Публикуем доклад Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАН Владимира Ивановича Кашина на научной конференции «Экологизация производства сельскохозяйственной продукции – путь к повышению качества жизни и здоровья населения России».
Москва, 14 августа 2014 года
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Страна переживает непростое время. События на Украине ярко высветили назревшие для решения проблемы экономического, политического, социального характера. За короткий период истории 4-й военный конфликт в Российской Федерации или ее границах свидетельствует о необходимости корректировки политики государства, и в первую очередь на направлениях устойчивого развития страны.
Сегодня наша конференция посвящена одной из наиболее актуальных проблем – вопросам продовольственной безопасности, экологизации производства сельскохозяйственной продукции как эффективных путей повышения качества жизни и здоровья населения.
На этом направлении немало сделано и делается. Генетика, селекция, совершенствование технологии производства сельскохозяйственной продукции, устойчивой к негативным факторам среды обитания, создание сортов с повышенным содержанием биологически активных веществ, устойчивых к загрязнению и снижающих накопление вредных веществ в урожае, тому свидетельство.
На этом направлении можно выделить успешные работы таких выдающихся академиков, как А.А.Жученко, Е.Н.Седов, В.Ф.Пивоваров, Н.И.Савельев, В.С.Шевелуха, Б.И.Сандухадзе и других.
Безусловно, здоровье человека в первую очередь определяется состоянием среды обитания. Не случайно Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду. От того чем человек дышит, какую воду пьет, какого качества пищу потребляет зависит состояние его здоровья.
Учитывая сказанное, в своем докладе хочу остановиться именно на этих, бесспорно, корневых проблемах, их состоянии и перспективных путях решения.
Природные ресурсы на протяжении всей истории человечества являются определяющими в жизнедеятельности народов мира. Плодородные земли, полноводные реки с чистой водой, богатые рыбой, лесные и растительные богатства явились прочной основой для становления государства Российского. Матушка Земля и Царица Вода на протяжении веков стояли на страже независимости и самобытности русского человека, действительно ценились и даже обожествлялись.
Великие русские ученые-классики в своих трудах неоднократно писали о великой ценности, которую представляют собой земли, почвы, леса и водные системы, об их уникальных свойствах и глубокой взаимосвязи.
Основатель русского почвоведения Василий Васильевич Докучаев называл российский чернозем «благодатной почвой, которая составляет коренное, ни с чем не сравнимое богатство России», а также определял приоритет рационального использования природных ресурсов: «наше незнание истощило почву», «безусловно, необходимо выработать свои сельскохозяйственные нормы, следует иметь анализы своих вод, своих земель…». Было бы правильным дополнить это высказывание необходимостью наличия данных, свидетельствующих о состоянии лесных, растительных и водных биоресурсов, а также продуктов сельскохозяйственного производства.
Ученым, аграриям-практикам хорошо известны многочисленные экспедиции Докучаева. Их результаты легли в основу агроландшафтного использования и Сталинского плана преобразования земель сельскохозяйственного назначения. Особым мировым достижением считается воплощенная в жизнь работа в этом плане в Воронежской области в Каменной степи. Этот опыт успешно переняли Китай и США в 40-х – 50-х годах.
Владимир Иванович Вернадский говорил: «Любое проявление природы составляет единое целое…». «Природные воды являются сложными динамическими системами равновесия, находящимися в теснейшей связи с окружающей их средой… Все, что происходит с любой водой в одном каком-нибудь месте, отражается в действительности на всей ее земной массе», а ведь это ни что иное, как круговорот воды в природе, которым во многом определяется существование различных био-, гео-, экосистем».
Но, к сожалению, времена меняются до неузнаваемости. Труды великих русских ученых, их последователей, действующих академиков РАН и их учеников власть уже практически не интересуют, а погоня олигархического бизнеса за выгодой вопреки даже законам природы приводит к оскудению и нарушению экологического равновесия.
Пора понять, что жизненные ресурсы на планете ограничены. К примеру, земельный фонд составляет 134 млн. км2, а участвующие в обеспечении продовольственной безопасности земли, по усредненным данным, составляют всего 30%. Лидеры мировой экономики уже давно осознали масштаб возможных последствий утраты ценных земель и на протяжении долгого времени формируют свою земельную политику исходя из принципов максимальной охраны и рационального использования. Основы этому заложены в таких международных правовых актах, как «Всемирная стратегия охраны природы», «Всемирная почвенная хартия», «Основы мировой почвенной политики».
