жить в муниципалитете и знать его специфику. А к нам приходят варяги, которые ничего не знают о Подмосковье и тем более о городе или поселении, которым собираются руководить.
В каждом отдельном случае должна учитываться сложившаяся политическая обстановка. Если мы выработаем систему, механизм, технологию, то эти задачи можно решить. Мы уже смогли отстоять партийность в ходе формирования общественных палат, сможем отстоять свою позицию и в этом вопросе, если будем действовать сообща».
О противоречии поправок федеральному законодательству рассказал депутат Совета депутатов Одинцовского района Владимир Пойтин:
«Анализируя 131 закон и те поправки, которые в него пытаются внести члены Совета Федерации и депутаты Госдумы противоречат федеральному законодательству и основам конституционного строя, где единственным источником власти является народ.
Граждане РФ далеки от органов власти. Все большее отдаление, и формирование без их участия органов государственной власти, приведут к дальнейшему политическому противостоянию в некоторых муниципальных органах власти, где уровень жизни достаточно низок.
Необходимо внести изменения в 131 закон, который позволил бы формировать финансово-экономические основы органов местного самоуправления».
Председатель Совета депутатов Щелковского района Сергей Варгузов подчеркнул, что «мы должны были постоянно доносить свою позицию до населения и людей, которые принимают решения». А также предложил обратиться ко всем партиям и движениям «обсудить эту проблему и выйти с предложением объединиться единым фронтом против внесения поправок в 131 ФЗ».
Также с предложениями выступили депутат Совета депутатов городского поселения Селятино Ирина Румянцева и депутат Совета депутатов городского округа Долгопрудный Николай Рябов.
Итоги заседания подвел председатель Координационного совета Александр Наумов, который отметил, что все поправки и предложения, поступившие в ходе дискуссии, будут учтены. После чего было принято решение составить обращение президенту и в Государственную думу от фракции КПРФ и обсудить его с другими партиями. «Нужно выйти единым фронтом на борьбу с данным законопроектом, так как данные поправки разрушают местное самоуправление», - заключил Александр Анатольевич.
Предложения
Координационного совета
Депутатов КПРФ от Московской области
В Государственной Думе, Московской областной Думе, в представительных и исполнительных органах местного самоуправления Московской области
по проекту Федерального закона № 469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Учитывая мнения представителей муниципальных образований Московской области высказанные в ходе обсуждения указанного проекта полагаем необходимым его доработку с учетом следующих предложений.
1. Предлагаем сохранить действующую редакцию нормы позволяющие избирать глав муниципальных образований, как на муниципальных выборах, так и из состава представительного органа. Как показывает практика, возможность для муниципалитетов самостоятельно определять порядок избрания главы позволяет приблизить власть к населению, устроить её так, чтобы «любой гражданин мог дотянуться до нее рукой». Учет местной специфики позволяет сохранять более тесную связь контакт с избирателями и авторитет главы муниципалитета.
2. Сохранить действующую редакцию нормы 131-ФЗ предусматривающие альтернативные способы формирования представительного органа муниципального района. Тем самым будет учтена местная специфика и сложившиеся традиции избрания депутатов муниципального района.
3. Развитие политической системы Российской Федерации показывает возрастающее влияние политических партий в жизни общества. В связи с этим, предлагаем закрепить в федеральном законе норму, при которой в муниципальных образованиях с численностью избирателей более 30 тысяч человек, в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального образования депутатские мандаты распределяются по смешанной или пропорциональной системе между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.
4. Установить в Федеральном законе № 131-ФЗ численности населения городского округа, при котором он может быть наделен статусом городского округа с внутригородским делением.
Изложить соответствующий пятый абзац пункта «а)» части 1 статьи 1 проекта закона в следующей редакции:
«городской округ с внутригородским делением - городской округ, с численностью населения не менее 300 тысяч человек, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские муниципальные образования (внутригородские районы);».
5. Предлагаемое сокращение вопросов местного значения для сельских поселений с 38 до 13 вызвало неоднозначное отношение у представителей этого типа муниципальных образований.
В связи с этим предлагается следующий перечень вопросов местного значения сельских поселений:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
11) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
13) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;
13.1) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;
14) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;
15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
17) формирование архивных фондов поселения;
18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
19) утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм);
20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;
21) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов;
22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
28) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
30) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;
31) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;
33) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.»
При этом пункт «в» части 5 статьи 1 проекта закона изложить в следующей редакции:
«в) дополнить частью 2 следующего содержания:
«2. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-6, 9-15, 17, 18, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20-22, 28, 30, 31, 33 части 1 настоящей статьи. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.;»
Кроме того предлагаем предоставить субъектам Российской Федерации право своими законами закреплять также иные вопросы из числа установленных для городских поселений к вопросам местного значения сельских поселений.
6. Необходимо определить порядок и сроки перехода к новым структурам органов местного самоуправления и порядку их формирования.
При этом следует учитывать, как вопросы правового характера, в частности необходимость приведения уставов муниципальных образований в соответствие с предполагаемыми изменениями, так и организационного – представительные органы местного самоуправления и главы муниципальных образований были избраны в разные сроки, и так же различны сроки их полномочий. Как один из возможных вариантов решения указанной проблемы субъектам Российской Федерации, может быть предоставлено право своими законами установить сроки переходного периода, что позволит учесть региональную специфику.