За последние два десятилетия, по сведениям средств массовой информации, рынок продукции машиностроения почти полностью заполнился импортными товарами. Все, от самолетов и кораблей до утюгов и лопат, стало поступать из-за кордона, вытеснив при этом отечественные товары, что привело к множеству негативных последствий: ликвидации собственного производства и предприятий, безработице, нищете, деградации и полнейшей зависимости экономики от конъюнктуры западных «партнеров».
Ситуация в машиностроении заметно осложнилась в связи с введением Западом санкций против России из-за украинских событий. Заморожены поставки некоторых машин и изделий, включая злополучные «Мистрали», продукции двойного назначения (программное обеспечение, детонаторы и т.п.) и др. Эти события заставили власти, и не без оснований, по-иному посмотреть на проблему импорта и заговорить об импортозамещении. Ибо проблема поистине государственной важности и требует всестороннего изучения и выработки конкретных предложений со стороны компетентных экономических и технических центров. Мне же, как ветерану машиностроения с полувековым стажем, хотелось бы изложить по этому вопросу свою позицию и дать некоторые соображения.
Но сначала хотелось бы напомнить, что отечественное машиностроение оказалось сегодня в крайне кризисном состоянии. В результате перестроек и «реформ» тысячи машиностроительных предприятий прекратили свое существование и выпуск продукции. Произошло резкое падение объемов по сравнению с советским периодом (1985) по многим видам машиностроительной продукции: по металлорежущим станкам и кузнечно-прессовым машинам - на 94-95%, тракторам - 94%, бульдозерам и экскаваторам - 93%, грузовым автомобилям - 69%, троллейбусам - 84%, ткацким станкам - 99,7%, бытовой технике (радиоприемники, видеомагнитофоны, часы, мотороллеры) - 98-99,9% («Правда» от 24.04.2015). Примечательно, что выпадающие объемы при этом в огромных количествах заполнили импортные изделия, доля которых с учетом «отверточной» сборки по некоторым позициям (легковые автомобили, тракторы и др.) достигает 80%.
Проблема импортозамещения при намечаемом росте объемов производства продукции машиностроения до уровня советских времен и устранении последствий «реформ» чрезвычайно важна, и возможности для ее решения еще имеются. Представляется, что эту работу на предприятиях, включая подмосковные, необходимо осуществлять по нескольким направлениям.
Прежде всего необходимо восстанавливать производство машин и оборудования, противостоящих и препятствующих потоку на отечественный рынок импортных изделий. Повышать их конкурентноспособность и качество, увеличивать номенклатуру, потребительские свойства и объемы продукции на всех машиностроительных предприятиях, включая госкорпорации «Ростех», «Роснано», «Трансмашхолдинг» и другие крупные объединения.
Уместно отметить, что и сегодня в Подмосковье выпускается продукция, которая служит серьезным тормозом для проникновения на наш рынок импортных товаров: автобусы Ликинского автобусного завода, вертолеты люберецкого объединения «Вертолеты России», метровагоны Мытищинского машзавода, прокатное оборудование «Электростальтяжмаша» и др. Значительным шагом в этом направлении было бы возобновление выпуска высокопроизводительных станков, пользовавшихся повышенным спросом не только в стране, но и за рубежом, Коломенским заводом тяжелого станкостроения, Егорьевским заводом «Комсомолец», Дмитровским фрейзерных станков, кормоуборочной техники Люберецким заводом им. Ухтомского, «Давыдовсельмаш», «Моссельмаш», ткацких станков Климовским и Коломенским заводами текстильного машиностроения и др.
Серьезное сопротивление импортному потоку продукции западных партнеров может оказать и возобновление выпуска электронного оборудования, средств электроники и других изделий, связанных с комплектацией выпускаемых машин и эксплуатацией действующего парка импортного оборудования. В этом отношении вспоминаются поучительные случаи: как проблема импортозамещения при введении санкций Западом в связи с афганскими событиями решалась в Минавтопроме. По распоряжению министра на КАМАЗе было оперативно создано подразделение по выпуску электронных изделий «Автопромэлектроника», а затем НПО «Автоэлектроника», полностью удовлетворявшее потребности предприятий отрасли в средствах электроники. Не менее важной была и организация производства и поставок отечественных аналогов (гидро-, пневмо-, электроаппаратура и др.) взамен импортных узлов и деталей к действующему оборудованию. Почему бы не перенять этот опыт сегодня и уже не быть на «крючке» у партнеров, не платить им втридорога за подобные изделия. Тем более, что сами импортеры, вводя санкции, дают нам реальный шанс и новые возможности для решения вопросов замены импортных изделий на отечественные аналоги.
Здесь уместно напомнить, как беспроблемно и бессанкционно поставлялось оборудование предприятиями стран СЭВ, в частности чехословацкой фирмой «Шмераль», венгерской «ХАФЕ», немецкой (ГДР) «КУАСИ» и других. Тем не менее при министерствах действовали центры, устанавливающие целесообразность приобретения оборудования из этих стран, не говоря уже из капстран. И только после подтверждения, что заказываемое оборудование не имеет отечественных аналогов, заключались соответствующие договоры. Вот так решались вопросы сдерживания импортопотока в недалеком прошлом.
А сегодня важнейшими средствами импортозамещения явились бы многие другие методы, в том числе и развитие производства на предприятиях среднего бизнеса, как это делается, например, в Люберцах. Это коренная реконструкция завода «Монтажавтоматика», позволяющая от сравнительно простых изделий (электрощиты и т.п.) перейти к производству более сложных и востребованных изделий - трансформаторов, распредустройств и др. с одновременным увеличением объемов производства и численности рабочих мест.
Значительным направлением в импортозамещении явилась бы и организация дополнительных производств в малом бизнесе. И здесь есть доброе начало. Это прежде всего выпуск косилок в ООО «Сельхозмаш», хотя и в небольших объемах при спросе, значительно превышающем предложение. Заслуживает одобрения и деятельность компании «Тензо-М», выпускаюшей весоизмерительное оборудование.
Однако все эти объемы - мизер, ведь известно, что в целом по стране производство машин, оборудования, приборов, товаров народного потребления и т.п. в сфере импортозамещения составляет 10-20% от общих объемов. А потребность в импортозамещении огромна и неограниченна, особенно в производстве товаров для быта. Недопустимо, когда даже гвозди и лопаты приобретаются за рубежом. А ведь совсем недавно мы с успехом производили, и не плохого качества, и чайники, и утюги, садово-огородный инвентарь и многое другое. Вот оно, поле деятельности по импортозамещению для предпринимателей. Пора наконец из обществ охранников и посредников переходить в сферу товаропроизводящих производств. Могли же мы выпускать продукцию по долговечности и качеству не хуже импортной, скажем, хотя бы холодильники типа «ЗИЛ», «ОКА» и другие бытовые машины.
И это вполне возможно и сегодня. Только в организации производства импортозамещающей продукции нужна реальная поддержка и помощь со стороны властей всех уровней. Целесообразно, по мнению специалистов, признать импортозамещение в машиностроении, как и в целом в экономике, приоритетным направлением с принятием соответствующего законопроекта на федеральном уровне:
создавать вновь организуемым предприятиям, производящими импортозамещающую продукцию, льготные условия кредитования и освободить их на определенный период от уплаты налогов, как это сделал мэр города Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко;
разработать и принять на уровне региона целевую программу по импортозамещению машиностроительной продукции не менее чем на пятилетку;
федеральным и региональным властям - принять меры к прекращению потока финансовых средств на Запад и направить их на развитие своей экономики, в том числе и на импортозамещение в машиностроении;
министерствам и ведомствам, занимающимся машиностроением, перейти к предоставлению услуг предпринимателям в выборе продукции для постановки на производство, поддержке и помощи в период становления и развития, выполняя при этом роль координатора и научно-технического консультанта;
возобновить подготовку рабочих кадров. Ведь за годы реформ не стало токарей, фрезеровщиков, операторов, слесарей, электриков - все ушли на фронт охраны, торговли, в безработные, а подготовкой рабочих кадров в профессиональных училищах и на заводах заниматься прекратили;
Минобрнауки совместно с региональными властями - воссоздать отраслевые научно-исследовательские институты и центры научно-техническогог обслуживания с подразделениями по импортозамещению;
по опыту других стран и советских времен ввести стратегическое планирование важнейшихь видов продукции машиностроения. Пора исключить из лексикона управленцев и предпринимателей утопическое утверждение идеолога рыночной экономики Е. Гайдара о том, что координацией и планированием производства заниматься не надо - рынок сам все отрегулирует. К каким последствиям привело это умозаключение сегодня, всем известно;
на федеральном и региональном уровнях - решить вопрос по возрождению центров, изучающих обоснованность приобретения оборудования и компонентов по импорту и ограничивать закупки в случаях, когда их производство организовано на отечественных предприятиях;
и самое главное - организовать собственное производство средств электроники. Это позволит повысить ответственность производителей и обеспечить надежность и безаварийность летательных аппаратов и других важнейших типов техники.
Выполнение этих мероприятий (далеко не полный список) будет способствовать решению многих проблем импортозамещения и развития машиностроительных производств, научно-технического прогресса, увеличения рабочих мест, ликвидации безработицы и решению других социально-экономических задач. Это позволит стране выйти в лидеры мирового машиностроения, а Подмосковью - вновь стать одним из крупнейших центров машиностроения и наукоемких технологий.