Ни для кого уже не секрет, что Россия в данное время переживает настоящий системный кризис. Почему системный? Да потому что он непосредственно затронул саму экономическую систему общества, символизируя собой полную несостоятельность либеральной рыночной модели современной российской экономики. Как всё это выглядит более детально, мы можем себе представить, обратившись к сложившемуся положению на подмосковном металлургическом заводе «Электросталь», давшему в своё время это имя нашему городу.
К лету 2015 года данный завод стал испытывать серьёзные финансовые затруднения из-за сокращения количества заказов от предприятий, покупавших металлургическую продукцию «Электростали». У тех также заканчивались деньги из-за собственного спада, вызванного тем же кризисом. Выпускаемая ими продукция тоже находила всё меньше спроса на рынке сбыта. А снижение реализации собственной продукции, как известно, неизбежно привело к реальному сокращению объёма её производства. В результате завод «Электросталь» также стал снижать объём производимой продукции. Количество задействованных мощностей значительно сократилось, а то оборудование, которое осталось в работе, загружено сейчас меньше, чем на треть. Многие заказы для завода при этом никем не отменялись. К ним добавлялись даже новые. Но заказчикам, как уже говорилось, нечем стало платить. Предоплата за выпуск, или авансовый платёж, как его правильно называют, стал уже нереальным. Но где тогда взять средства для выполнения уже имеющихся заказов?
Источников пополнения денежных средств, в данной ситуации, может быть только три. К первому источнику можно отнести государственные субсидии, ко второму – внешние инвестиции, а к третьему – банковские кредиты. Но на государственную поддержку завод уже не рассчитывает – у страны денег, что называется, «в обрез». Инвестировать деньги в предприятие тоже никто не собирается – производство на металлургическом заводе довольно затратное. Остаётся только третий путь – банковский заём. Завод «Электросталь», разумеется, пошёл именно по этому пути. В результате в разных банках был взят кредит на довольно внушительную сумму. Это, например, позволило заводу приобрести в собственность даже Егорьевский Рыбхоз. Но сам завод, тем не менее, оказался в долгах как «в шелках». Ведь на повышение объёмов производства это никак не повлияло, так как реализация выпускаемой продукции всё равно продолжала снижаться. А расходы у такого крупного предприятия всегда остаются большими. Суммарный долг завода, таким образом, только рос, составив в итоге десятки миллионов рублей, в том числе за такие услуги, как электроэнергия и газ. Внешние электросети уже стали отключать за долги отдельные высоковольтные линии, дополнительно снижая, таким образом, потенциальную мощность производственных цехов.
Какой же выход тогда был найден на заводе «Электросталь»? Вполне стандартный. Часть заводских объектов была передана в аренду сторонним организациям. Два цеха стоят полностью, и уже не первый год закрыты. Естественно, что начали экономить на самих работниках завода – на простых тружениках. Многие специалисты работают уже за две трети заработной платы. Впрочем, сама эта заработная плата также давно не индексировалась и выдаётся с постоянными задержками. Более того, на предприятии планируется установить четырёхдневную рабочую неделю. Официально объявлено о сокращении кадров. Ясно, что пострадают в первую очередь те, кто своим трудом годами создавал славу данному предприятию. И это всё происходит на заводе-гиганте, территория которого растянулась почти на четыре километра. Здесь когда-то трудилось несколько тысяч работников, что позволяло «Электростали» быть не только одним из ведущих градообразующих предприятий, но и одним из лучших производителей продукции чёрной металлургии - здесь был освоен выпуск более двух тысяч марок высококачественной стали. Но сегодня этот, один из крупнейших заводов страны, оказался фактически заложником всей экономической системы, оказавшись в настолько трудном положении, для исправления которого в данный момент, можно сказать, нет эффективного решения. А ведь предприятий, оказавшихся в подобной ситуации, сейчас достаточно много. Необходимо честно признать, что выход здесь может быть только один – через коренные преобразования, как политической, так и экономической системы России, поскольку иной, менее радикальный путь, уже практически невозможен.