В Российской Федерации, к великому сожалению, в последние десятилетия проводится разрушительная земельная политика.
Объем инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных предприятий снизился в 5 раз, уровень государственной поддержки агропромышленного комплекса с 1990 года в среднем упал в 10 раз - до 1,48% расходов федерального бюджета, основные фонды сельхозпредприятий сократились в 4 раза, посевные площади уменьшились на 41,5 млн. га (46%).
Если сравнить размеры государственной поддержки сельского хозяйства в Российской Федерации и в других странах, то очевиден явно недостаточный объем таковой в России (4 млрд. долларов). Швеция, к примеру, при несопоставимо меньших посевных площадях выделяет 6 млрд. долларов, Япония – 64 млрд., Китай и Евросоюз, при сопоставимых площадях посевов, выделяет 147 и 108 млрд. долларов соответственно.
Уровень государственной поддержки делает российское сельское хозяйство неконкурентоспособным, особенно в условиях ВТО.
Повсеместно не соблюдается севооборот, исчезают защитные леса, земли сельскохозяйственного назначения в нарушение закона переводятся в земли других категорий.
И это лишь «верхушка айсберга». Состояние водных ресурсов ничем не лучше.
Несмотря на то, что Россия обладает уникальным водно-ресурсным потенциалом (20% общемировых запасов пресной воды) и является глобальным донором водных ресурсов, в связи со сложившейся практикой водопользования это природное богатство может быть истощено или безвозвратно утрачено.
Сегодня мы являемся свидетелями варварского отношения к водным ресурсам страны.
Устаревшие и неэффективные технологии обуславливают значительный перерасход воды на предприятиях. К примеру, для производства одной тонны вискозы мы расходуем 3 тысячи кубометров воды, а современная технология позволяет снизить этот показатель вдвое. Аналогично и в сельском хозяйстве. На одну тонну пшеницы требуется тысяча кубометров воды, но капельное орошение, режим орошения и питания сокращает эту величину в разы. Вода используется не эффективно и в ЖКХ, и в энергетике. Примеров можно привести сотни.
Кроме того, взламываются береговые линии, застраиваются водоохранные зоны, засоряются водосборные территории, не грамотно регулируется сток рек, нарушено управление водным фондом.
Известные события в Краснодарском крае, Крымске, Дальнем Востоке и других регионах, где погибли люди, нанесен огромный материальный ущерб, требуют от нас на модернизацию и новое строительство ГТС не 2-6 млрд. руб., а в разы увеличенные средства. Ликвидируя последствия бедствий страна тратит сотни миллиардов.
Особая ситуация сегодня складывается на Крымском полуострове. В нашей конференции участвуют представители директорского и научного корпуса Крыма. Они не понаслышке знают какие трудности переживает население с обеспечением питьевой водой и поливной для с/х производства даже в этом, благоприятном по климатическим условиям году. Эту проблему необходимо срочно решать, решать грамотно, не допуская экологической катастрофы.
Кроме того, негативное состояние земельных, водных, древесных и растительных ресурсов в значительной степени усугубляется низким качеством окружающей среды.
Крайне высоким остается загрязнение атмосферного воздуха (в 2012 году было выброшено в атмосферу почти 32 млн.тонн загрязняющих веществ).
Неуклонно увеличивается доля площади Российской Федерации, занятая объектами размещения отходов (образуется 5 млрд. т/год, накоплено 100 млрд. тонн) – своеобразного «водосбора» токсичного фильтрата, который по пути круговорота воды в природе загрязняет подземные и поверхностные воды, почвы, модифицирует и уничтожает микроорганизмы. Целые экосистемы утрачивают свойство к самовосстановлению и деградируют.
Неудовлетворительное состояние объектов ЖКХ (в первую очередь городских очистных сооружений) не позволяет в достаточной мере очистить хозяйственно-бытовые стоки.
Невысокий технический уровень промышленного и сельскохозяйственного производства повышает загрязнение вод, ведь, сегодня 90% сточных вод сбрасывается без очистки, либо недостаточно очищенными.
