Уважаемая редакция! В октябре прошлого года в вашей газете была опубликована моя заметка «Машиностроение – 20 лет деградации», где сообщалось о катастрофическом состоянии машиностроительных предприятий региона и вносились некоторые предложения по их возрождению. Прошёл год, но практических сдвигов не последовало.
Поэтому мне хотелось бы в день машиностроителя, похожий сегодня на день памяти, ещё раз напомнить и обратить внимание читателей газеты и руководителей области на эту важнейшую отрасль экономики.
Ещё совсем недавно московский регион был одним из самых крупных центров машиностроения – отрасли определяющей уровень экономики и научно-технического прогресса и составляющей в развитых странах 40-45 % объема промышленного производства. Отсюда практически во все субъекты Союза и многие зарубежные страны поставлялись высокопроизводительные станки и автоматические линии, электротехническое и металлургическое оборудование, автомобили, сельхозмашин, строительная техника, оборудование для лёгкой и пищевой промышленности, телевизоры, компьютеры, приборы, средства автоматизации и систем управления и т.п., многие из которых соответствовали требованиям мировых стандартов. Московское – значит отличное – такова была оценка многих потребителей.
Повышенным спросом пользовалась продукция станкостроительных предприятий – Коломенского станкостроения, Московских «Красного Пролетария», автоматических линий им. С. Орджонкидзе, координатно-расточных станков, Егорьевского «Комсомолец», Дмитровского фрезерных станков и др.
Не меньшим спросом пользовались и электротехническая продукция заводов «Динамо», им. Владимира Ильича, «Москабелмет», Чеховского энергооборудования.
На внутренний рынок, да и не только, поставлялись автомобили ПО «ЗИЛ», АЗЛК, Серпуховского автозавода, а также сельхозмашины, производимые Люберецким им. Ухтомского, «Давыдовосельмаш», «Моссельмаш», Климовским с/х машин и др.
Потребна была и продукция Коломенского и Климовского заводов текстильного машиностроения, Подольского им. Калинина, Московского телевизионного «Рубин», зеленоградских предприятий.
Успешно развивалось машиностроение и в других регионах страны. Оно явилось основой подъёма экономики в предвоенные годы, обеспечения Победы в Отечественной войне, восстановления и развития народного хозяйства в послевоенный период.
Люди старшего поколения помнят трудовые подвиги многих тружеников машиностроительных предприятий и отраслей – зачинателя стахановского движения в машиностроении А.Х. Бусыгина, токоря-скоростника Н.С. Чикирева, ставшего затем директором станкозавода им. Орджоникидзе, первого директора АвтоВАЗа В.Н. Полякова, наркома оборонного машиностроения Б.Л. Ванникова, выходца с завода им. Ухтомского. Значительный вклад в развитие машиностроения внесли, ныне здравствующие советские министры А.А. Ежевский и Н.А. Паничев.
Советское машиностроение вышло на передовые позиции в мире, особое место при этом занимали Московские машиностроители, выпуская наряду с прогрессивными видами машин и оборудования и наукоёмкую продукцию. Однако в результате «перестроек» и «реформ» многие подмосковные и московские предприятия, как и десятки тысяч по стране, прекратили своё существование и выпуск продукции. Особенно это коснулось станкостроения. Сегодня производство металлобробатывающего оборудования сократилось по сравнению с 1990 годом более чем в 30 раз, а по автоматическим линиям для мехобработки более чем в 200 раз. Страна по выпуску металлорежущего оборудования с второго места в мире переместились на 22 место.
Не менее катастрофическое состояние с выпуском сельскохозяйственной техники. Производство тракторов уменьшено почти в 40 раз, комбайнов – в 25 раз, а некоторые виды сельхозмашин не стали производиться вообще. Не случайно энерговооружённость в сельском хозяйстве сократилась в десяток раз и как следствие выведены из оборота посевные площади в 42 миллиона гектаров, т.е. одна треть, а поголовье скота сокращено в 3 раза. Более 80 процентов продуктов питания стало поступать по импорту. Страна в итоге разгрома машиностроения потеряла продовольственную независимость.
Подобное положение в лёгкой промышленности, перерабатывающих и других отраслях. Падение объемов производства связано не только с отсутствием машин и оборудования, но и с экономическим курсом в стране, когда всё отдано «эффективным собственникам» и олигархам, у которых самое главное прибыль, личное обогащение, нажива любым путём.
Но власть этого не замечает, утверждая «о большом прогрессе в экономике», что бизнес нельзя «кошмарить» и ей не стыдно за состояние села – основного потребителя продукции машиностроения. Нельзя не отметить, что положение дел в машиностроении ухудшило вступление страны в ВТО, когда предпочтение отдано внешнему производителю.
К негативным последствиям в машиностроении привела и ликвидация науки и научного обслуживания. Исчезли многие конструкторские, технологические и научно-исследовательские институты – ЭНИМС, ВНИИЛитмаш, ВИСХОМ, НИИТХМаш, ВНИИПТМаш, ВИСХОМ, НИИТСХМаш, ВНИИПТМаш, ПКТБ и КБ заводского значения. Не стало и проектных организаций, они стали не нужны, так как с исчезновением предприятий отпала необходимость в проектной конструкторской и технологической документации.
Но самое тревожное – это потеря рабочих кадров и специалистов машиностроителей, которые с ликвидацией предприятий вынуждены были уйти в торговлю, охрану, безработные.
Сегодня даже в случае возобновления деятельности предприятий невозможно найти токаря, фрезеровщика, оператора, литейщика, слесаря, электрика ещё и потому что их подготовкой прекратили заниматься.
Профессия рабочего стала не престижной. Более того особенно в период избирательных компаний раздаются страшилки, что в случае прихода к власти коммунистов многих вернут на заводы к станкам и другим трудоёмким работам и вы лишитесь доходных мест у прилавков и охранных постов. Всё это также препятствует возрождению престижности рабочих профессий – кадров товаропроизводящей продукции – машин и оборудования, выпуск которой продолжает падать.
Невольно возникает вопрос как это могло произойти, как мощная машиностроительная страна – родина атомоходов, космических кораблей, мощнейших турбин, уникальных станков оказалась в катастрофическом состоянии и в хвосте мирового машиностроения.
По мнению специалистов одна из главных причин состоит в уходе государства от управления экономикой, включая машиностроение. Под предлогом «государство – плохой менеджер», отдав народную собственность «эффективным собственникам», власть пустила машиностроение на самотёк – рынок сам всё отрегулирует, так проповедовал псевдодемократ Гайдар. К чему это привело свидетельствуют результаты – свыше 75 тысяч промышленных предприятий, в том числе и машиностроительные, парализованы или уничтожены. Объём выпускаемой продукции сокращён к 1990 году в разы, что сопоставимо с ущербом нанесённым фашистами в годы войны. Теперь все и большое и малое от кораблей до лопаты приобретается из-за кордона. Даём рабочие места иностранцам и увеличиваем количество безработных и бедных у себя в стране и регионах.
При этом происходит не только деиндустриализация, но и полная деградация рабочего класса – исчезает профессия квалифицированного машиностроителя. Ведь приоритетными становятся не деятельность предприятий и уважение к человеку труда, а развитие сферы потребительских запросов. Разве не с этой целью на каждом шагу создаются торгово-развлекательные центры, палатки, зоны отдыха, игровые залы и т.п.
Власть должна принять незамедлительные меры к созданию объектов труда и рабочих мест для тружеников, направить бюджетные средства и финансы олигархов на восстановление машиностроения и села, а не пополнять и без того раздутые карманы «эффективных собственников» и денежных воротил.
Сегодня как никогда нужна федеральная и региональная программа возрождения и развития экономики и прежде всего машиностроения.
При этом в Подмосковье имеющем множество наукоградов, опережающими темпами необходимо развивать наукоёмкое машиностроение.
И ещё один «уникальный» момент. Должна быть резко повышена ответственность руководителей госкорпораций, концернов и других организаций за выполнение намеченных программ и заданий и жёстко пресекаться преступные действия руководителей по разворовыванию финансовых средств и установлению топ-менеджерам заоблачных окладов и бонусов. И одновременно необходимо предоставлять льготы и преференции товаропроизводящим предприятиям. А также возродить отраслевую науку и подготовку рабочих кадров и специалистов.
Всё это позволит избавить страну и регион от многих бед – импортозависимости, продовольственной безопасности, деиндустриализации, деградации, безработицы и других социальных невзгод.
Парадоксально, но власти не торопятся заниматься преодолением этих бедствий, ждут пока придут «добрые зарубежные дяди» - инвесторы и восстановят нам машиностроение и экономику в целом. Пора свои проблемы решать самим и главное резко сократить поток финансовых средств на Запад на развитие экономики потенциального противника, прекратить платить дань ВТО, МВФ и др. и вкладывать их в развитие прежде всего села. Недопустимо, когда сельское хозяйство получает бюджетную господдержку на уровне одного процента, а не 20-25 % как это было в советские времена и как это происходит на том же Западе.
Появятся деньги – заработает село, возродится сельхозмашиностроение, а затем и весь машиностроительный комплекс. А это зависит от власти, экономикой надо управлять постоянно и профессионально.