Импортозамещению в машиностроении - всемерную поддержку

А.Л. Вождаев, ветеран машиностроения, г. Люберцы

За последние два десятилетия, по сведениям средств массовой информации, рынок продукции машиностроения почти полностью заполнился импортными товарами. Все, от самолетов и кораблей до утюгов и лопат, стало поступать из-за кордона, вытеснив при этом отечественные товары, что привело к множеству негативных последствий: ликвидации собственного производства и предприятий, безработице, нищете, деградации и полнейшей зависимости экономики от конъюнктуры западных «партнеров».

Импортозамещению в машиностроении - всемерную поддержку

Ситуация в машиностроении заметно осложнилась в связи с введением Западом санкций против России из-за украинских событий. Заморожены поставки некоторых машин и изделий, включая злополучные «Мистрали», продукции двойного назначения (программное обеспечение, детонаторы и т.п.) и др. Эти события заставили власти, и не без оснований, по-иному посмотреть на проблему импорта и заговорить об импортозамещении. Ибо проблема поистине государственной важности и требует всестороннего изучения и выработки конкретных предложений со стороны компетентных экономических и технических центров. Мне же, как ветерану машиностроения с полувековым стажем, хотелось бы изложить по этому вопросу свою позицию и дать некоторые соображения.

Но сначала хотелось бы напомнить, что отечественное машиностроение оказалось сегодня в крайне кризисном состоянии. В результате перестроек и «реформ» тысячи машиностроительных предприятий прекратили свое существование и выпуск продукции. Произошло резкое падение объемов по сравнению с советским периодом (1985) по многим видам машиностроительной продукции: по металлорежущим станкам и кузнечно-прессовым машинам - на 94-95%, тракторам - 94%, бульдозерам и экскаваторам - 93%, грузовым автомобилям - 69%, троллейбусам - 84%, ткацким станкам - 99,7%, бытовой технике (радиоприемники, видеомагнитофоны, часы, мотороллеры) - 98-99,9% («Правда» от 24.04.2015). Примечательно, что выпадающие объемы при этом в огромных количествах заполнили импортные изделия, доля которых с учетом «отверточной» сборки по некоторым позициям (легковые автомобили, тракторы и др.) достигает 80%.

Проблема импортозамещения при намечаемом росте объемов производства продукции машиностроения до уровня советских времен и устранении последствий «реформ» чрезвычайно важна, и возможности для ее решения еще имеются. Представляется, что эту работу на предприятиях, включая подмосковные, необходимо осуществлять по нескольким направлениям.

Прежде всего необходимо восстанавливать производство машин и оборудования, противостоящих и препятствующих потоку на отечественный рынок импортных изделий. Повышать их конкурентноспособность и качество, увеличивать номенклатуру, потребительские свойства и объемы продукции на всех машиностроительных предприятиях, включая госкорпорации «Ростех», «Роснано», «Трансмашхолдинг» и другие крупные объединения.

Уместно отметить, что и сегодня в Подмосковье выпускается продукция, которая служит серьезным тормозом для проникновения на наш рынок импортных товаров: автобусы Ликинского автобусного завода, вертолеты люберецкого объединения «Вертолеты России», метровагоны Мытищинского машзавода, прокатное оборудование «Электростальтяжмаша» и др. Значительным шагом в этом направлении было бы возобновление выпуска высокопроизводительных станков, пользовавшихся повышенным спросом не только в стране, но и за рубежом, Коломенским заводом тяжелого станкостроения, Егорьевским заводом «Комсомолец», Дмитровским фрейзерных станков, кормоуборочной техники Люберецким заводом им. Ухтомского, «Давыдовсельмаш», «Моссельмаш», ткацких станков Климовским и Коломенским заводами текстильного машиностроения и др.

Серьезное сопротивление импортному потоку продукции западных партнеров может оказать и возобновление выпуска электронного оборудования, средств электроники и других изделий, связанных с комплектацией выпускаемых машин и эксплуатацией действующего парка импортного оборудования. В этом отношении вспоминаются поучительные случаи: как проблема импортозамещения при введении санкций Западом в связи с афганскими событиями решалась в Минавтопроме. По распоряжению министра на КАМАЗе было оперативно создано подразделение по выпуску электронных изделий «Автопромэлектроника», а затем НПО «Автоэлектроника», полностью удовлетворявшее потребности предприятий отрасли в средствах электроники. Не менее важной была и организация производства и поставок отечественных аналогов (гидро-, пневмо-, электроаппаратура и др.) взамен импортных узлов и деталей к действующему оборудованию. Почему бы не перенять этот опыт сегодня и уже не быть на «крючке» у партнеров, не платить им втридорога за подобные изделия. Тем более, что сами импортеры, вводя санкции, дают нам реальный шанс и новые возможности для решения вопросов замены импортных изделий на отечественные аналоги.