В центральных и южных районах Европейской части России водные ресурсы испытывают невероятную антропогенную нагрузку. Возле водных объектов региона, содержащих всего 8% общероссийских запасов воды, проживает 80% населения страны, и размещена основная доля промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
В этих условиях производство сельскохозяйственной продукции требует особого соблюдения научно обоснованных рекомендаций размещения с/х культур, соблюдения технологий, постоянного мониторинга качества производимой продукции в целях предупреждения негативного влияния со стороны антропогенных факторов.
Не следует также забывать о том, что качеством среды обитания определяется уровень здоровья человека. По данным Всемирной ассоциации здравоохранения, неблагоприятные факторы окружающей среды являются причиной 13 миллионов смертей ежегодно.
19% всех онкологических заболеваний, 1/3 всех заболеваний детей в возрасте до 5 лет, усугубление сердечно-сосудистых и легочных заболеваний – лишь начало длинного списка последствий загрязнения окружающей среды и потребления некачественных продуктов питания. При этом нельзя не учитывать того, что бóльшая часть негативных свойств изменяющейся вследствие антропогенного воздействия окружающей среды еще не изучена.
К сожалению, даже довольно развитое земельное, водное, природоохранное, гражданское, административное, финансовое, предпринимательское и международное право не способствует изменению в Российской Федерации ситуации в лучшую сторону.
К примеру. Статья 58 Конституции Российской Федерации провозглашает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации определяет в числе основных принципов земельного права учет земли как основы жизни и деятельности человека, приоритет ее охраны и использования в интересах общества и граждан. Пункт 2 статьи 1 Лесного кодекса провозглашает основным принципом лесного законодательства сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
Тем не менее, повсеместно практикуется хищнический подход к природопользованию, земля воспринимается многими собственниками исключительно как источник наживы, повсеместно происходит захват земель лесного фонда, их нецелевое использование, незаконные рубки лесных насаждений.
Также показательным видится пример: пункт 2 статьи 45 Земельного кодекса относит к числу оснований для принудительного прекращения права владения и пользования земельным участком его нерациональное использование, порча, невыполнение обязанностей по рекультивации. В свою очередь, на практике даже ценные земли сельскохозяйственного назначения могут быть полностью заброшены собственником или использоваться не по назначению. И никаких санкций, а, уж, тем более, принудительного изъятия за этим не следует.
На протяжении 15 лет в Подмосковье из 1 млн. га пашни не использовалось 500 тыс. га. И только в 2013 году было впервые поднято 50 тыс. га залежей. При этом 20-ти миллионный Московский регион на 80% зависит по продовольствию от зарубежных поставщиков. А, ведь, раньше только в Подмосковье производилось 2 млн. т. молока, 1 млн. т. овощей. Насчитывалось около 20 крупных специализированных хозяйств по производству плодов и ягод.
И похожая ситуация наблюдается в 90% регионов России.
Даже регулярно ужесточаемая административная и уголовная ответственность не обеспечивает исполнение закона в должной степени. Так, несмотря на усиление в 2009 году ответственности по статье 8.7 КоАП (невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв), в период с 2009 по 2012 годы количество таких нарушений выросло с 658 до 19495 случаев.
Аналогичные примеры можно привести почти по каждой статье, каждому пункту законодательства Российской Федерации, который, так или иначе, ограничивает варварское отношение к Земле – Кормилице.
Причины описанной выше парадоксальной правоприменительной практики, в принципе, лежат на поверхности – это слабое обеспечение верховенство закона и неотвратимости наказания, не знающая границ коррупция, правовой нигилизм, и, конечно, несовершенство законодательства.
К сожалению, олигархия и сторонники легкой наживы на народном богатстве в последнее время все чаще устремляют свои усилия на законодательное закрепление порочной практики. Ищут всяческие лазейки для обхода Конституции Российской Федерации, федерального и регионального законодательства, пытаются прикрыть законодательно свои преступные действия, совершенные в отношении природных богатств.
Так, под благовидным предлогом рационального не истощительного природопользования в Государственной Думе появился проект федерального закона № 444365-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (ПРИНЯТ). В совокупности с внесенным в Государственную Думу законопроектом № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» (РАССМОТРЕНИЕ ПЕРЕНЕСЕНО) он сводит все прежние усилия по формированию эффективной земельной политики к нулю, существенно трансформируя положения земельного и смежного законодательства.
Примечательно, что разработчиком этих законопроектов выступает Минэкономразвития России. Роль этого Министерства нам хорошо известна и по принятому Земельному, Лесному, Водному кодексам и другим законам. Эти проводники либерализации в природопользовании не успокаиваются. Их не останавливает, что все профильные комитеты, сельскохозяйственная наука выступают против этих законопроектов. Они получили заказ и его рьяно выполняют. Ведь ответственности за конечный результат, как свидетельствует новая история России, они не несут.
Изначально заявленные благие намерения, заложенные в основу данных проектов, могут обернуться масштабным захватом особо ценных земель в угоду интересам ограниченной группы лиц.
Также отмечу, что без смены парадигмы земельной реформы от градостроительной направленности к осознанию, прежде всего, экологической ценности земель, повышения качества управления земельными ресурсами и создания эффективного механизма земельного контроля, нам не удастся изменить и без того не простое положение дел.
Между тем усиливаются риски нехватки продовольствия, т.к. валовый сбор зерновых в течение последних 20 лет снизился на 46 млн. тонн, молока на 37 млн. тонн. В разы сократилась добыча рыбы, производства мяса говядины, товарной садоводческой и овощной продукции. В этой связи мы вынуждены сегодня импортировать продукты питания на сумму 48 млрд. долларов, что соответствует сумме оцененной сельскохозяйственной продукции, производимой в Российской Федерации.
Все это неопровержимо свидетельствует о потере продовольственной независимости России. Более того, в связи с событиями в мире, странах СНГ и в первую очередь в братской нам Украине, вызвавшими различное понимание ситуации со стороны Соединенных Штатов Америки, Евросоюза и России, сегодня вопрос сохранения продовольственной безопасности Российской Федерации встает максимально жестко. Накручиваемая при участии зарубежной олигархии обстановка, введение экономических санкций определяют необходимость принятия незамедлительных мер.
По нашей инициативе, в рамках заседания Госсовета 21 апреля 2014 года об устойчивом развитии сельскохозяйственных территорий были выработаны серьезные решения по АПК. В поручениях Президента Российской Федерации нашли отражение основные моменты перспективной законодательной и практической деятельности. Достижение поставленных названными поручениями целей теперь зависит от исполнительской дисциплины и политической воли.
Сразу после Госсовета наш Комитет провел заседание Высшего экологического совета по этой тематике. Состоялось плодотворное обсуждение центральных тем. При этом особое внимание было обращено на земельные, водные, лесные и растительные ресурсы, поскольку именно ими в первую очередь определяется продовольственная безопасность страны. Здесь есть над чем работать. Свои предложения мы направили в ответственные ведомства и будем добиваться, чтобы с ними считались.
Обстановка в использовании земельных, водных, лесных и растительных ресурсов чрезвычайна, как и в обеспечении населения отечественными продуктами питания.
Ситуация усугубляется тем, что усиливаются процессы деградации земель – эрозии, закисления, переувлажнения, закочкаривания, заболачивания, засоления.
Объемы внесения минеральных и органических удобрений с 1990 года снизились в 5-7 раз. Поставки средств защиты растений сократились вдвое.
При том, что в 2013 году завершилась Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России», приведенные сведения отражают всю «эффективность» принимаемых решений.
Нарастают темпы оврагообразования. Площадь оврагов в России уже превышает 900 тыс. га. По экспертным оценкам наиболее активные эрозионные процессы наблюдаются в Приволжском, Южном и Центральном федеральных округах, дефляция – в Сибирском и Южном федеральных округах, засоление – в Южном и Сибирском федеральных округах.
Опустыниванием в той или иной степени охвачено 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. га. В целом по стране утрачено 41,5 млн. га пахотных и 90 млн. га пастбищных угодий.
Увеличиваются площади земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (в Тюменской области концентрация нефтепродуктов в почвах превышает допустимый уровень в 150-250 раз).
Загрязнение и нерациональное использование водных ресурсов изымает большие объемы пресных вод из питьевого, хозяйственно-бытового и сельскохозяйственного водопользования.
Хочу еще раз подчеркнуть, что все в окружающей среде взаимосвязано и взаимозависимо. Те проблемы, которые мы наблюдаем в сфере охраны окружающей среды, негативные процессы в атмосфере, почвах, водных системах, непременно находят отражение на состоянии лесных и растительных систем. Ярким примером тому может служить крупнейшая на карте Российской Федерации точка загрязнения окружающей среды – город Норильск. На фоне колоссального загрязнения атмосферного воздуха (10% от общего количества загрязняющих атмосферу веществ), деградируют все без исключения био- гео- экосистемы. На сотни километров вокруг концентрация тяжелых металлов в растениях превышена в десятки раз.
В мире в настоящее время около 1,2 млрд. человек проживает в условиях резкой нехватки продовольствия и воды. Если не изменить потребительское отношение к природным ресурсам на устойчивое рациональное не истощительное использование - к 2030 году под угрозой водного дефицита будут жить уже 47% мирового населения, а к 2040 году потребление воды будет равно глобальному водостоку. И не случайно идут войны за водные и земельные ресурсы. Сегодня конфликты на этой почве имеют 46 стран, включая Россию и Украину.
Совокупность описанных бед ослабляет продовольственную безопасность и снижает уровень жизни и санитарной защищенности населения.
Необходимо усиливать стратегическое планирование в области охраны и рационального использования земельных, водных, лесных и растительных ресурсов, в т.ч. посредством повышения эффективности реализации государственных программ.
В этой связи считаю необходимым заострить Ваше внимание на следующих двух программных документах - Государственной программе Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» и Государственной программе Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».
Первое, что следует отметить – прослеживается опасная тенденция к урезанию расходов федерального бюджета на стратегически важные цели.
Так, финансирование Государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» уменьшено на 33 млрд. рублей. Финансирование подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» сокращено на 6 млрд. рублей, подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» - на 3,1 млрд. рулей, подпрограммы «Развитие мясного скотоводства» - на 3 млрд. рублей, подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» - на 1,9 млрд. рублей, подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» - на 285,4 млн. рублей.
По мнению Комитета, такое урезание расходов не позволит достичь цели и решить задачи, поставленные рассматриваемыми государственными программами в целом.
Кроме того, обращают на себя внимание некоторые концептуальные положения данных программ.
Так, одним из ожидаемых результатов реализации Федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» является ввод в эксплуатацию 840,96 тыс. га мелиорированных земель.
Принимая во внимание, что в 5 раз сократились орошаемые земли за последние 18 лет и составляют сегодня 1,5-1,8 млн. га, названные цели видятся ничтожными.
Кроме того, Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы предусмотрено доведение соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны до 55%, что является недопустимо малым показателем. Такими темпами мы потеряем и село, и сельчан.
В заключение отмечу, что Комитетом проделан значительный путь по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере. В период работы Государственной Думы 6 созыва удалось обеспечить принятие целого ряда знаковых федеральных законов, направленных на:
- совершенствование режима хозяйственного освоения территорий, подверженных затоплению и подтоплению;
- совершенствование правового регулирования учета заготовленной древесины и правового регулирования лесоохраны;
- обеспечение охраны Байкальской природной территории;
- обеспечение повторного использования программы финансового оздоровления для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
- совершенствование государственного земельного надзора, муниципального и общественного земельного контроля и государственного мониторинга земель;
- установление правовых основ реализации государственной социально-экономической политики в сфере сельского хозяйства, обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Хотел бы отдельно отметить очень важный законопроект, который нам удалось принять в июле этого года. Это закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий).
Это закон закрепляет основополагающие начала взаимоотношений в системе «человек – окружающая среда». Не секрет, что в виду относительной декларативности отдельных положений Федерального закона «Об охране окружающей среды» не в полной мере реализуется важнейший принцип охраны окружающей - «загрязнитель платит».
Теперь эти положения усилены, закреплена обязательность финансирования хозяйствующими субъектами мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Вместе с этим закон предусматривает направленную государственную поддержку хозяйствующим субъектам в целях повышения эффективности той их деятельности, которая осуществляется в целях охраны окружающей среды. При этом будет осуществляться содействие в:
- инвестировании внедрения НДТ и иных мер по снижению негативного воздействия;
- экологическом образовании и информационной поддержке мероприятий по снижению воздействия, использованию возобновляемых источников энергии и вторичных ресурсов;
- разработке новых методов контроля загрязнения и иных эффективных мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поддержка будет осуществляться посредством предоставления налоговых льгот, льгот по плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также государственных капиталовложений.
Одной из важнейших целей закона является расширение института государственной экологической экспертизы. В частности, теперь государственная экологическая экспертиза будет проводиться также в отношении проектной документация объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, т.е. основных загрязнителей.
В заключение отмечу, что этот закон является фундаментом для устойчивого развития России, он носит комплексный характер. Его положения гармонизированы с признанными в мире подходами в сфере экологического регулирования и должны быть в максимальной степени эффективно реализованы на территории Российской Федерации. Это позволит нашей стране к 2020 году выйти на мировой уровень экологической эффективности с модернизированным производственным сектором и высочайшим уровнем экологической ответственности во благо настоящих и будущих поколений.
Однако, с учетом динамики современных вызовов, говорить о достаточности уже принятых мер не приходится, в связи с чем считаю необходимым сказать о текущей работе Государственной Думы.
Назрела необходимость комплексного изменения Водного кодекса Российской Федерации. В качестве базы для таких изменений может быть использован проект федерального закона № 629370-5 «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу депутатами фракции КПРФ.
Принятие данного законопроекта позволит усилить обеспечение рационального использования, восстановления и охраны водных объектов и водных ресурсов, а также защитить права граждан на охрану здоровья, благоприятную водную среду, свободный и бесплатный доступ к водным объектам.
Кроме того, в Государственной Думе сегодня ведется работа над такими важными проектами федеральных законов, как:
- № 200303-6 «О любительском рыболовстве»;
- № 21184-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (создание условий для развития фермерских хозяйств путем обеспечения возможности индивидуального жилищного строительства на земельных участках, предоставленных или приобретенных для ведения фермерского хозяйства.);
- № 222564-6 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (обеспечение технической и технологической модернизации, инновационного развития агропромышленного комплекса, повышение эффективности использования средств, выделяемых из бюджета на развитие сельского хозяйства.);
- № 113176-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и в статью 55 Водного кодекса Российской Федерации» (в части повышения эффективности управления в области использования и охраны подземных вод);
- № 448577-6 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования защиты лесов от вредных организмов и иного негативного воздействия»;
- № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами».
Убежден, принятие названных законопроектов после их доработки станет серьезным шагом к решению вопросов продовольственной безопасности, экологизации производства сельскохозяйственной продукции.
Было бы правильно для восстановления, сохранения и рационального неистощительного использования земельных, водных, растительных и лесных ресурсов страны восстановить единый орган государственного учета и рационального использования.
Необходим закон «Об охране почв», который, кстати, в настоящее время разрабатывается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и профильным Комитетом.
Существенных поправок требуют Земельный, Водный, Лесной, Административный и Уголовный кодексы.
Строгое целевое использование земельных, лесных, водных ресурсов, как и неуклонное исполнение законодательства, должны стать краеугольными камнями новой земельной, лесной, водной и в целом аграрной политики.
Государственная поддержка агропромышленного комплекса должна быть увеличена многократно и составлять не менее 10% расходной части федерального и региональных бюджетов.
Уже давно назрела необходимость законодательного устранения диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Должен быть взят курс на развитие крупного товарного производства на основе современных технологий с устранением лимитирующих факторов в раскрытии потенциальных возможностей сельскохозяйственных культур путем восстановления и развития сельскохозяйственной инфраструктуры, технического переоснащения сельхозпредприятий, а также кадрового обеспечения отрасли.
Безусловно, в обеспечении продовольственной безопасности значительную роль играли, и будут играть личные подсобные, фермерские хозяйства, другие сельхозпроизводители с небольшими объемами производства. Им должен быть обеспечен свободный доступ на рынки и в крупные торговые сети для реализации отечественной сельхозпродукции.
Чем активнее и решительнее мы вернемся на путь выверенных мировым и отечественным опытом реформ, тем быстрее Россия вернет былое могущество и продовольственную независимость.
Спасибо!