Когда же возродится машиностроение?

А.Л. Вождаев, ветеран машиностроения г. Люберцы

Уважаемая редакция! В октябре прошлого года в вашей газете была опубликована моя заметка «Машиностроение – 20 лет деградации», где сообщалось о катастрофическом состоянии машиностроительных предприятий региона и вносились некоторые предложения по их возрождению. Прошёл год, но практических сдвигов не последовало.

Поэтому мне хотелось бы в день машиностроителя, похожий сегодня на день памяти, ещё раз напомнить и обратить внимание читателей газеты и руководителей области на эту важнейшую отрасль экономики.

Ещё совсем недавно московский регион был одним из самых крупных центров машиностроения – отрасли определяющей уровень экономики и научно-технического прогресса и составляющей в развитых странах 40-45 % объема промышленного производства. Отсюда практически во все субъекты Союза и многие зарубежные страны поставлялись высокопроизводительные станки и автоматические линии, электротехническое и металлургическое оборудование, автомобили, сельхозмашин, строительная техника, оборудование для лёгкой и пищевой промышленности, телевизоры, компьютеры, приборы, средства автоматизации и систем управления и т.п., многие из которых соответствовали требованиям мировых стандартов. Московское – значит отличное – такова была оценка многих потребителей.

Повышенным спросом пользовалась продукция станкостроительных предприятий – Коломенского станкостроения, Московских «Красного Пролетария», автоматических линий им. С. Орджонкидзе, координатно-расточных станков, Егорьевского «Комсомолец», Дмитровского фрезерных станков и др.

Не меньшим спросом пользовались и электротехническая продукция заводов «Динамо», им. Владимира Ильича, «Москабелмет», Чеховского энергооборудования.

На внутренний рынок, да и не только, поставлялись автомобили ПО «ЗИЛ», АЗЛК, Серпуховского автозавода, а также сельхозмашины, производимые Люберецким им. Ухтомского, «Давыдовосельмаш», «Моссельмаш», Климовским с/х машин и др.

Потребна была и продукция Коломенского и Климовского заводов текстильного машиностроения, Подольского им. Калинина, Московского телевизионного «Рубин», зеленоградских предприятий.

Успешно развивалось машиностроение и в других регионах страны. Оно явилось основой подъёма экономики в предвоенные годы, обеспечения Победы в Отечественной войне, восстановления и развития народного хозяйства в послевоенный период.

Люди старшего поколения помнят трудовые подвиги многих тружеников машиностроительных предприятий и отраслей – зачинателя стахановского движения в машиностроении А.Х. Бусыгина, токоря-скоростника Н.С. Чикирева, ставшего затем директором станкозавода им. Орджоникидзе, первого директора АвтоВАЗа В.Н. Полякова, наркома оборонного машиностроения Б.Л. Ванникова, выходца с завода им. Ухтомского. Значительный вклад в развитие машиностроения внесли, ныне здравствующие советские министры А.А. Ежевский и Н.А. Паничев.

Советское машиностроение вышло на передовые позиции в мире, особое место при этом занимали Московские машиностроители, выпуская наряду с прогрессивными видами машин и оборудования и наукоёмкую продукцию. Однако в результате «перестроек» и «реформ» многие подмосковные и московские предприятия, как и десятки тысяч по стране, прекратили своё существование и выпуск продукции. Особенно это коснулось станкостроения. Сегодня производство металлобробатывающего оборудования сократилось по сравнению с 1990 годом более чем в 30 раз, а по автоматическим линиям для мехобработки более чем в 200 раз. Страна по выпуску металлорежущего оборудования с второго места в мире переместились на 22 место.

Не менее катастрофическое состояние с выпуском сельскохозяйственной техники. Производство тракторов уменьшено почти в 40 раз, комбайнов – в 25 раз, а некоторые виды сельхозмашин не стали производиться вообще. Не случайно энерговооружённость в сельском хозяйстве сократилась в десяток раз и как следствие выведены из оборота посевные площади в 42 миллиона гектаров, т.е. одна треть, а поголовье скота сокращено в 3 раза. Более 80 процентов продуктов питания стало поступать по импорту. Страна в итоге разгрома машиностроения потеряла продовольственную независимость.

Подобное положение в лёгкой промышленности, перерабатывающих и других отраслях. Падение объемов производства связано не только с отсутствием машин и оборудования, но и с экономическим курсом в стране, когда всё отдано «эффективным собственникам» и олигархам, у которых самое главное прибыль, личное обогащение, нажива любым путём.

Но власть этого не замечает, утверждая «о большом прогрессе в экономике», что бизнес нельзя «кошмарить» и ей не стыдно за состояние села – основного потребителя продукции машиностроения. Нельзя не отметить, что положение дел в машиностроении ухудшило вступление страны в ВТО, когда предпочтение отдано внешнему производителю.

К негативным последствиям в машиностроении привела и ликвидация науки и научного обслуживания. Исчезли многие конструкторские, технологические и научно-исследовательские институты – ЭНИМС, ВНИИЛитмаш, ВИСХОМ, НИИТХМаш, ВНИИПТМаш, ВИСХОМ, НИИТСХМаш, ВНИИПТМаш, ПКТБ и КБ заводского значения. Не стало и проектных организаций, они стали не нужны, так как с исчезновением предприятий отпала необходимость в проектной конструкторской и технологической документации.

