28 октября депутат Московской областной Думы Михаил Павлович Леонтьев принял участие в работе расширенного заседания Комиссии по промышленности, экономическому развитию и инновациям Общественной палаты города Серпухова.
Заседание комиссии прошло на предприятии ОАО «Серпуховхлеб», где члены комиссии и приглашённые гости ознакомились с работой предприятия и обсудили проблемы, с которыми сталкиваются промышленники нашего времени в процессе развития производства.
Хлебозавод, как одно из старейших предприятий города, основанный в 1929 году, был выбран не случайно. Хлебопекарная промышленность является одним из важных звеньев агропромышленного комплекса России, хлеб является наиболее массовым продуктом питания, обеспечивающим около 30 процентов физиологической потребности человека в питательных веществах, микроэлементах, витаминах и энергии. Хлебопекарная промышленность Московской области на протяжении многих лет занимает второе место в России по объёмам производства хлеба в натуральных показателях. И, казалось бы, это должна быть одна из самых успешных отраслей промышленности с наименьшим количеством проблем. Однако, по словам директора хлебозавода В.П.Фокина, к сожалению, проблемы есть, и они требуют безотлагательного вмешательства.
Как сообщил В.П.Фокин, он обеспокоен состоянием хлебопекарной отрасли в целом в регионе и снижением объёмов производства хлеба. Например, сегодня серпуховское предприятие выпускает 50 тонн хлебобулочных изделий в сутки, хотя ранее это было 100 тонн. Как следствие, сократилась и численность работников. И эта ситуация характерна для всей Московской области. Политика сетевых магазинов такова, что сегодня 22% хлеба завозится в область из Москвы, Ленинградской, Тверской, Тульской, Ярославской, Владимирской, Ивановской, Рязанской, Калужской, Липецкой областей. К примеру, в Серпухове реализуется только 8% произведённых на серпуховском хлебокомбинате хлебобулочных изделий. Остальное, согласно договоров с «сетевиками», вывозится в другие регионы. Порой даже за 400 км. Также много убытков терпят предприятия из-за возврата нереализованной продукции. Сетевые магазины практически полностью сняли с себя ответственность за нереализацию товара. Сегодня этот возврат в среднем составляет 14 -15%, тогда как в эпоху СССР нормой было 0,1%. Из-за падения спроса на хлеб и очень высокого уровня конкуренции на рынке хлеба Московской области в первую очередь страдают крупные хлебозаводы. Мощности многих подмосковных предприятий загружены всего на 40-60%. Политика последних лет, направленная на неповышение цен на хлеб, привели к тому, что в отсутствии поддержки со стороны государства и в результате повышения роста цен на муку от 60 до 75 %, повышения тарифов естественных монополий на газ, электроэнергию, воду в среднем на 15-20% , повышения ставки страховых взносов на фонд оплаты труда в среднем на 8%, рентабельность производства хлеба на большинстве предприятий не превышает 3-5%. Ускорились процессы перепрофилирования и ликвидации хлебопекарных предприятий. Вместе с тем, низкая доходность большинства хлебопекарных предприятий объективно препятствует привлечению кредитов, инвестиций и накоплению собственных средств для модернизации производства. Только треть предприятий оснащено современным хлебопекарным оборудованием. Степень износа основных фондов в отрасли достигает 65%, из-за чего многие предприятия не могут обеспечить высокое качество и конкурентоспособность продукции. Все это привело к тому, что труд хлебопёка является непривлекательным, текучесть кадров по отрасли в 2011 году составила 27,6%, а по некоторым предприятиям – 50-60%. За последние 20 лет численность работников отрасли снизилась с 50 до 12 тыс. человек, тогда как численность работников торговли увеличилась с 28 до 500 тыс.человек.
Как отметил М.П.Леонтьев, тема хлебопекарных предприятий не раз поднималась и Московской областной Думе, так как наибольшее число обращений и вопросов, поступающих в Комитет по вопросам аграрной политики и потребительского рынка, связано именно с развитием этой отрасли. Сегодня необходим унифицированный единообразный подход к реализации программ поддержки хлебопёков.
Вместе с тем, при обсуждении вопроса состояния промышленности в регионе и, в частности, в городе Серпухове, Михаил Павлович ознакомил собравшихся с официальными статистическими данными. Остановимся лишь на некоторых из них.
Согласно данным показателям, при численности населения в городе Серпухове 127 125 человек, за период с января по август 2014 года среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, составила 20178 чел, что по отношению к предыдущему периоду составляет 98,1%. Таким образом, при общем увеличении численности населения в городе, число работников, занятых в промышленном производстве, сокращается. При этом доля занятых в промышленности от общей численности населения города составляет 15,87%. Для сравнения, в 1985 году в промышленном секторе экономики Серпухова было занято 45 тыс.чел.
Обсудив показатели и существующие проблемы, члены комиссии отметили, что необходимо, по итогам проведённого совещания, создать рабочую группу по инициированию законодательных инициатив, способных исправить ситуацию в промышленности и передачи их на федеральный уровень. В частности говорилось, что необходимо создать равные условия для производителей и сетевых торговых компаний, консолидировав ответственность за нереализованный товар. Хлеб – это стратегический пищевой продукт, употребляемый человеком каждый день, поэтому необходима государственная политика по регулированию цен на данный продукт и предоставлению налоговых и других льгот. Необходимо поддержать и сохранить хлебопекарные предприятия Московской области, выпускающие качественную продукцию. Если не сделать этого сейчас, то можем прийти к тому, что не выдержав конкуренцию, наши предприятия перестанут существовать и мы будем вынуждены употреблять хлеб сомнительного качества и по более высоким ценам зарубежных производителей. Если стратегически важная отрасль будет уничтожена, то это напрямую отразится на безопасности страны. Это особенно актуально сейчас, в период нестабильности на мировом уровне.
Члены расширенной комиссии обсудили также рассматриваемый в Госдуме закон «О промышленной политике в Российской Федерации», задача которого – задать вектор реформ в управлении промышленностью и определить механизмы проведения индустриализации страны. В частности, М.П.Леонтьев отметил, что на фоне ограничения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ряд декларируемых в законе процедур содержат противоречия Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти». Предлагаемые меры стимулирования промышленной деятельности лишь перечисляются. Вместе с тем, для их применения требуется внесение изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы, содержащие ставки налогов, сроки предоставления льгот, категории их получателей.
Вместе с тем, промышленники региона высказались о необходимости конкретизировать источники и формы финансовой поддержки для предприятий, упростить процедуры согласования и базовых условий при внедрении проектов развития, так как иначе многие инвест-проекты не смогут воспользоваться предлагаемыми законопроектом инструментами развития промышленности. Также сегодня необходим жесткий регламент по согласованию инвестиционных проектов, так как размытость таких регламентов сдерживает привлечение инвестиций и развитие промышленности, необходимо чётко определить государственные приоритеты как в отраслевом, так и в территориальном разрезе.
Вместе с тем, много говорилось и о необходимости вернуть полномочия по содействию развития промышленности на уровень муниципалитетов. Сегодня органы власти муниципалитетов не имеют никаких законодательных основ для осуществления поддержки промышленных предприятий, расположенных на их территориях, а в рассматриваемом законопроекте эти полномочия размыты. При этом предприятиями используются городские инженерные и транспортные сети, они оказывают нагрузку на экологию и социальную инфраструктуру муниципалитетов. Поэтому необходимо законодательно связать орган власти города с мотивацией развивать экономику.
И сегодня задача созданных профильных комиссий Общественных палат, ассоциаций промышленников и других общественных объединений принять в этом активное участие, заложив тем самым правильные подходы и понимание, на что направить усилия государства и бизнеса. А задача государства – услышать конструктивные предложения с той целью, чтобы идея созданных общественных институтов действительно себя оправдала в осуществлении реального взаимодействия граждан с органами власти всех уровней.