С 17 ноября в России начала действовать система «Платон». Эта система призвана отслеживать путь, пройденный большегрузным транспортным средством, и взимать с него плату, соответственно пробега по федеральным трассам. О введении такой системы наши парламентарии, особенно яро отстаивавшие интересы РЖД говорили давно: мол, почему РЖД вынуждено содержать дороги, а дальнобойщики нет? Казалось бы, справедливое, разумное предложение, но давайте разберемся повнимательней, что за ним кроется.
Начнем с того, что плату, за тот ущерб дорогам, которые наносят большегрузы, государство уже взимает с них в виде транспортного налога. Для тягача такой налог составляет порядка 40 тысяч рублей в год. Сумма внушительная, но вполне подъемная даже для частника. Вторичное взимание «дорожной пошлины» происходит на уровне закупки топлива. В стоимость топлива входит акциз, сбор с которого идет на покрытие расходов связанный с ремонтом дорог. Нынешнее нововведение — попытка в третий раз обложить предпринимателей побором под одним и тем же предлогом, хотя мифический «вред» от фур явно не доказан: в Москве, на МКАД, самые «колейные» полосы зачастую крайне левая, и следующая за ней. Но на эти полосы фурам вообще въезд заказан!
Основная идея такова: собственник тягача регистрирует свою машину в системе «Платон». После регистрации, которая в век информационных технологий почему то занимает 3-4 дня, можно оплатить маршрут движения автомашины из точки А в точку Б. Документ, подтверждающий оплату называется «маршрутная карта». Есть так же возможность автоматической оплаты проезда. Для этого необходимо получить специальное устройство, которое будет отслеживать положение автомобиля. Но почему-то, на 1.5 миллиона фур, зарегистрированных в Российской федерации (уже не говоря о приезжих) закупили всего 10 тысяч экземпляров устройств. Интересно, чем руководствовались люди, отвечающие за этот вопрос?
Сбор за пользование трассами установили в размере 3.73 рубля за километр. Откуда взялась эта цифра тоже понятно не всем. Буквально полгода назад специалистами был назван оптимальный размер дорожного сбора 0,53 рубля. Интересно, что произошло за полгода, что необходимость в денежном довольствии дорожников так возросла?
И все было бы ничего. Но реализация проекта «добила» его окончательно. Работа системы регистрации «Платон» изначально была, мягко скажем, неудовлетворительной. А после того, как множество предпринимателей ринулись регистрировать там собственный автотранспорт, ее постиг коллапс. И при этом, штрафы, изначально назначенные за выезд на рейс без «Платона» поражали воображение! До полумиллиона! Для кого-то получить такой штраф — равносильно разорению. А не выход на рейс — потерей клиента, и так же путь к финансовому краху. Очереди из предпринимателей и дальнобойщиков штурмующие офисы «Платона» огромны. Запись идет в списки. Бывает, что записавшись, допустим в понедельник, приехать на прием для оформления транспортной карты нужно будет в четверг. И списки эти могу еще и украсть. Так, например, произошло в Орехово-Зуевском отделении системы «Платон». Тогда сутолока и недовольство посетителей возрастают многократно.
После многократных протестных акций дальнобойщиков, поддержанных коммунистами, правительство начало принимать меры по «облагораживанию» системы. В 50(!) раз уменьшили штрафы за отсутствие транспортного средства в системе «Платон», установлен льготный период, в течение которого плата будет взиматься по тарифу 1.53 руб. Но все эти действия — полумеры, которые не приведут к нормализации ситуации. Систему необходимо либо полностью отменить, либо очень серьезно переосмыслить и сбор, и штрафы, и сам подход к ее реализации.
Этот рассказ от лица человека, чьи интересы и работу затронуло данное нововведение. Возможно, кому-то приведенные нами доводы покажутся неубедительными, кто-то решит, что его не касается эта проблема. На самом деле, эта проблема касается нас всех.
Александр Голуб, секретарь Сергиево-Посадской партийной организации КПРФ: «Грузоперевозки — это кровь страны. Каждый продукт или товар в вашем доме — это результат работы грузоперевозок. Перевозчики при внедрении системы «Платон» рано или поздно начнут увеличивать ставки на доставку продукта. Снежным комом покатится волна повышений, так как многие предприниматели закладывают именно процент прибыли, от вложенных средств. А средств, придется вложить больше. Так и получится, что повышение в начале производственной цепочки на каких-то 3 рубля, выльется в серьезный скачок цен на полках магазинов. В наше непростое время это ударит, прежде всего, по карману простого жителя. Мы говорим: «Нет «Платону!».
Сергиево-Посадские коммунисты, как и многие партийные организации Подмосковья, в начале декабря провели пикеты в поддержку дальнобойщиков. Общий мотив выступлений: «Поможешь дальнобойщикам – поможешь всем!». Голос протеста должен заставить правительство Медведева думать о нуждах простых граждан страны, а не о финансовых интересах кучки олигархов!