27 февраля 2015 года Заместитель председателя Комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Московской областной Думы Виталий Фёдоров принял участие в заседании Экспертного совета по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству на тему: «Градостроительный кодекс Российской Федерации: десять лет преобразований (итоги, проблемы, пути развития законодательства, повышение эффективности взаимодействия всех уровней государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам градостроительства)».
Экспертный совет по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству (далее – Экспертный совет) является постоянно действующим консультативно-совещательным органом. Помимо экспертизы и оценки профильных законопроектов и иных нормативных актов Экспертный совет взаимодействует с различными государственными, общественными, научными организациями и органами. Важным аспектом деятельности Экспертного совета является открытость. Информация о деятельности Экспертного совета и его решениях, а также выступления членов совета присутствуют в средствах массовой информации.
Минувшее заседание Экспертного совета было посвящено анализу десятилетних преобразований Градостроительного кодекса РФ или Федерального Закона № 190-ФЗ от 29.12.204 (далее - закон). За 10 лет правоприменительной практики принято 73 федеральных закона, вносящих в изменения в данный закон.
Относительно первоначальной редакции закона изменение претерпели практически все главы.
Глава 1. Общие положения
В основном изменения вносились в ст. 1. «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе»; ст.2. «Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности»; ст. 4. «Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности».
Глава 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
Были дополнены в 2006 году ст. 6.1. «Передача осуществления полномочий Российской Федерации в области градостроительной деятельности»; ст. 8.1. «Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности»; в 2014 году ст. 8.2. «Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации».
Глава 3. Территориальное планирование.
Глава претерпела значительные изменения, вплоть до изменения названия отдельных статей, что является следствием совершенствования системы территориального планирования, неразрывно связанного с задачами стратегического планирования.
Глава 4. Градостроительное зонирование.
Этот институт регулирования градостроительной деятельности требует особого внимания. Именно «Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства» (ч.1 ст.36 ГрК РФ и ч.2 ст.85 ЗК РФ).
Ст.36 «Градостроительный регламент» правилась 5 раз.
При этом изменения не вносились в ст. 37. «Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства»; ст. 38. «Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства»; ст. 40. «Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», что может указывать на определенную сдержанность в применении этих норм.
Глава 5. Планировка территории.
В ст.45. «Подготовка и утверждение документации по планировке территории» изменения вносятся практически ежегодно, начиная с 2009 года.
Подготовленный по поручению Правительства Российской Федерации законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории» до настоящего времени не внесен в Государственную Думу.
Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
Глава имеет самое большое количество изменений. Ст. 48. «Архитектурно-строительное проектирование» изменяется ежегодно, начиная с 2005 года.
Глава 7. Информационное обеспечение градостроительной деятельности.
Содержание статей данной главы сегодня требует изменений в свете современных подходов к проектированию и внедрению информационных технологий с использованием единой коммуникационной среды в рамках Системы «Открытое Правительство» (Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р).
Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности.
Данная глава тесно связана с процессом становления института саморегулирования (Глава 6.1. Закона). Изменения в статьи вносились практически ежегодно, начиная с 2005 года.
Глава 9. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
Изменения в главу вносились 3 раза.
До настоящего времени на территории России в регулировании градостроительной деятельностью преобладает «директивное управление в ручном режиме». Основная цель Закона 2004 года - переход на «правовую модель», в основе которой правила землепользования и застройки (ПЗЗ), административные регламенты, государственные услуги в электронном виде, информационная открытость, - не достигнута.
Количество законопроектов, которые находятся в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе и содержат правки к Градостроительному кодексу, также явно указывает на необходимость принятия решений по:
- разработке Концепции новой градостроительной политики, направленной на устойчивое конкурентоспособное развитие экономики, сбалансированное территориальное развитие регионов и социальную стабильность в обществе, для дальнейшего приведение в соответствие законодательной базы;
- оптимизации законодательных инициатив, сконцентрировав в настоящее время усилия на разработке нормативной базы, обеспечивающей эффективное правоприменение и контроль за исполнением градостроительного законодательства в полной мере с учетом норм смежных сфер деятельности.
По результатам обсуждения представленных материалов участниками совета принято решение поддержать предложения экспертного сообщества в направлении совершенствования практики градостроительного зонирования, планирования и межевания территорий на следующих принципах:
- Муниципалитетам устанавливать состав территориальных зон в соответствии с функциональным зонированием территорий муниципальных образований, утвержденном в документах территориального планирования.
- Привести к единой системе виды использования земельных участков и назначения объектов капитального строительства. При этом обеспечить соответствие действующим в стране кодификаторам видов деятельности.
- Планирование и межевание территорий вести под размещение конкретных объектов капитального строительства, определяемых в документах, устанавливающих объемно-пространственные решения застройки.
Такой подход упростит систему принятия решений в области кадастрового учета формируемых земельных участков, налогообложения объектов имущественного комплекса, конкретизирует в определенной мере содержание документов по планировке территории и содействует снижению административных барьеров.
Также было признано целесообразным принятие мер по внедрению технологий цифрового информационного моделирования в промышленном и гражданском строительстве (Приказ Минстроя России от 29.12.2014 № 926/пр) одновременно с переходом на планирование и реализацию проектов капитального строительства по системе «управления полным жизненным циклом объекта».
Советом было поддержано предложение национальных объединений НОПРИЗ и НОСТРОЙ о подготовке пакета проектов примерных форм договоров подряда, рекомендуемых государственным заказчиком для повышения результативности проведения торгов и реализации проектов капитального строительства по видам градостроительной деятельности и видам объектов с учетом их степени сложности, опасности, уникальности, либо возможности использования типовых проектных решений; с оценкой уровня инновационности проекта по всем его составляющим.
Была отмечена готовность национальных объединений НОПРИЗ и НОСТРОЙ, Союза архитекторов России, Комитета по строительству ТПП РФ, РСПП и РСС принять участие в выполнении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование технического регулирования, ценообразования и сметного нормирования, саморегулирования в строительной сфере и развития контрактной системы (в части размещения государственных заказов на проектирование и строительство объектов капитального строительства)» (поручение Заместителя Председателя Правительства РФ Козака Д.Н. от 30 декабря 2014 г. № ДК-П9-9653).
Также было предложено обратить внимание профессионального архитектурно-проектного сообщества в лице Союза архитекторов России, РААСН на затягивание сроков по выработке согласованной позиции для внесения изменений в федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».
Кроме того участниками экспертного совета был выработан ряд рекомендаций Минстрою России:
1) Рассмотреть предложения НОСТРОЙ по совершенствованию системы регулирования правоотношений в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, нацеленные на:
• повышение ответственности СРО;
• расширение сферы саморегулирования и контроля со стороны профессионального сообщества за малоэтажным строительством (осуществляемым с привлечением средств бюджетов всех уровней) и производством строительных материалов;
• создание единого уполномоченного банка с возможностью централизации выделенных на строительство денежных средств из бюджетов всех уровней, а также средств компенсационного фонда;
• скорейшее создание института единого (квалифицированного) технического заказчика с определением его функций и полномочий; видов объектов капитального строительства, в отношении которых функции заказчика-застройщика при строительстве будет осуществлять единый технический заказчик; требований к составу и содержанию технологического задания; ответственности единого технического заказчика;
• совершенствование системы торгов в части обеспечения прозрачности и обоснованности установления начальной цены контрактов на строительство.
2) Принять во внимание замечание ОАО «РЖД» о сложившейся в их отрасли практике определять особо опасные объекты не по степени опасности, а по хозяйственной принадлежности к железнодорожному транспорту, что противоречит смыслу статьи 48.1 ГрК РФ.
3) Принять меры по урегулированию разрешительных процедур строительства отдельных объектов связи, относящихся к линейным объектам.
В завершении обсуждений членам Экспертного совета и его Рабочей группы было рекомендовано принять участие в парламентских слушаниях на тему «Десять лет Градостроительному кодексу Российской Федерации: анализ преобразований и направления совершенствования», которые проводит Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству 19 марта в Малом зале Государственной Думы ФС РФ.