Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Иванович Кашин принял участие в коллегии Федерального агентства водных ресурсов, посвященной 10-летию Агентства, которая состоялась 26 сентября 2014 года в г.Сочи.
В.И. Кашин зачитал поздравительный адрес от имени Председателя Государственной Думы С.Е. Нарышкина, передал Росводресурсам в лице их руководителя Марины Валерьевны Селиверстовой подарок от Государственной Думы к 10-летию Агентства. Он также от имени депутатов Государственной Думы – членов Комитета поздравил работников Росводресурсов и всех собравшихся с юбилеем со дня основания ведомства.
В.И. Кашин вручил отдельным сотрудникам Росводресурсов Почетные грамоты Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, а также наградил заслуженных ветеранов водной отрасли медалями Коммунистической партии Российской Федерации «70 лет освобождения Крыма и Севастополя» и «60 лет освоения целинных земель».
В заключении Владимир Иванович еще раз поздравил работников Росводресурсов с юбилеем, от всей души пожелал им крепкого здоровья, благополучия, новых успехов во всех делах и начинаниях. Затем он прочитал стихотворение собственного сочинения.
В продолжение мероприятий, посвященных юбилею Росводресурсов, В.И. Кашин принял участие в закладке аллеи, посвященной 10-летию Федерального агентства в Орнитологическом парке города Сочи. Также в ходе визита В.И. Кашин осмотрел объекты инженерной защиты Имеретинской низменности, морские гидротехнические сооружения.
Публикуем доклад Владимира Ивановича Кашина об актуальных проблемах водной отрасли и путях их решения, с которым он выступил в Орнитологическом парке города Сочи.
* * *
Из доклада В.И. Кашина к 10-летию Федерального агентства водных ресурсов
- Уважаемые коллеги, товарищи!
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии сердечно поздравляет Вас с 10-летием создания Федерального агентства водных ресурсов!
Дефицит пресной воды становится весьма существенным фактором мировой политики и обеспечения международной безопасности, требуя самого серьезного отношения к нему.
Проблема пресной воды может стать предметом жесткой глобальной политической и экономической конкуренции, что потребует упреждающих и четко выверенных действий со стороны России.
Известны многочисленные примеры, когда нехватка воды приводила к вооруженным конфликтам и войнам между сопредельными государствами. В последнее десятилетие конфликты и кризисы по этой причине нарастают уже в 46 странах (в них живет 2,7 млрд человек), а в 56 странах, где проживают 1,2 млрд человек, существует серьезная опасность политической нестабильности. В частности, с увеличением нагрузки на окружающую среду возрастает конфликтность между государствами в регионах Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии и Северной Африки.
Проблема водных ресурсов и международной борьбы за них напрямую затрагивает интересы национальной безопасности России и приграничных с нею стран. Она связана, в первую очередь, с нехваткой водных ресурсов в некоторых наиболее населенных регионах с развитой промышленностью или сельским хозяйством; негативными последствиями активного использования речного стока для ирригации; строительством водохранилищ, плотин, гидроэлектростанций и перераспределением стока; загрязнением поверхностных и подземных водных ресурсов разнообразными отходами промышленности, сельского хозяйства, бытовыми стоками и нефтепродуктами; сокращением сети малых рек и осушением болот. Все это влечет за собой системную перестройку окружающих экосистем и в целом сказывается на водном балансе страны.
Россия обладает уникальным водно-ресурсным потенциалом -1/5 общемировых ресурсов питьевой воды, что определяет ее особое место в мировом сообществе и одновременно налагает особую ответственность.
Развитие водоемких производств в России (металлургия, химическая и нефтехимическая, целлюлозно-бумажная и другие отрасли промышленности, тепловая энергетика, а также сельское хозяйство), основанных на современных водосберегающих технологиях, в условиях мирового дефицита водных ресурсов может принести стране немалые доходы. Размещать эти водоемкие промышленные производства целесообразно в северных регионах страны, в Сибири и на Дальнем Востоке, где имеется достаточное количество водных ресурсов.
Тем не менее проблемы нехватки воды не обошли и нашу страну. Серьезную озабоченность вызывает состояние оросительной системы России. Эффективность использования водных ресурсов в России в 2-3 раза ниже, чем в развитых странах. Все это свидетельствует о крайне нерациональном использовании водных ресурсов и необходимости изменения государственной политики в области мелиорации земель.
Все мы знаем, что в силу ограниченности водных ресурсов и их уязвимости безопасное для жизни и здоровья человека водопользование может быть обеспечено только при условии разумного ограничения объемов забора воды из водных источников, равно, как и сброса в них сточных вод и вредных веществ.
В этой связи очевидна острая необходимость в системном совершенствовании природоохранной политики, основным инструментом реализации которой, безусловно, является законодательство.
В настоящее время утвержден основополагающий документ по развитию водного хозяйства России - Водная Стратегия России до 2020 года. В этой стратегии закреплены базовые принципы в области использования и охраны водных объектов. В Стратегии также определены принципы сохранения водных экосистем и условия для взаимодействия участников водных отношений.
Но, к сожалению, не все намеченные в этом документе принципы сегодня соблюдаются.
Вместе с тем анализ водного и смежного законодательства и практики его реализации говорит о необходимости дальнейшего реформирования водного хозяйства и перехода на интенсивный путь развития.
Это безусловно потребует создания адекватного правового поля для рационального и эффективного управления водными ресурсами страны.
Основные проблемы использования водных ресурсов - это устаревшие водоемкие технологии, высокий уровень потерь воды при транспортировке и недостаток эффективных законодательных и экономических механизмов к внедрению водосберегающих технологий.
Отмечу, что за прошедший год Комитетом был подготовлен к принятию Государственной Думой целый пакет федеральных законов, направленных на совершенствование правового регулирования вопросов охраны окружающей среды.
Федеральный закон «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый в октябре 2013 года, направлен на решение данных проблем путем установления в границах зон затопления, подтопления специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности.
В связи с произошедшими аномальными паводками на Дальнем Востоке и в ряде других регионов нашей страны нормы данного Федерального закона приобрели особую актуальность. Это позволит своевременно проводить противопаводковые мероприятия, а также обеспечить как охрану водных объектов от загрязнения, так и безопасность населения и хозяйственных объектов.
Принятый в июле этого года Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» заложил основу для формирования социально-экономических условий, при которых экологически ориентированные технологии окажутся выгодными для водопользователей и хозяйствующих субъектов.
Кроме того, в Комитете ведется активная работа над 60-ю проектами федеральных законов. Подавляющее их большинство направлено на совершенствование природоохранного законодательства.
Наиболее приоритетным из них, безусловно, является проект федерального закона №584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами».
В России отсутствует единая система управления водным хозяйством, которое, в силу его многогранности и масштабности, не умещается в круг интересов ни одного из действующих министерств. Из-за большого числа заинтересованных ведомств, столкновения интересов промышленного производства и экологических служб законодательство, касающееся охраны воды, содержит множество противоречий.
Согласно "Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года", вопросы регулирования использования водных ресурсов находятся в ведении 14 федеральных органов исполнительной власти. По данным экспертов, проблемами водной отрасли, так или иначе, занимаются 36 федеральных ведомств.
Как пример можно привести подземные воды - данная сфера является предметом регулирования одновременно нескольких отраслей законодательства - о недрах, водного, природоохранного, санитарно-гигиенического. При этом подземные воды являются резервными, а иногда и основными источниками питьевого водоснабжения сотен городов.
Это наглядно было продемонстрировано в период наводнения на Дальнем Востоке, когда жители затопленных территорий остались без питьевой воды, а подземные источники не были своевременно зарезервированы.
Из-за различной ведомственной подчиненности существующая система управления не решает всех стоящих перед ней задач. В настоящее время функционируют государственные ведомства различного уровня, бассейновые водохозяйственные управления, территориальные органы управления водным хозяйством, а также органы, эксплуатирующие различные водохозяйственные объекты.
На одном гидроузле могут работать несколько эксплуатирующих организаций, подведомственных различным министерствам и ведомствам и имея различную нормативно-правовую и техническую базу, различный эксплуатационный персонал. Это не позволяет проводить единую техническую политику в области безопасности на водных объектах, что ведет к неэффективности использования государственного имущества и создает предпосылки для техногенных катастроф.
Повышенную опасность, как показали печальные события в Крымске, Дербенте и на Дальнем Востоке, представляют гидротехнические сооружения. Создаваемый ими напорный фронт, необходимый для обеспечения использования водных ресурсов, может быть разрушен при возникновении разного рода чрезвычайных ситуаций с причинением вреда населению и объектам экономики.
При этом около 20 процентов от общего количества ГТС в настоящее время являются бесхозными.
Расходы по защите населенных пунктов РФ от вредного воздействия вод всегда существенно меньше затрат на компенсацию и ликвидацию последствий возможных катастроф.
Продолжается поиск путей решения проблемы обеспечения водой вошедшей в состав России Республики Крым. Необходимо также скорейшим образом интегрировать водное хозяйство АРК в общероссийскую систему управления водными ресурсами.
Далее хочу обратить Ваше внимание на проблему финансового обеспечения программных механизмов в сфере управления и развития водохозяйственного комплекса.
Сокращению подверглось финансирование важнейших мероприятий в рамках таких государственных программ, как:
- «Воспроизводство и использование природных ресурсов»,
- «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы,
- ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах»,
- ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы».
Предлагаемое сокращение не позволяет реализовать в 2014-2016 годах около 200 объектов капитального строительства по защите от негативного воздействия вод - около 300 км водоограждающих дамб и берегоукреплений, в первую очередь, в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
При рассмотрении проекта бюджета на 2014-й и плановый период с 2015-по 2016 год Комитет выступил с резкой критикой подобного положения дел. При этом по некоторым разделам, несмотря на сохранение общей тенденции, все-таки удалось добиться более эффективного распределения средств.
В ближайшее время на рассмотрение Государственной Думы поступит очередной проект федерального бюджета 2015-2017. В этой связи Комитет планирует и дальше планомерно отстаивать необходимость полноценного финансирования соответствующих программных мероприятий в сфере управления водными ресурсами.
Следует отметить, что даже в рамках такого финансирования Росводресурсами делается немало.
В 2005-2013 году завершены строительство и реконструкция 45 объектов водообеспечения общим объемом и мощностью водоподачи свыше 1870 млн. м3. Среди них система водообеспечения Республики Дагестан из реки Самур, Сорочинское водохранилище на реке Самара, Шемуршинское водохранилище в Республике Чувашия и много других.
За годы совместной работы нашего Комитета и Росводресурсов нам пришлось многое сделать в целях рационального и эффективного управления важнейшим из природных ресурсов - водой. Надеемся, что взаимопонимание между нами, найденное в процессе совместной работы, будет сохранено и приумножено в дальнейшем.
Впереди у Федерального агентства водных ресурсов немало трудных задач, направленных в конечном счете на удовлетворение потребностей будущих поколений в водных ресурсах без ущерба для экологии.
Коллективу Росводресурсов по силам ответить на новые вызовы времени и внести свой вклад в устойчивый рост российской экономики и укрепление национальной безопасности.
Желаем Вам новых свершений на благо России!