Чтение – российская традиция, составляющая ядро национальной культуры. Это мощный механизм поддержания и приумножения богатств русского языка, система формирования личности и развития социальной структуры общества.
На протяжении последних 20-25 лет в нашей стране идет агрессивное ниспровержение чтения с пьедестала социальных ценностей. СССР во всем мире признавали самой читающей страной, где высокохудожественная литература, увлекательные журналы и содержательные газеты выходили миллионными тиражами. В современной России, ситуация заметно ухудшилась.
Чтобы не быть голословным, обращусь к целому ряду социологических исследований, проводившихся на протяжении последних 15 лет в нашей стране.
Так, в первом десятилетии этого века в нашей стране прошло несколько исследований, проведенных Организацией экономического сотрудничества и развития вместе с экспертами Международной ассоциации чтения. Эти исследования дали следующие результаты: среди пятнадцатилетних российских школьников навыками грамотного чтения для успешной адаптации в обществе обладало только 36 процентов (для сравнения: в странах Запада этот показатель составляет 65-80 процентов).
Что же случилось с детьми, почему они перестали читать? Давайте попробуем разобраться. Внимательно наблюдая за детьми и подростками, замечаешь, что среди них все больше становится тех, кто не может воспринимать текст и воспроизвести его в своем воображении. И это довольно-таки странно, так как воображение и фантазия – самые сильные стороны детской психики. Это явление требует большого научного изучения, но и простых наблюдений достаточно. Бесконтрольное использование телевизора и компьютера разрушает в детском мозге природный механизм познания. Многие родители включают своим детям телевизор в качестве погремушки, чтобы они не капризничали. И вот что мы получаем от этого: дети не могут сосредоточится на книге, слушать то, что им читают вслух, не хотят, чтобы им рассказывали сказки… Для восприятия слов им оказалась нужна картинка.
Все начинается с семьи. Ведь если ребенку с раннего детства мама поет песенки, папа читает сказку на ночь, вместе изучают иллюстрации в книге, учатся читать первые слова… Тогда в последствии его восприятию книги ничего не будет мешать: ни мультфильмы, ни компьютер. Ребенок уже научен воспринимать образ с листа и другие системы образов ему уже не мешают, а наоборот дополнят его мир. В замечательной детской книге Г. Цыферова есть яркое описание, что такое звезды: «Звезды – это гвоздики, которыми прибито небо; это снежинки, которые забыли упасть, это большие цветы, которые спят в небе, поджав под себя длинные ножки …» Замечаете, насколько развивает эта цитата эмоциональное, зрительное и слуховое воображение ребенка? А воображение – основа творчества…
Но, среди книг, как и среди людей, можно попасть и в дурное общество. На страницах современных книг очень часто стала встречаться нецензурная брань, безнравственность… Нужно быть очень внимательным к тому, что читают наши дети. Чтобы потом не удивляться тому, откуда в них жестокость и непослушание. Любовь к чтению нужно прививать с младенчества. Если ребенок в три года не знает сказку о курочке Рябе, он в более старшем возрасте не сможет понять в чем же там суть… Все книги нужно читать в определенном возрасте, вовремя. Нужны книги с картинками, соответствующие тексту и возрасту читателей. Но самое главное – это семья, которая привьет своим детям любовь к чтению. Спасение страны и нации в воспитании детей, во внимательном отношении к ним.
В 2006 году в Москве состоялся пятый Съезд Российского книжного союза. Главной обсуждаемой темой этого мероприятия было резкое снижение читателей полиграфической продукции в стране. В материалах Съезда было отмечено, что доля читающего населения России в возрасте до 30 лет снизилась вполовину с началом 90-х годов двадцатого столетия. В 2005 году не покупало книг 52 процента россиян, не читало книг 37 процентов. Библиотеками не пользовалось 79 процентов наших сограждан. Проведенные в том же году другие исследования показали, что в Интернете читают книги 12 процентов опрошенных, но художественную литературу – только 1 процент!
А что изменилось за это десятилетие? В апреле 2015 года Левада-Центр опубликовал результаты своего социологического исследования с вопросами, относящимися к чтению книг. Мы можем сопоставить их со схожим опросом этого же Центра, проведенного в 2012 году. Так, на вопрос: «Как часто Вы в течении последних 12 месяцев в свободное время читали книги, отпечатанные типографическим путем…» наши соотечественники ответили следующим образом:
- практически каждый день: 11 % в 2015 г. (15 % в 2012 г.);
- не реже раза в неделю: 17% в 2015 г. (26 % в 2012 г.);
- ни разу (практически никогда): 34% в 2015 г. (29% в 2012 г.).
Социология дает нам четкое понимание: из года в год количество читающих полиграфическую продукцию в нашей стране неуклонно падает.
Набирает рост доля читающих электронные книги, аудиокниги, художественные издания в интернете. Но увеличение читателей «электронной» продукции не покрывает колоссальной убыли читателей традиционных…
Эта печальная тенденция затрагивает и Московскую область. Количество жителей Подмосковья, читающих художественную полиграфическую продукцию (регулярно и не реже раза в неделю), по данным исследования, проведенному межрегиональным Центром «Социум» в 2012 г., составляет всего 32 процента.
Повсеместное введение ЕГЭ, сокращение уроков русского языка в общеобразовательных школах, упрощенный русский «интернет язык» (спасибо фэйсбукам и твиттерам!), «чмоки-чмоки» и «ок!» (такими выражениями общаются большинство детей и подростков). Многочисленные заимствования из иностранных языков, выпуск низкокачественной по своему художественному наполнению продукции – все это результат отсутствия пристального и ответственного внимания государства к русскому языку и к чтению как таковому. Без возвращения традиции чтения, трепетного отношения к родной речи Россия не имеет ясного, светлого будущего.
Великий русский писатель Александр Иванович Куприн так написал о русском языке: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным делом, а насущной необходимостью».
Александр Голуб, член МК КПРФ,
секретарь Сергиево-Посадского РК КПРФ