Кластеры - новая экономическая формация

Елена Лоцманова, помощник депутата

20 июня в Дубне состоялось выездное расширенное заседание Комитета Мособлдумы по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике  на  тему «Опыт создания инновационных территориальных кластеров».

В настоящее время распространена точка зрения, в соответствии с которой глобализация хозяйственной жизни ведет к повышению роли местного, субнационального уровня. При обсуждении вопроса о территориальных условиях хозяйствования концепция конкурентных преимуществ государства все в большей степени переносится на регионы, так как именно в регионах  сформировались особые формы взаимодействия предприятий, местных органов управления, местных рыночных условий и общественных групп. В вопросах обеспечения конкурентоспособности региона важную роль играют кластеры.

Основными показателями, определяющими инновационную среду региона, являются: инвестиционная активность (инвестиции представляют собой необходимые финансовые средства, направляемые в сферу инноваций); уровень занятости и уровень развития образования (человеческий капитал является основой для создания инноваций); инновационное развитие региона (темпы инновационной активности свидетельствуют о формировании необходимых условий для создания и совершенствования инновационных кластеров и взаимосвязей между ними).

Таким образом, необходимо принять во внимание особую роль инновационных кластеров в экономическом развитии региона. Поэтому перед государством стоит задача – формировать благоприятную инновационную среду для развития инновационных кластеров, а также создать необходимые условия для их взаимодействия. Для формирования кластеров в Московской области имеются соответствующие предпосылки: это, во-первых, поддержка создания и развития кластеров со стороны правительства; во-вторых, наличие рыночной инфраструктуры; в-третьих, заинтересованность бизнеса в развитии кластеров.

Тем не менее, развитию кластеров препятствуют следующие факторы: слабое развитие отдельных отраслей экономики (элементов кластера); краткосрочный период планирования (реальные выгоды от развития  кластеров появляются только через 5-7 лет); слабая информированность субъектов рынка о преимуществах  кластерного развития; отсутствие чётких законодательных механизмов их функционирования.

По определению Майкла Портера, кластеры — это географическая группа взаимозависимых компаний и ассоциированных с ними институтов в определенной отрасли, которые связаны общими целями и дополняют один другого.  Современная экономика развитых стран устроена по кластерному принципу.

В настоящее время нет однозначного подхода определению понятия кластера, выделяют различные типы и виды кластеров, но, наверно, единственным условием их стойкого функционирования, после посещения предприятий – резидентов кластера города Дубна, можно назвать естественность происхождения, способного объединить в рамках одной особой зоны производственные бизнес-проекты в конкретной технологической области, фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых продуктов и подготовку производства этих продуктов.

И это не случайно, так как по сути  кластер является начальной стадией, почти предпосылкой новой системы. Если вспомнить прямое значение слова «кластер», то  кластеры (от англ, cluster, буквально - пучок, рой, скопление), группы близко расположенных, тесно связанных друг с другом атомов, молекул, ионов, иногда ультрадисперсные частицы.  Понятие кластеризации наглядно рассмотреть на примере живой природы.   При зарождении жизни сначала происходит простое деление абсолютно идентичных клеток, затем кластеризация (что, по сути, означает «слипание»), и именно в кластере — слипшемся сгустке одинаковых клеток каждая клетка определяет свою «специализацию». Одна становится клеткой кожи, другая — клеткой глаза, третья — клеткой печени… Все это — процесс самоорганизации, управляемый простыми законами, к сожалению, пока недостаточно изученными. То же самое происходит и в экономике, точнее — в бизнесе. Если в одном регионе благодаря культурным, природным, человеческим ресурсам образовывается кластер  бизнесов одного типа, то каждый из типовых бизнесов встанет перед выбором: специализируйся или умри. И вовсе не бюрократ, управляющий извне, ставит руководителя, маркетолога такого бизнеса перед этим выбором. Это происходит само собой, и в этом заключена одна из самых характерных черт самоорганизации систем — естественность происходящего. Дубна как раз пример естественного образования кластера ядерно-физических и нанотехнологий, когда в одном месте объединились  человеческие, научные, производственные,  образовательные ресурсы и, как результат, возникли предприятия, научными достижениями которых могут гордиться не только внутри региона, но и далеко за его пределами, сформировалось  сообщество специализированных компаний с высокой глобальной конкурентоспособностью  и в которой налицо признак здоровой самоорганизующейся системы – потребность в симбиозе: здесь же партнерство, здесь  же и  сотрудничество.

Понятно, что предприятия одного кластера, работая в одной или смежных областях, конкурируют друг с другом за ограниченные ресурсы: как минимум, за квалифицированные кадры. А ведь есть еще сырье, рынки сбыта и т.д. Однако только конкуренцией взаимодействие в кластере не ограничивается — более того, перед выгодами сотрудничества она отступает на второй план. Установление общих правил игры, влияние на регуляторную политику, совместный маркетинг (особенно на зарубежных рынках), формирование социального заказа системе образования, сквозные стандарты качества, и многое другое — вот результат сотрудничества в кластерах. Созданная  управляющая компания НП «ДУБНА» - Некоммерческое партнерство «Центр содействия развитию инновационных территориальных кластеров в городе Дубна», возглавляемая Рац А.А.  как раз и является координирующим органом в интересах всех участников кластера.

Важно и то, что основу кластеров часто составляет малый и средний бизнес, на развитие которых направлены усилия государства  в целом и Московской области в частности.

Сотрудничество таких предприятий в кластере обеспечивает им рост, развитие, производительность и конкурентоспособность. Успехи и неудачи предприятий одного кластера — учат, стимулируют, обогащают, развивают; спрос на ресурсы и услуги со стороны участников кластеров стимулирует развитие и доступность услуг инфраструктуры, а географическая близость позволяет экономить на издержках.  Прямое сотрудничество с другими участниками кластера, разделение задач позволяет снижать издержки на разработку и внедрение инноваций, закупки, производство, маркетинг, и в итоге увеличивать сбыт.

Но, наверное, самая интересная особенность кластеров — в том, что они стимулируют инновации.

Кластеры — первый шаг на долгом пути замены рыночных экономических механизмов (поедающих ресурсы, часто сбоящих и подверженных кризисам) к экономическим механизмам нового типа — эконоценозам. Как в живой природе животные, растения и микроорганизмы, составляющие биоценоз (взаимосвязанную совокупность живущих вместе), принципиально взаимозависимы и не могут выжить друг без друга, так и в эконоценозе предприятия составляют жизнеспособную структуру только вместе — но зато такая структура невероятно устойчива и гибка по отношению к любым внешним воздействиям.

Города и регионы в высшей степени должны быть заинтересованы в развитии кластеров: ведь это не только рабочие места, налоги в местные бюджеты, уровень жизни, но и имидж, смысл существования города или региона. Вокруг кластеров активно развиваются смежные отрасли, растет инфраструктура: дороги, связь, всевозможные услуги, ритейл, строительство, поставки, специализированное образование. Как следствие, формируется особая культура региона.

Мы знаем, что сильный бренд города усиливает бренды местного бизнеса, слабый — ослабляет. Для кластеров это утверждение верно в высшей степени: если город будет иметь сомнительный имидж, всё произведенное в нем будет нести на себе отблеск этого имиджа — пострадают сотни предприятий. Поэтому предприниматели, представляющие кластер, обычно заинтересованы в брендинге родного города ничуть не меньше, чем отельеры, рестораторы и местная власть. Более того, кластеру интересно, чтобы образ города ассоциировался с соответствующей отраслью — это не просто экономия на рекламе, а ко-брендинг города и кластера.

Дубна – прекрасный пример взаимодействия кластера и бренда города, где предприниматели кластера выступают не столько конкуренты между собой, а как со-конкуренты  с «чужими» за рынки других регионов, за поощряющее внимание государства, за квалифицированную рабочую силу, которая может либо уехать, либо вернуться. Действительно, задача сохранения имиджа  образа города объединяет всех, кто в этом городе родился и живет, любит его и не собирается покидать: людей разных возрастов, разного социального положения, с разнообразным образованием и жизненным опытом. Для многих горожан (студентов, представителей творческих профессий, городских культурных авторитетов, чиновников) это способ обрести Смысл вместе со своим городом.

О том, что город и созданный в нём кластер развиваются, говорит тот факт, что на фоне уменьшения численности населения в стране, численность населения в городе ежегодно увеличивается. Поэтому не случайно, что выездное заседание Комитета  МособлДумы прошло именно в этом городе. На данном заседании была впервые предпринята попытка проанализировать данную сферу деятельности, так как изученный опыт других регионов говорит о разных подходах к кластерной политике, разных законодательных механизмах обеспечения их деятельности.

Члены заседания пришли к выводу, что в целях развития других регионов, необходимо разработать универсальный подход и законодательную базу, не навредив уже успешно развивающимся кластерам, чтобы обеспечить более прозрачную  и понятную  их деятельность.

В рамках мероприятия участники посетили ряд объектов: участки №1 и 2 Особой экономической зоны «Дубна» и ООО «НАНО КАСКАД», ООО «НПО «АпАТэК», ООО «ВНИТЭП  Плюс», университет «Дубна», Инновационно-технологической центр ОЭЗ «Дубна», осмотрели макет застройки Российского центра программирования, посетили выставку инновационных проектов, где познакомились с рядом компаний – ЗАО «МИНЦ», ЗАО «ОКБ Аэрокосмические системы», ООО «Прогресстех-Дубна», ООО «Эйлитон».

В мероприятии приняли участие депутаты Мособлдумы: председатель Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Вячеслав Крымов, заместитель председателя Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Михаил Леонтьев, член Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Андрей Голубев, а также представители министерств Московской области, администрации Дубны, члены компаний-резидентов ОЭЗ «Дубна». 


Кластеры - новая экономическая формация
Кластеры - новая экономическая формация
Кластеры - новая экономическая формация
Кластеры - новая экономическая формация
Кластеры - новая экономическая формация
Кластеры - новая экономическая формация
Кластеры - новая экономическая формация
Кластеры - новая экономическая формация
Кластеры - новая экономическая формация
Кластеры - новая экономическая формация
Кластеры - новая экономическая формация
Кластеры - новая экономическая формация
Кластеры - новая экономическая формация
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
День памяти катастрофы на Чернобыльской АЭС
Химкинские коммунисты приняли участие в митинге, посвященном 38-й годовщине катастрофы на ЧАЭС.

154-я годовщина Владимира Ильича
Коммунисты Сергиево-Посадского городского округа приняли участие в мероприятии, посвященном 154-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина.

Ко Дню Победы в городе Жуковском
Комсомольцы патриотического клуба «Ратибор» продолжают общественно значимую деятельность по сохранению памяти Великой Победы.





 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: С КПРФ - к новым вершинам в науке!

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Государственной Думы Николай Васильев принял участие в Конференции «Кондитерские изделия XXI века»

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
1 мая – День международной солидарности трудящихся

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов провел прием граждан в Коломне

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: памятник Ленину в Ларцевых Полянах давно требует реставрации


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда