22 октября на 143 заседании Московской областной Думы рассматривался Федеральный законопроект «О детях войны», внесённый фракцией КПРФ в Государственной Думе. Это не первый проект закона, направленного на устранение исторической несправедливости в отношении детей войны, который внесли коммунисты в ГД. Надо сказать, что события, которые разворачивались вокруг них, наглядно демонстрируют отношение власти к народу и истории страны. Краткая хронология битвы за права детей войны выглядит так.
Ещё в 18 августа 2011 года фракция КПРФ в ГД внесла законопроект №594405–5 «О внесении дополнений в статью 2 и статью 20 Федерального закона «О ветеранах». Эти дополнения приравнивали детей войны по статусу к труженикам тыла. Значит, им должны были предоставляться соответствующие социальное обеспечение, льготы и компенсации. В течение двух лет Совет ГД откладывал рассмотрение законопроекта. Наконец, 22 ноября 2013 года он был внесён в повестку дня заседания ГД. За этот законопроект проголосовали 213 депутатов, никто не воздержался и не проголосовал против. Но фракция ЕР заблокировала его, не проголосовав вообще.
В январе следующего 2014 года фракцией КПРФ был подготовлен новый законопроект №493165–6, который так и назывался «О детях войны». Необходимое заключение правительства было получено только в конце марта, поэтому внесён он был в ГД 9 апреля 2014 года. В течение десяти месяцев Совет ГД откладывал его рассмотрение. Наконец, 25 февраля 2015 года он был рассмотрен на заседании и отклонён проправительственным большинством. На этом же заседании рассматривались законопроекты, посвящённые детям войны, разработанные Справедливой Россией и Воронежскими депутатами. По мнению ЕР предлагаемое в законопроектах «расточительство» (?!) не по карману пострадавшей от санкций российской экономике. Но те же самые депутаты, незадолго до этого, единогласно проголосовали за передачу банкам 1 трлн. 632 млрд. бюджетных средств, за сутки написали и приняли «закон Роттенберга» – о возмещении потерь из-за санкций за счет бюджета. Но дело не только в деньгах. Воронежский законопроект вообще не требовал расходов, в нем речь шла только о статусе «дети войны». Но и на это партия власти не согласилась. К сожалению, аналогичный законопроект, разработанный депутатами – коммунистами Московской областной Думы так же был заблокирован парламентским большинством, по тем же мотивам.
В области, как и в стране в целом, прошли многочисленные акции в поддержку не замечаемой государством категории граждан дети войны. Активисты Московского областного отделения общероссийской организации «Дети войны», возглавляемого депутатом фракции КПРФ Московской областной Думы Н. Еремейцевой, за короткий срок собрали более 25 тыс. подписей в поддержку принятия закона. Всего же по стране было собрано около 20 млн. подписей.
В ряде регионов приняты местные законы в поддержку детей войны. В 18 регионах все дети войны, отнесенные к данной категории, получают льготы. Но, очевидно, что необходим федеральный закон.
Несмотря на откровенное противодействие федерального правительства и партии власти стремлению устранить несправедливость в отношении детей войны, законодательно утвердив их статус, депутаты – коммунисты не намерены отступать. Законопроект №823635–6 «О детях войны» был вновь внесён в ГД 25 июня 2015 года.
Основные положения данного законопроекта уже известны. Они прошли широкое обсуждение и отражают мнения детей войны, основываются на объективных расчётах и оценках экспертов.
Предлагается отнести к категории детей войны граждан РФ, постоянно проживавших на территории СССР в годы Великой Отечественной войны, родившихся в период с 22 июня 1928 года по 4 сентября 1945 года. Т.е. в эту категорию попадают те, кому на начало войны не исполнилось 14 лет (трудоспособный возраст), и родившиеся в период войны. Сейчас, по данным Министерства труда и социальной защиты РФ, их насчитывается 13 млн. человек. Из них 2,3 млн. не получают никаких льгот.
Проектом закона «О детях войны» предусматривается предоставление следующих льгот детям войны:
1. Получение ежемесячной денежной выплаты;
2. Бесплатный проезд всеми видами городского транспорта, на автомобильном транспорте общего пользования в сельской местности, на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и на автобусах пригородных маршрутов в пределах области по месту жительства;
3. Ежегодная диспансеризация в медицинских учреждениях субъекта РФ;
4. Преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
5. Внеочередная установка квартирного телефона;
6. Внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.
Заключение правительства опять отрицательное. По мнению чиновников «ряд предлагаемых законопроектом положений является избыточным». Ну и, конечно, классическое: «Реализация законопроекта приведет к расширению круга лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, повлечет за собой возникновение новых расходных обязательств РФ и субъектов РФ и потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета и региональных бюджетов».
Почему – то у федеральных и региональных властей всегда находятся деньги на собственный пиар, транспортное обслуживание и т.п. Зарплата трёх руководителей госкомпаний «Роснефть», «Газпром», «РЖД» в прошлом году составила 8 млн. рублей в день! Годовая зарплата этих трёх человек составляет почти 3% от необходимой для реализации законопроекта суммы.
Имеющиеся в бюджете средства расходуются, мягко говоря, неэффективно. Достаточно вспомнить данные, приведённые Счётной палатой по итогам проверки хода реализации антикризисной программы – деньги (которые есть) не выделяются, программа не выполняется. Коррупция, воровство, вывоз капитала – только решение этих проблем способно значительно пополнить бюджет. А ещё прогрессивный налог, государственная монополия...
Чиновничьим нежеланием тратиться на поддержку детей войны, по–видимому, и объясняется волокита с принятием закона. Ведь согласно этой людоедской логике, чем дольше тянуть, тем меньше средств потребуется. Известно, что детей войны каждый год становится на 160 тыс. человек меньше.
Кому отказывает в правовых гарантиях социальной защиты партия власти? Поколению, у которого детство было украдено войной. Людям, которые наравне со взрослыми обеспечивали нашу Победу в войне. Таким как 15 летний Саша Антипов, который на Коломенском машиностроительном заводе им. В.В. Куйбышева работал на трёх станках, не выходя из цеха по 12 – 16 часов. Пионерам и школьникам, которые собирали средства на танковую колонну «Московский пионер». Сельским ребятам, которые за годы войны выработали свыше 585 млн. трудодней. Поколению, которое восстановило разрушенную войной страну, сделало её сверхдержавой, своим трудом создало такую экономическую мощь, что и за 25 лет либеральной вакханалии её не удаётся до конца уничтожить, разворовать.
Сейчас самым молодым детям войны уже почти 70 лет. А пенсии у большинства мизерные. При постоянном росте цен на продукты, лекарства, услуги ЖКХ, на жизнь практически ничего не остаётся. Помощь и забота детям войны нужны сейчас. Поэтому медлить с принятием закона – преступление.
Члены профильного комитета Московской областной Думы по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики согласились с доводами члена фракции КПРФ, заместителя Председателя МОД курирующего социальный блок В.П. Куликова и поддержали законопроект «О детях войны». Поддержали его и депутаты Московской областной Думы на своём заседании.
Надеемся, что и депутаты правящей партии в ГД РФ наконец осознают свою социальную и моральную ответственность перед поколением детей войны.