В Московской области повсеместно внедряется система «Единого информационно-расчетного центра» по сбору коммунальных платежей с населения. Экс-глава города Люберцы, первый секретарь Люберецкого РК КПРФ Владимир Михайлов поставил под сомнение целесообразность работы очередного монополиста и усмотрел коррупционную составляющую.
В средствах массовой информации, на сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области массово идет информация о внедрении на территории Московской области системы расчетов за услуги ЖКХ через создаваемый Московский областной единый информационно-расчетный центр (МособлЕИРЦ).
Я очень обеспокоен тем, что и в Люберцах, городе, где я проживаю, могут ввести расчетный центр для оплаты за ЖКУ – МособлЕИРЦ.
С внедрением данной структуры я крайне не согласен, так как будут нарушены мои права как потребителя и собственника жилого помещения.
Более того, считаю, что создание МособлЕИРЦ, как расчетного центра, противоречит действующему законодательству.
1. Собственники нашего дома на общем собрании выбрали способ управления – управляющая организация ОАО «Люберецкий городской жилищный трест», заключили договор управления, согласно которому перечисляем плату за ЖКУ управляющей организации.
Из платежного документа, предлагаемого ООО «МособлЕИРЦ», видно, что деньги собираются не в пользу управляющей компании, а в пользу третьего лица – платежного агента ООО «МособлЕИРЦ». И это является грубейшим нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ: «Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации…»
Другими словами: любой гражданин должен платить только своей управляющей компании. А нас пытаются ввести в заблуждение и предлагают непонятную схему платежей, посредством которой все собранные деньги будут находиться в руках частной, не имеющей отношения к обслуживанию нашего дома организации. А самое главное, никто не застрахован от того, что в один прекрасный момент ООО «МособлЕИРЦ» перестанет существовать, и возникает вопрос, куда в этом случае пойдут наши деньги?
Платежный агент, в свою очередь, должен выполнять лишь роль кассы по приему платежей физических лиц в пользу управляющей компании.
2. Использование персональных данных собственников многоквартирных домов.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных», персональными данными признается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных): его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; реализация этого права обеспечивается положением ст. 24 Конституции РФ, устанавливающим, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных», управляющая организация не имеет права раскрывать/передавать персональные данные третьим лицам без согласия субъекта персональных данных, если только разглашение персональных данных в пользу третьих лиц не предусмотрено в договоре управления.
Собрания собственников многоквартирных домов по вопросу передачи третьим лицам персональных данных не проводятся.
3. МособлЕИРЦ предлагает заключить управляющим организациям соглашение об информационном взаимодействии и «расщеплении» платежей за коммунальные ресурсы.
В этой связи хочется сказать о том, что в экономике нет термина «расщепление». Скорее всего это распределение денег между управляющей компанией и ресурсоснабжающими организациями (ОАО «Теплосеть», ОАО «Водоканал»).
Распределение – пожалуй, самый главный аргумент ООО «МособлЕИРЦ». Здесь важно понимать – платежный агент (каковым является ООО «МособлЕИРЦ») не имеет права переводить деньги напрямую ресурсоснабщающим организациям (далее – РСО).
Платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент (103-ФЗ, ст. 2, п. 3). В нашем случае это ООО «МособлЕИРЦ».
Оператор по приему платежей – платежный агент – юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (103-ФЗ, ст. 2, п. 4). В нашем случае это ООО «МособлЕИРЦ».
Поставщик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (103-ФЗ, ст. 2, п. 1). То есть управляющая компания, обслуживающая многоквартирный дом.
Под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (103-ФЗ, ст. 3, п. 1).
ООО «Мособлеирц» пытается подменить понятия «поставщик» – «управляющая организация» (согласно 103-ФЗ) понятиями «поставщик коммунальных услуг» – «ресурсноснабщающие организации». За ЖКУ мы платим в свою управляющую компанию, а не напрямую РСО, поэтому РСО не может быть поставщиком, как того требует Федеральный закон № 103.
Согласно ФЗ № 103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент обязан все полученные от физических лиц средства перечислить поставщику – управляющей организации (103-ФЗ, ст. 2, п. 1; ст. 3, п. 1). Соответственно, «расщепление»/распределение средств, полученных от физических лиц между организациями, помимо поставщика, является нарушением закона.