Здесь уместно напомнить, как беспроблемно и бессанкционно поставлялось оборудование предприятиями стран СЭВ, в частности чехословацкой фирмой «Шмераль», венгерской «ХАФЕ», немецкой (ГДР) «КУАСИ» и других. Тем не менее при министерствах действовали центры, устанавливающие целесообразность приобретения оборудования из этих стран, не говоря уже из капстран. И только после подтверждения, что заказываемое оборудование не имеет отечественных аналогов, заключались соответствующие договоры. Вот так решались вопросы сдерживания импортопотока в недалеком прошлом.

А сегодня важнейшими средствами импортозамещения явились бы многие другие методы, в том числе и развитие производства на предприятиях среднего бизнеса, как это делается, например, в Люберцах. Это коренная реконструкция завода «Монтажавтоматика», позволяющая от сравнительно простых изделий (электрощиты и т.п.) перейти к производству более сложных и востребованных изделий - трансформаторов, распредустройств и др. с одновременным увеличением объемов производства и численности рабочих мест.

Значительным направлением в импортозамещении явилась бы и организация дополнительных производств в малом бизнесе. И здесь есть доброе начало. Это прежде всего выпуск косилок в ООО «Сельхозмаш», хотя и в небольших объемах при спросе, значительно превышающем предложение. Заслуживает одобрения и деятельность компании «Тензо-М», выпускаюшей весоизмерительное оборудование.

Однако все эти объемы - мизер, ведь известно, что в целом по стране производство машин, оборудования, приборов, товаров народного потребления и т.п. в сфере импортозамещения составляет 10-20% от общих объемов. А потребность в импортозамещении огромна и неограниченна, особенно в производстве товаров для быта. Недопустимо, когда даже гвозди и лопаты приобретаются за рубежом. А ведь совсем недавно мы с успехом производили, и не плохого качества, и чайники, и утюги, садово-огородный инвентарь и многое другое. Вот оно, поле деятельности по импортозамещению для предпринимателей. Пора наконец из обществ охранников и посредников переходить в сферу товаропроизводящих производств. Могли же мы выпускать продукцию по долговечности и качеству не хуже импортной, скажем, хотя бы холодильники типа «ЗИЛ», «ОКА» и другие бытовые машины.

И это вполне возможно и сегодня. Только в организации производства импортозамещающей продукции нужна реальная поддержка и помощь со стороны властей всех уровней. Целесообразно, по мнению специалистов, признать импортозамещение в машиностроении, как и в целом в экономике, приоритетным направлением с принятием соответствующего законопроекта на федеральном уровне:

создавать вновь организуемым предприятиям, производящими импортозамещающую продукцию, льготные условия кредитования и освободить их на определенный период от уплаты налогов, как это сделал мэр города Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко;

разработать и принять на уровне региона целевую программу по импортозамещению машиностроительной продукции не менее чем на пятилетку;

федеральным и региональным властям - принять меры к прекращению потока финансовых средств на Запад и направить их на развитие своей экономики, в том числе и на импортозамещение в машиностроении;

министерствам и ведомствам, занимающимся машиностроением, перейти к предоставлению услуг предпринимателям в выборе продукции для постановки на производство, поддержке и помощи в период становления и развития, выполняя при этом роль координатора и научно-технического консультанта;

возобновить подготовку рабочих кадров. Ведь за годы реформ не стало токарей, фрезеровщиков, операторов, слесарей, электриков - все ушли на фронт охраны, торговли, в безработные, а подготовкой рабочих кадров в профессиональных училищах и на заводах заниматься прекратили;

Минобрнауки совместно с региональными властями - воссоздать отраслевые научно-исследовательские институты и центры научно-техническогог обслуживания с подразделениями по импортозамещению;

по опыту других стран и советских времен ввести стратегическое планирование важнейшихь видов продукции машиностроения. Пора исключить из лексикона управленцев и предпринимателей утопическое утверждение идеолога рыночной экономики Е. Гайдара о том, что координацией и планированием производства заниматься не надо - рынок сам все отрегулирует. К каким последствиям привело это умозаключение сегодня, всем известно;

на федеральном и региональном уровнях - решить вопрос по возрождению центров, изучающих обоснованность приобретения оборудования и компонентов по импорту и ограничивать закупки в случаях, когда их производство организовано на отечественных предприятиях;

и самое главное - организовать собственное производство средств электроники. Это позволит повысить ответственность производителей и обеспечить надежность и безаварийность летательных аппаратов и других важнейших типов техники.

Выполнение этих мероприятий (далеко не полный список) будет способствовать решению многих проблем импортозамещения и развития машиностроительных производств, научно-технического прогресса, увеличения рабочих мест, ликвидации безработицы и решению других социально-экономических задач. Это позволит стране выйти в лидеры мирового машиностроения, а Подмосковью - вновь стать одним из крупнейших центров машиностроения и наукоемких технологий.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.



 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: «Сельская наука – на передовой!»

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Госдумы помог ликвидировать несанкционированную свалку

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Заместитель Председателя Мособлдумы Александр Наумов поздравил с 90-летием Валентину Хрусталеву

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда