Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И. Кашин 16 июля 2015 года принял участие в прямом эфире телеканала РБК в программе Андрея Левченко на тему: «Лес и/или туризм?».
В рамках эфира была затронута актуальная и резонансная тема развития рекреационного потенциала лесов. В обсуждении также приняли участие заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ - Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик, а также Руководитель проекта по сохранению бореальных лесов «Greenpeace России» Антон Бенеславский.
Особое внимание участники программы уделили перспективам разработки и принятия изменений в российское лесное и смежное законодательство, направленных на смягчение ограничений по созданию объектов капитального строительства в лесах при их использовании в целях осуществления рекреационной деятельности.
Владимир Кашин, отвечая на вопрос ведущего об опасениях общественности и экологов, не станет ли либерализация законодательства в данной части «ящиком Пандоры» даже при необходимом уровне контроля, отметил, что «хромает» сегодня не только законодательная база, но и правоприменение, причем «на обе ноги».
«Посмотрите, что сегодня творится в лесах столичного региона: буреломы, ветровалы, буквально ногу некуда поставить», - возмутился Владимир Иванович.«И это там, где в советское время были детские пионерские лагеря, базы отдыха для трудящихся и ветеранов. Каждое приличное московское предприятие имело такую базу или лагерь. Тысячи детей проводили летние каникулы в Подмосковье. А что сегодня? Разрушенные здания, окруженные уничтоженным короедом сухостоем. Конечно, совершенствовать законодательство в этом плане нужно, но мы ни в коем случае не должны допустить ущерба особо охраняемым природным территориям, водоохранным зонам, или уж тем более - позволить ограничение доступа в леса наших граждан. Мы вместе с Рослесхозом и другими структурами, которые занимаются согласованием законопроектов, этого не допустим. Статья 11 Лесного кодекса должна работать!»- озвучил позицию Комитета по этому вопросу Владимир Иванович.
В последние месяцы стало широко известно о подготовке по меньшей мере двух законодательных инициатив, посвященных вопросам развития рекреационной деятельности в лесах.
Во-первых, в марте текущего года группой депутатов в Государственную Думу был внесен законопроект № 743288-6, который разрешал строительство в лесах объектов туристской индустрии, но распространялся лишь на несколько субъектов Российской Федерации, плотность населения в которых превышает среднероссийскую в 15 раз.
По мнению разработчиков законопроекта, для сохранения и приумножения рекреационного потенциала лесов в густонаселенных регионах необходимо привлечение частных инвестиций и активное развитие института аренды земель лесного фонда в целях рекреационной деятельности, базирующееся на положительных примерах из мировой практики.
Сегодня для преодоления существующих законодательных ограничений по обустройству переданных в аренду лесных участков инвесторы, занимающиеся организацией массового отдыха, зачастую инициируют перевод лесных участков в земли иных категорий, что впоследствии может привести к утрате права собственности Российской Федерации на указанные участки. Данные риски особенно высоки для лесов Московской области, которые пользуются повышенным спросом на рекреацию ввиду близости к столичному региону.
По мнению депутатов-авторов данной законодательной инициативы, целесообразно законодательно обеспечить в густонаселенных регионах с повышенной антропогенной нагрузкой на лесные экосистемы возможность лесопользователя контролировать посещаемость лесного участка, а также размещать на нем объекты капитального строительства, создаваемые в рекреационных целях, без перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, обеспечив таким образом сохранение права федеральной собственности на соответствующие лесные участки. При этом риски массового строительства будут нивелироваться путем установления в региональных лесных планах, разработка которых носит публичный характер, предельных максимальных размеров лесных участков, предоставляемых в аренду для рекреации, а также процента от их площади, допустимой к застройке.
Парламентарии, внесшие законопроект, уверены, что его принятие позволит качественно повысить уровень отдыха в лесах населения, инвестиционную привлекательность использования лесов, ценность института аренды лесов как имущественного права и финансового актива, доходность федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации от использования лесов, в результате чего появятся средства на более полное и качественное осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на остальной территории лесного фонда.
При подготовке законопроекта к первому чтению Комитетом были выявлены существенные недостатки в его содержании. Также имелся ряд серьезных замечаний со стороны Администрации Президента Российской Федерации. В итоге вышеназванный законопроект был возвращен Комитетом авторам на доработку.
Вместе с тем, для решения накопившихся вопросов в сфере использования лесов для осуществления рекреационной деятельности по поручению Правительства Российской Федерации при Министерстве природных ресурсов и экологии РФ была создана рабочая группа. В нее вошли не только представители федеральных органов исполнительной власти, но и представители от Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, крупнейших природоохранных организаций (Greenpeace, WWF), арендаторов лесных участков.
Рабочая группа проанализировала соответствующие проблемы и еще раз подтвердила недопустимость неограниченной застройки и огораживания земель лесного фонда, а также необходимость строгого соблюдения принципов свободного и бесплатного пребывания в лесах, закрепленных в статье 11 Лесного кодекса Российской Федерации. Рабочей группой было поддержано предложение Гринпис России о необходимости выделения в лесных планах субъектов Российской Федерации территорий социального, культурного и иного общественно важного значения, которые не могут передаваться в пользование для осуществления рекреационной деятельности.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 16 июня 2014 г. № Пр-1355, Минприроды России были разработаны соответствующие поправки в законодательство, которые по ряду позиций существенно отличаются от изменений, предусмотренных законопроектом № 743288-6.
В указанных поправках также, как и в депутатском законопроекте, допускается размещение в лесах только ограниченного перечня объектов, предназначенных для организации отдыха граждан и туризма. При этом, в отличие от первой инициативы, действие предложенных Министерством изменений будет распространяться на всю территорию Российской Федерации, независимо от плотности населения в том или ином регионе.
В целях недопущения произвольного и бесконтрольного использования лесов для рекреации, снижения рисков неконтролируемой застройки лесов, в подготовленных Минприроды России изменениях предусматривается, что данные объекты можно будет возводить исключительно взоне планируемого освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности, которая будет устанавливаться в Лесном плане субъекта Российской Федерации после прохождения им процедур общественного обсуждения. Также указанными поправками Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по закреплению нормативов размера такой зоны (по данным Минприроды РФ, предполагается, что она будет составлять не более 3-5% от площади отдельных лесничеств, лесопарков). Более того, планируется установить подзаконным актом, что размещать соответствующие объекты можно будет только на 20% от площади арендуемого лесного участка, а на оставшейся площади необходимо будет выполнять полный комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов.
Кроме этого, законопроект Минприроды РФ уточняет правовое регулирование огораживания рекреационных объектов в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации таких объектов.
Законопроект (в отличие от депутатского) не вносит изменений в статью 11 Лесного кодекса Российской Федерации, которая гарантирует гражданам свободный и бесплатный доступ в леса и запрещает огораживание лесных участков, а лишь уточняет порядок реализации положений иных федеральных законов, обязывающих собственников определенных объектов ограничивать доступ к таким объектам (например, детские оздоровительные лагеря, горнолыжные спуски, объекты электроэнергетики, в включая гидроэнергетику, места осуществления взрывных работ и т.д.).
Представляется, что законопроект позволит сократить случаи перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, инициируемые лицами, занимающимися организацией массового отдыха и туризма.
Следует отметить, что ни депутатский законопроект, ни разработанная Минприроды России законодательная инициатива ни в коей мере не отменяют существующий сегодня законодательный запрет на размещение в лесном фонде садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В заключение Владимир Кашин обозначил жесткую позицию Комитета по рассматриваемой теме: для обеспечения сбалансированного развития рекреационного потенциала лесов требуется разработка надежных законодательных механизмов, направленных как на обеспечение цивилизованных инвестиций в лесной туризм, так и на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, в том числе от массовой застройки земель лесного фонда, их необоснованного огораживания и иных злоупотреблений. Этих приоритетов Комитет придерживается при рассмотрении всех законодательных инициатив, затрагивающих вопросы либерализации законодательства в части строительства в лесах, в том числе в целях осуществлении рекреационной деятельности.