Все документы (договоры, соглашения), заключаемые ООО «МособлЕИРЦ» с управляющими организациями, выложены на сайте ООО «МособлЕИРЦ».
Имея большой опыт работы со структурами жилищно-коммунального хозяйства различной формы собственности (в 2000–2005 годах занимал должности первого заместителя главы администрации Люберецкого района и курировал вопросы ЖКХ, в 2006–2009 годах был главой города Люберцы), кроме несоответствия действующему законодательству хочу отметить следующие негативные последствия внедрения Московского областного единого информационно-расчетного центра.
Во-первых, это грозит заметным дополнительным ростом платежей населения – на 3–5% в связи с созданием совершенно новых административных управленческих структур – МособлЕИРЦ (как непосредственно на уровне области, так и на местах – в городских округах и муниципальных районах) и затратами на их содержание. В настоящее время работу по расчету и сбору платежей за коммунальные услуги выполняют штатные сотрудники управляющих компаний (бухгалтерии, ЖКО и т.д.).
Необходимо отметить, что для большинства населения указанный выше дополнительный рост тарифов объективно станет тяжелой нагрузкой. Особенно в нынешний кризисный период.
Во-вторых, в области в 2000-е годы были попытки создания единых городских (районных) расчетно-кассовых центров (РКЦ). Проводились соответствующие эксперименты в этой сфере, в т.ч. в г. Электростали и других муниципальных образованиях. Но они не оправдали себя. Резко упали сборы по оплате услуг ЖКХ, управляющие компании устранились от работы с населением по вопросам своевременной оплаты коммунальных услуг, а РКЦ выступили в роли статистов. Административный аппарат РКЦ составил в городах и районах 15–25 человек в зависимости от численности населения муниципального образования.
По результатам эксперимента создание РКЦ было признано неэффективным. Основной упор в дальнейшей работе был перенесен на управляющие компании, на контроль за их деятельностью по сбору платежей за коммунальные услуги и за своевременным и в полном объеме расчетом перед поставщиками коммунальных услуг (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электроэнергии и т.д.).
В-третьих, резко снизится уровень ответственности управляющих компаний за содержание жилого фонда, его текущий ремонт и благоустройство дворовых территорий, качество и объем предоставляемых услуг. Возрастут платежи населения за потребленные коммунальные услуги.
МособлЕИРЦ в первую очередь (в силу особой остроты зимних платежей за энергоресурсы) будет производить текущую оплату и гасить задолженности муниципальных образований и коммунальных структур за газ и электроэнергию внешним поставщикам, и оплата соответствующих услуг управляющим компаниям отойдет на второй план, а также будет осуществляться не в полном объеме и со срывом сроков перечисления денежных средств.
Фактически управляющие компании лишатся оборотных средств, не смогут планово строить свою работу. Этими средствами по факту будет распоряжаться МособлЕИРЦ.
В-четвертых, увеличится коррупционная составляющая. Появятся дополнительные коммерческие структуры по сбору и обслуживанию платежей населения. Не решен вопрос контроля за огромными (без преувеличения) финансовыми потоками, которые должны проходить через структуры МособлЕИРЦ. Например, платежи населения только в г. Люберцы составляют 400–450 млн руб. в месяц.
В-пятых, необходимо уходить в жилищно-коммунальной сфере от «мелких» управляющих компаний. Сделать упор в практической работе на крупные управляющие компании, обслуживающие 1,0–3,0 млн кв. м жилья, на муниципальные компании или, в крайнем случае, с контрольными пакетами акций в собственности местных органов власти.
ЖКХ – это не сфера для извлечения прибыли. ЖКХ априори не может приносить прибыль, у него функция – обеспечение жизнедеятельности населения.
Примером такой эффективной управляющей компании может служить «Люберецкий городской жилищный трест». Трест обслуживает 850 многоэтажных жилых домов в г. Люберцы (3,3 млн кв. м жилья), имеет собственное ремонтное управление с материально-технической базой, современную аварийно-диспетчерскую службу. Уровень сбора платежей населения за коммунальные услуги последние пять лет составляет 98–100%. Трест своевременно и в полном объеме рассчитывается с поставщиками энергоресурсов.
Создание Московского областного единого информационно-расчетного центра не упорядочит процесс потребления и оплаты жилищно-коммунальных услуг, а, наоборот, внесет в него хаос.