Но самое тревожное – это потеря рабочих кадров и специалистов машиностроителей, которые с ликвидацией предприятий вынуждены были уйти в торговлю, охрану, безработные.

Сегодня даже в случае возобновления деятельности предприятий невозможно найти токаря, фрезеровщика, оператора, литейщика, слесаря, электрика ещё и потому что их подготовкой прекратили заниматься.

Профессия рабочего стала не престижной. Более того особенно в период избирательных компаний раздаются страшилки, что в случае прихода к власти коммунистов многих вернут на заводы к станкам и другим трудоёмким работам и вы лишитесь доходных мест у прилавков и охранных постов. Всё это также препятствует возрождению престижности рабочих профессий – кадров товаропроизводящей продукции – машин и оборудования, выпуск которой продолжает падать.

Невольно возникает вопрос как это могло произойти, как мощная машиностроительная страна – родина атомоходов, космических кораблей, мощнейших турбин, уникальных станков оказалась в катастрофическом состоянии и в хвосте мирового машиностроения.

По мнению специалистов одна из главных причин состоит в уходе государства от управления экономикой, включая машиностроение. Под предлогом «государство – плохой менеджер», отдав народную собственность «эффективным собственникам», власть пустила машиностроение на самотёк – рынок сам всё отрегулирует, так проповедовал псевдодемократ Гайдар. К чему это привело свидетельствуют результаты – свыше 75 тысяч промышленных предприятий, в том числе и машиностроительные, парализованы или уничтожены. Объём выпускаемой продукции сокращён к 1990 году в разы, что сопоставимо с ущербом нанесённым фашистами в годы войны. Теперь все и большое и малое от кораблей до лопаты приобретается из-за кордона. Даём рабочие места иностранцам и увеличиваем количество безработных и бедных у себя в стране и регионах.

При этом происходит не только деиндустриализация, но и полная деградация рабочего класса – исчезает профессия квалифицированного машиностроителя. Ведь приоритетными становятся не деятельность предприятий и уважение к человеку труда, а развитие сферы потребительских запросов. Разве не с этой целью на каждом шагу создаются торгово-развлекательные центры, палатки, зоны отдыха, игровые залы и т.п.

Власть должна принять незамедлительные меры к созданию объектов труда и рабочих мест для тружеников, направить бюджетные средства и финансы олигархов на восстановление машиностроения и села, а не пополнять и без того раздутые карманы «эффективных собственников» и денежных воротил.

Сегодня как никогда нужна федеральная и региональная программа возрождения и развития экономики и прежде всего машиностроения.

При этом в Подмосковье имеющем множество наукоградов, опережающими темпами необходимо развивать наукоёмкое машиностроение.

И ещё один «уникальный» момент. Должна быть резко повышена ответственность руководителей госкорпораций, концернов и других организаций за выполнение намеченных программ и заданий и жёстко пресекаться преступные действия руководителей по разворовыванию финансовых средств и установлению топ-менеджерам заоблачных окладов и бонусов. И одновременно необходимо предоставлять льготы и преференции товаропроизводящим предприятиям. А также возродить отраслевую науку и подготовку рабочих кадров и специалистов.

Всё это позволит избавить страну и регион от многих бед – импортозависимости, продовольственной безопасности, деиндустриализации,  деградации, безработицы и других социальных невзгод.

Парадоксально, но власти не торопятся заниматься преодолением этих бедствий, ждут пока придут «добрые зарубежные дяди» - инвесторы и восстановят нам машиностроение и экономику в целом. Пора свои проблемы решать самим и главное резко сократить поток финансовых средств на Запад на развитие экономики потенциального противника, прекратить платить дань ВТО, МВФ и др. и вкладывать их в развитие прежде всего села. Недопустимо, когда сельское хозяйство получает бюджетную господдержку на уровне одного процента, а не 20-25 % как это было в советские времена и как это происходит на том же Западе.

Появятся деньги – заработает село, возродится сельхозмашиностроение, а затем и весь машиностроительный комплекс. А это зависит от власти, экономикой надо управлять постоянно и профессионально.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
Сталин - имя Победы
Королёвские коммунисты приняли участие в возложение венков и цветов к могиле великого полководца у Кремлёвской стены и Мавзолею В.И. Ленина на Красной площади в Москве.

Состоялся 3 этап 52-й отчетно-выборной Конференции Королёвского ГК КПРФ
В ходе Конференции были избраны 7 делегатов от городского отделения партии для участия в областной Конференции.

Коммунисты МК КПРФ провели совещание первых секретарей организации и подвели итоги работы за 2024 год
Были подведены итоги работы организаций на местах в уходящем году и обозначен план работы на начало 2025 года.





 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: Сталин - лидер, изменивший ход мировой истории

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Отчет о работе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, члена Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Н.И. Васильева за 2024 год

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Депутаты-коммунисты Мособлдумы Александр Наумов и Олег Емельянов поздравили с юбилеем член-корреспондента РАН Николая Андреева

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда