Недавно Чеховский район был назван в числе самых неблагонадежных... по воде. По той воде, которую мы пьем. Не пугайтесь – с качеством все более или менее в порядке. А вот с количеством – полный швах.
В этом году мы можем столкнуться с большой бедой, имя которой – нехватка воды. О том, что бесконтрольное бурение рано или поздно приведет к весьма печальным последствиям, было говорено и переговорено сто тысяч раз, но русский мужик по традиции давней креститься начинает только тогда, когда жареный петух уже клюнул. Вода уходит из Чеховского района. Выборы, политические разборки, реформы... За этими важными делами прохлопали экологическую катастрофу.
Первые признаки неблагополучия появились в конце 2000-х годов. Позднее, летом 2009-го, почти пересохли колодцы в Мелихове.
То, что окончательно доигрались в бурильщиков, стало ясно пару лет назад, когда вода начала в прямом смысле исчезать из десятков, если не сотен колодцев в Чехове и районе. И если раньше эпизоды были единичными, то в 2013 и особенно в 2014 годах тележка покатилась под горку с опасным ускорением.
В прошлом году иссяк источник в Зачатье. Причину серьезно никто не искал. Суеверные сразу заговорили о том, что это знамение свыше, что грядут большие беды, что нужно задуматься. Люди, от суеверий далекие, связали исчезновение воды в источнике со слишком активным бурением скважин в частном секторе Зачатья. Но и те, и другие правы в одном – задуматься давно было пора.
Прошлым летом беда пришла в поселок Луч. Там и раньше были проблемы с водой, но тут вдруг влага из колодцев поселка Луч пропала окончательно и пока бесповоротно. Причем произошло это внезапно – как будто кто-то где-то просто взял и закрыл кран. С подвозом воды тоже были проблемы – не до Луча властям.
Жители поселка забили тревогу, подняли на ноги депутатов, стали искать концы, а концы-то давно уже были в воде.
Что самое любопытное – никто из высокопоставленных эту проблему и проблемой не считает. Мол, придет вода – никуда не денется. Местные связывают пересыхание колодцев с бесконтрольным бурением скважин: каждый норовит на своем участке дырочку в землице-матушке продолбить. Разумеется, технология, безопасность и рациональность – слова, чаще всего чуждые лексикону как заказчика бурения, так и исполнителя.
К осени ситуация обострилась настолько, что впору было объявлять чрезвычайное положение в одном отдельно взятом поселке: высохли даже пожарные водоемы. Администрация района обещала надавить на администрацию Стремиловского, та обещала продавить две новые скважины. В общем, ничего нового. Воды до сих пор нет.
Несколько лет назад тогда еще депутат Павел Лыков попытался расшевелить болото и заявил, что район в скором времени останется вовсе без воды, если власти не начнут чесать свои причинные места. Энтузиазм Лыкова и все его усилия тогда списали на предвыборный пиар (шла предвыборная кампания в Мособлдуму).
Помнится, во время одного из своих интервью нашей газете Павел Лыков высказал предположение, что в ближайшие три-пять лет вода начнет постепенно уходить из колодцев района и в один из дней исчезнет совсем. Кажется, тертый калач Лыков оказался прав.
Из реальных действий случилась только попытка пересчета на пальцах всех водозаборных узлов города и района. Делалось все с подачи тогдашнего губернатора Громова, которого завалили жалобами на несанкционированное и повсеместное бурение.
В 2010 году в Чеховском районе была создана целая специальная комиссия, которая занималась составлением «реестра артезианских и водозаборных скважин, оборудования поверхностных сооружений на территории Чеховского муниципального района». В состав той комиссии вошли, в числе прочих, господа Афроськин (бывший замглавы района), Дурнов (на тот момент – генеральный директор МП ЖКХ Чеховского района) и Загородних (в 2010 году занимавший должность начальника управления землепользования и охраны природных ресурсов). В середине января 2012 года реестр должен был быть готов. И в нем – в том реестре – должно было быть черным по белому написано: где расположен участок со скважиной, кто его правообладатель, какова глубина скважины и имеется ли полный пакет «разрешительных документов на сооружение скважины или оборудование поверхностных сооружений и пользование природными ресурсами». Воз и ныне там.
Сегодня снова – ни слова от властей. Ни тебе долгосрочной какой программы, ни тебе комиссии какой важной, которая изучит вопрос досконально и примет решение о списке мер, препятствующих или способствующих... Ничего.
Город растет, строится и развивается, как говорят нам руководители: от Юдина до самых до окраин муниципальной должностной лестницы. Предполагается, что рост – это хорошо. Но все это богатство вместе с прирастающим населением «навешивается» не только на старые коммуникации, но и на иссыхающие источники питьевой воды, которой на всех может просто не хватить. Об этом даже думать странно, не правда ли? Однако думать необходимо.
Вместо того чтобы пробивать вопрос о строительстве новых водозаборных узлов, наши руководители-баре дерутся за место под солнцем и подмахивают новые разрешительные бумажки на возведение новых микрорайонов. В экономически и политически непростое время им нужно застолбить за собой участочек для получения прибыли.
Но самое страшное – это загрязнение подземных вод «продуктами разложения твердых бытовых отходов». В нашем случае основную работу по осквернению питьевых источников проводит Клуковский полигон ТБО, который власти так бережно хранят. Понять можно – кормилец и поилец.
А то, что жидкий фильтрат, который образуется при проникновении влаги в виде осадков в глубокие слои свалки, отравляет не только поверхностные, но и подземные воды, – сущая ерунда, которую на хлеб не намажешь. Миллионы – против теоретического вреда окружающей среде. Бабло, разумеется, побеждает.
Они говорят, что рекультивируют полигон и все будет хорошо. А специалисты говорят, что «эффективных и технологичных способов нейтрализации фильтрата пока не разработано».
Заметьте, сейчас тема воды публично вообще не звучит – не до того. Однако позади – сухая зима и не менее сухая половина весны, которые не дали земле достаточного количества влаги, чтобы напитаться. Впереди – лето. Никто не может сказать, каким оно будет.
Заботиться о природе, матери нашей, нужно было еще вчера. Думать о воде, ее качестве и количестве нужно было вчера. Но вчера об этом думать никто не желал. А сегодня может быть уже поздно.
На десерт – немного цифр. Всего в области зарегистрировано более 20 тысяч артезианских скважин. Однако неофициально звучат несколько иные цифры – от 50 тысяч до 85 тысяч. Потребление воды, которое учитывается так или иначе, составляет более 5 млн кубометров в сутки. Еще столько же «неучтенки». Сумасшедшие цифры, не правда ли?
Но и это еще не все. Так называемое поверхностное бурение (10–30 метров), которым как раз в Луче и злоупотребляют, – самое грязное. Это не артезианские скважины, поэтому и разрешений никаких не нужно. Бурите сколько хотите. Так вот, поверхностных скважин в Московской области пробурено более полумиллиона. На Чеховский район приходится около 20–30 тысяч таких «дырок».
Штраф за незаконное бурение составляет от 3 тысяч до 5 тысяч рублей. Копейки. Поэтому действовать нужно методами местными. Но кому из наших руководителей это нужно? Так что с наступающим на нас всех летом, граждане. Не дайте себе засохнуть.