Скажи, что ты читаешь, и станет ясно, какой будет Россия

Пресс-служба МК КПРФ

Чтение – российская традиция, составляющая ядро национальной культуры. Это мощный механизм поддержания и приумножения богатств русского языка, система формирования личности и развития социальной структуры общества.

На протяжении последних 20-25 лет  в нашей стране идет агрессивное ниспровержение чтения с пьедестала социальных ценностей. СССР во всем мире признавали самой читающей страной, где высокохудожественная литература, увлекательные журналы и содержательные газеты выходили миллионными тиражами. В современной России,  ситуация заметно ухудшилась.

Чтобы не быть голословным, обращусь к целому ряду социологических исследований, проводившихся на протяжении последних 15 лет в нашей стране.

Так, в первом десятилетии этого века в нашей стране прошло несколько исследований, проведенных Организацией экономического сотрудничества и развития вместе с экспертами Международной ассоциации чтения. Эти исследования дали следующие результаты: среди пятнадцатилетних российских школьников навыками грамотного чтения для успешной адаптации в обществе обладало только 36 процентов (для сравнения: в странах Запада этот показатель составляет 65-80 процентов).

Что же случилось с детьми, почему они перестали читать? Давайте попробуем разобраться. Внимательно наблюдая за детьми и подростками, замечаешь, что среди них все больше становится тех, кто не может воспринимать текст и воспроизвести его в своем воображении. И это довольно-таки странно, так как воображение и фантазия – самые сильные стороны детской психики. Это явление требует большого научного изучения, но и простых наблюдений достаточно.  Бесконтрольное использование телевизора и компьютера разрушает в детском мозге природный механизм познания. Многие родители включают своим детям телевизор в качестве погремушки, чтобы они не капризничали. И вот что мы получаем от этого: дети не могут сосредоточится на книге, слушать то, что им читают вслух, не хотят, чтобы им рассказывали сказки… Для восприятия слов им оказалась нужна картинка.

Все начинается с семьи. Ведь если ребенку с раннего детства мама поет песенки, папа читает сказку на ночь, вместе изучают  иллюстрации в книге, учатся читать первые слова… Тогда в последствии его восприятию книги ничего не будет мешать: ни мультфильмы, ни компьютер. Ребенок уже научен воспринимать образ с листа и другие системы образов ему уже не мешают, а наоборот дополнят его мир. В замечательной детской книге Г. Цыферова есть яркое описание, что такое звезды: «Звезды – это гвоздики, которыми прибито небо; это снежинки, которые забыли упасть, это большие цветы, которые спят в небе, поджав под себя длинные ножки …» Замечаете, насколько развивает эта цитата эмоциональное, зрительное и слуховое воображение ребенка? А воображение – основа творчества…

Но, среди книг, как и среди людей, можно попасть и в дурное общество. На страницах современных книг очень часто стала встречаться нецензурная брань, безнравственность… Нужно быть очень внимательным к тому, что читают наши дети. Чтобы потом не удивляться тому, откуда в них жестокость и непослушание. Любовь к чтению нужно прививать с младенчества. Если ребенок в три года не знает сказку о курочке Рябе, он в более старшем возрасте не сможет понять в чем же там суть… Все книги нужно читать в определенном возрасте, вовремя. Нужны книги с картинками, соответствующие тексту и возрасту читателей. Но самое главное – это семья, которая привьет своим детям любовь к чтению. Спасение страны и нации в воспитании детей, во внимательном отношении к ним.

В 2006 году в Москве состоялся пятый Съезд Российского книжного союза. Главной обсуждаемой темой этого мероприятия было резкое снижение читателей полиграфической продукции в стране. В материалах Съезда было отмечено, что доля читающего населения России в возрасте до 30 лет снизилась вполовину  с началом 90-х годов двадцатого столетия. В 2005 году не покупало книг 52 процента россиян, не читало книг 37 процентов. Библиотеками не пользовалось 79 процентов наших сограждан. Проведенные в том же году  другие исследования показали, что в Интернете читают книги 12 процентов опрошенных, но художественную литературу – только 1 процент!

А что изменилось за это десятилетие? В апреле 2015 года Левада-Центр опубликовал результаты своего социологического исследования с вопросами, относящимися к чтению книг. Мы можем сопоставить  их со схожим опросом этого же Центра, проведенного в 2012 году. Так, на вопрос: «Как часто Вы в течении последних 12 месяцев в свободное время читали книги, отпечатанные типографическим путем…» наши соотечественники ответили следующим образом:

- практически каждый день: 11 % в 2015 г. (15 % в 2012 г.);

- не реже раза в неделю: 17% в 2015 г. (26 % в 2012 г.);

- ни разу (практически никогда): 34% в 2015 г. (29% в 2012 г.).

Социология дает нам четкое понимание: из года в год количество читающих полиграфическую продукцию в нашей стране неуклонно падает.

Набирает рост доля читающих электронные книги, аудиокниги, художественные издания в интернете. Но увеличение читателей «электронной» продукции не покрывает колоссальной убыли читателей традиционных…

Эта печальная тенденция затрагивает и Московскую область. Количество жителей Подмосковья, читающих художественную полиграфическую продукцию (регулярно и не реже раза в неделю), по данным исследования, проведенному межрегиональным Центром «Социум» в 2012 г., составляет всего 32 процента.

Повсеместное введение ЕГЭ, сокращение уроков русского языка в общеобразовательных школах, упрощенный русский «интернет язык» (спасибо фэйсбукам и твиттерам!),  «чмоки-чмоки» и «ок!» (такими выражениями общаются большинство детей и подростков). Многочисленные заимствования из иностранных языков, выпуск низкокачественной по своему художественному наполнению продукции  – все это результат отсутствия пристального и ответственного внимания государства к русскому языку и к чтению как таковому. Без возвращения традиции чтения, трепетного отношения к родной речи Россия не имеет ясного, светлого будущего.

Великий русский писатель Александр Иванович Куприн так написал о русском языке: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным делом, а насущной необходимостью».

Александр Голуб, член МК КПРФ,

секретарь Сергиево-Посадского РК КПРФ

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Доклад Академика РАН В.И. Кашина на научной сессии общего собрания членов Отделения сельскохозяйственных наук Российской Академии Наук

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Госдумы помог ликвидировать несанкционированную свалку

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов помог дошкольному отделению в Тарасково в рамках инициативного бюджетирования

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда