Начало XXI века ознаменовалось окончанием десятилетнего периода правления Ельцина и команды молодых либеральных реформаторов. Возродилась надежда на то, что Президент В.В. Путин, пришедший на смену Б.Н. Ельцину, изменит взятый в угоду Западу, пагубный для России социально-экономический курс. И действительно, в первые три года обозначилась тенденция к усилению роли государства. Клич Б. Ельцина регионалам: «Берите власти столько, сколько сумеете проглотить» был снят с повестки дня. Команда нового Президента быстро восстановила действие Конституции Российской Федерации на всей территории. Укрепилась вертикаль власти, была восстановлена банковская система, начался процесс кредитования, многие крупные, особенно градообразующие, предприятия возобновили свою деятельность. Появилась надежда на приток внутренних и внешних инвестиций. Быстрыми темпами шла ликвидация задолженности по заработной плате. В бюджетах всех уровней, после длительного регресса стали утверждаться бюджеты развития территорий. Конечно, было понятно, что в той ситуации все это было возможно только при резком взлете цен на сырьевые ресурсы, в первую очередь на нефть, газ, цветные металлы, металлопрокат. Этому способствовало быстрое развитие экономик стран Юго-Азиатского региона и Китая, нуждающихся в данных ресурсах. Сложившаяся ситуация положила начало росту экономики РФ. И существенную роль в этом сыграли успешные действия Президента В. Путина по консолидации общества. Прекращение гражданской войны в Чеченской Республике, ликвидация террористов на Северном Кавказе, нацеленность на решение социальных вопросов послужили мощной поддержкой Президенту в его деятельности по управлению страной.
Наверное, все так бы и продолжалось, если бы не законы экономического развития, нивелирующие экономические успехи, если они основаны на одном факторе, действие которого со временем ослабляется. Вмешивается кризис мировых экономик, так называемый обвал национальных валют. Начинается рецессия, сопровождающаяся снижением темпов экономического развития, а при длительности процесса и снижением ВВП. Мировой кризис 1998 года должен был заставить всех во главе с Правительством РФ, не дожидаясь очередной волны, заниматься инновационными технологиями, постепенно сокращая торговлю сырьевыми ресурсами. К сожалению, в очередной раз мы наступили на те же грабли. Дефолт 1998 года не стал для нас отправной точкой смены экономического курса. Единственно, что окончательно стало ясно, Запад во главе с США не заинтересован в сильной России. Скорее всего, значительно легче удалось бы преодолеть экономический кризис, если бы на всех уровнях государственной и муниципальной власти не допускали грубейших ошибок, граничащих с преступлениями. Мне, как руководителю местных органов власти, пришлось поработать и в советскую пору, и после распада СССР. С 1984 по 1991 год я возглавлял Исполком Можайского Городского Совета народных депутатов. До этого работал в должностях главного инженера дорожной организации, заместителя председателя Можайского горисполкома. Сегодня считается зазорным перенимать опыт работы с кадрами того периода. Это зря. Тогда партийные комитеты тщательно готовили кадровый резерв выдвижения на различные должности партийной, советской и хозяйственной деятельности. Многие из тех, кто оказался после 1991 года на высоких руководящих должностях различного уровня, в советские времена не имели бы никаких шансов занять их по причине профнепригодности. Беда нынешней власти состоит в том, что она не занимается кадровым резервом, расставляет на ответственные должности случайных людей, тем самым наносит непоправимый ущерб государству. В настоящее время, как правило, наиболее успешные руководители на федеральном и региональном уровнях - это те, кто работал в советское время или состоял в кадровом резерве. После того как «Единая Россия» стала правящей партией, в ее ряды потянулись так называемые приспособленцы – люди, главный прицип которых – не иметь принципов, во всех обстоятельствах остаться на плаву, найти теплое местечко. Ситуация в Можайском районе подтверждает общую тенденцию. В середине 80-х годов район развивался всесторонне. Основную отрасль района составляло сельское хозяйство, в основном, животноводство и растениеводство. Поголовье крупного рогатого скота составляло 51 тыс. голов, в т. ч. 27 тыс. коров. В 1989 году район продал государству 87 300 т молока, что явилось рекордом за все время существования района. Промышленность района была представлена предприятиями различных отраслей, что, в совокупности с сельскохозяйственным производством, позволяло району формировать бюджет без вливаний извне. В 90-е годы ельцинского периода руководству района пришлось принимать труднейшие решения по сохранению экономического потенциала, защите интересов малоимущих граждан. В те тяжелые годы, чтобы освободить акционерные общества села и промышленные предприятия от непроизводственных затрат, от них в муниципальную собственность были приняты: жилые дома, котельные, водозаборные узлы, инженерные сети, клубы, детские дошкольные учреждения. На селе были сохранены школы, библиотеки, почты, больницы, амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты. Задействовали денежные средства, бюджетные и внебюджетные, для газификации поселка Уваровка, 5 сельских центральных усадьб и 9 производственных центров. За этот период были построены 2 средние школы, 2 детских сада, автовокзал, родильный дом и станция скорой помощи в центральной районной больнице. В районе не было проблем с местами в детских дошкольных учреждениях. К концу 1999 года экономическое положение в стране после мирового финансового кризиса 1998 года начало улучшаться. Вместе с новым верховным руководством к власти в регионах начали приходить новые лица, не имеющие опыта руководства хозяйственной деятельностью. Так, в частности, в результате победы на выборах Губернатором Московской области в начале 2000-го года стал генерал Б. Громов. Развернулась охота на тех Глав районов, кто работал против его прихода во власть. На должности Главы Можайского района оказался В. Насонов. С его приходом началась массовая распродажа выведенных из севооборота пахотных земель. Закрывались почтовые отделения, библиотеки, фельдшерско-акушерские пункты и амбулатории. В Можайске перепрофилировали 2 детских сада, в результате образовалась многочисленная очередь за места в дошкольных учреждениях. Постепенно начали разоряться сельские ОАО, промышленные предприятия. К середине 2000-х годов обанкротилась половина сельских АО. Поголовье крупного рогатого скота резко пошло на убыль. К примеру, на конец 2015 года поголовье коров в районе составило 2 450 голов. От них надоено за год чуть более 16 тысяч тонн молока. Практически прекратилось производство картофеля и овощей. Несмотря на рост поступлений доходов в бюджет, резко снизилось строительство жилых домов для очередников из числа малоимущих граждан и семей, проживающих в аварийных домах. Район потерял свою автономность. Самостоятельные службы Роспотребнадзор, Почтовая связь, Налоговая инспекция оказались в подчинении аналогичных служб соседних районов. Так Правительство Московской области при молчаливом согласии Главы района провела реорганизацию Можайского района, понизив его статус. В начале 2003 года окрепшая в выборных баталиях правящая партия «Единая Россия» решила показать, что она готова поделиться властью с народом и передать на места, т.е. в муниципалитеты, часть своих полномочий. Государственная Дума 6 октября 2003 года приняла Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Автором этого закона является Д. Козак, нынешний зам. Председателя Правительства РФ. С вступлением закона в силу, по всей Российской Федерации началась замена старой системы власти в муниципальных образованиях. Можайское отделение партии «Единая Россия» в числе первых по области рапортовала об исполнении Закона. В результате на смену компактным сельским администрациям с определенными полномочиями (по типу сельских советов), были созданы раздутые по штатам, с большими полномочиями, неуправляемые городские и сельские поселения, с функциями представительских и исполнительских полномочий. В их ведения с районного муниципального баланса были переданы объекты жилищно-коммунального хозяйства, инженерные сети. С этого момента сельские и городские поселения вышли из-под прямого контроля района. Администрации сельских и городских поселений стали самостоятельно формировать доходную часть своих бюджетов, в основном, за счет дотаций, направляемых из областного бюджета. Они составляли от 60 до 80 %%. От 5 до 10%% перечислялось из районного бюджета, так как сам район уже прочно сидел на субсидиях из областного бюджета. Остальное дополнялось за счет своих источников (самообложение и земельные налоги). С учетом прекращения деятельности сельскохозяйственных предприятий ряд сельских поселений вообще лишились источника основных налоговых поступлений. Не контролируемые вышестоящими властями администрации поселений приступили к распродаже муниципальных земель. Дошло даже до распродажи земель Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. В соответствии с предоставленными полномочиями по 131-ФЗ, любой сельский Глава поселения по своему усмотрению расходовал бюджетные деньги. При этом находящийся в структуре администрации Можайского района отдел финансового контроля не обладал правом проверки расходования средств администрациями поселений. Каждый Глава поселения в пределах утвержденной суммы расходных средств имел возможность перекраивать штатное расписание, вводя, или, наоборот, исключая, те или иные должности по своему усмотрению. Не гнушались вводить должности для друзей, детей. Зарплатам таких чиновников могли бы позавидовать специалисты высших категорий из среды учителей, врачей. Многие главы не стеснялись приобретать в пользование дорогостоящие иномарки, мебель, оргтехнику и т.п. Дошло до того, что в администрациях по итогам года выдавались разовые премии, превышающие месячные оклады штатных работников в 3-5 раз. Причем, не забывали и о технических работниках, например, водителях, уборщицах. В результате невозможности проведения финансового контроля (131-ФЗ исключил функцию контроля органами региональной власти), были разбазарены миллиарды бюджетных и внебюджетных средств. В стране нарастала волна взяточничества во всех структурах власти, в том числе, в правоохранительных органах. Возбуждение уголовных дел в отношении чиновников не давали действенного результата. Московская область стала лидером по числу убийств чиновников. К концу 2000-х годов масштаб коррупции в области достиг своего апогея. На всю страну прогремело громкое дело, когда Министр финансов Правительства Московской области Кузнецов А.В. сбежал за рубеж с миллиардами валютных средств, оставил Правительству пустой кошелек с кучей неисполненных кредитных обязательств, поставив область на грань финансового банкротства.
Тем временем в Можайском районе разворачивались не менее интересные события. В декабре 2008 года за нецелевое использование 5 млн рублей резервного фонда Следственным Комитетом РФ было возбуждено уголовное дело в отношении Главы Можайского муниципального района Насонова В.В.
В марте 2009 года проводились очередные выборы в местные органы власти. В районе на этот момент сложилась тяжелая обстановка. Под агитационные призывы власть имущих пришедшие в район аферисты обобрали сельских акционеров в АО «Павлищево», в АО «Клементьево», лишив их земельных паев. В других хозяйствах шла массовая распродажа земельных массивов. Без работы остались многие труженики села. Молодежь вынужденно уезжала из села в поисках работы. Не лучше складывалась обстановка в городе. Промышленные предприятия сбавили обороты в отсутствии заказов. В создавшейся обстановке избиратель, потеряв веру во власть, решил поддержать пришельца Д. Белановича, который во время предвыборной компании обещал «молочные реки, кисельные берега». На этом закончилась эпоха правления В. Насонова. Под его руководством район превратился в один из самых слабых в Московской области. Уголовное дело по Насонову через некоторое время было закрыто в виду того, что на тот момент его личность не представляла никакой опасности. Однако надеждам народа на надежде избранного на должность Главы муниципального района Д. Белановича не суждено было сбыться. Команда пришельцев сразу же приступила к тому, чем, в основном, занималась предыдущая администрация. За время пребывания у власти эта команда распродала тысячи гектаров лучших пахотных земель. Взяточничество в районе приобрело еще больший масштаб. Самые лакомые участки земли, как в Можайске, так и на селе доставались местным депутатам-предпринимателям, а также богачам и спекулянтам из Московского региона. На проданных властью городских участках сегодня красуются сетевые магазины «Пятерочка», «Дикси», «Верный», «Атак» и другие объекты. Часть пахотных земель выведенных покупателями под дачное строительство, перепроданы москвичам. Хитом всех дачных украшений стали поселки на Можайском водохранилище. Еще тысячи купленных пахотных гектаров продолжают зарастать сорняками и выросшими березками, там любители русских бань заготавливают веники. Власть не гнушалась продавать в Можайске даже те земельные участки, которые необходимо было зарезервировать для муниципальных нужд. В результате, когда область выделила денежные средства на строительство детского сада, свободных мест в центре города не осталось. Через несколько месяцев после прихода к власти команды Д. Белановича, жители района убедились в том, что они совершили очередную ошибку. Единственные, кто выиграл от прихода этой команды, так это те, кто на протяжении четырех лет поддерживал ее. Необходимо спросить у руководителя Можайского отделения партии «Единая Россия» Н. Зацепина, почему он вместе с партией не несет ответственности за многолетнюю поддержку команд В. Насонова и Д. Белановича. После досрочного ухода из власти Д. Белановича, Можайская фракция «Единой России» умудрилась предложить областному руководству заведомо слабую кандидатуру А. Черного. Их не волновало, сможет ли этот человек вытащить район из бездны. Они думали о том, как использовать власть, в первую очередь для преумножения своего богатства. На выборы команда шла одним блоком под флагом «Единой России», прикрываясь поддержкой Губернатора. Теперь и А. Черный, после двух с половиной лет бездействия, по предложению Губернатора отправлен в отставку. Однако фракция депутатов партии власти спокойно восприняла это решение. Благодаря депутатам от правящей партии за последние 15 лет до краха доведен самодостаточный район с когда-то развитым сельским хозяйством, промышленным производством, строительной индустрией. Какое унизительное состояние испытывают жители города Можайска, Города Воинской Славы, награжденного Орденом Отечественной Войны Первой Степени! Зацепин прекрасно справился для использования В. Насонова для решения своих задач. Не будучи прежде знаком с Д. Белановичем, он и к нему быстро нашел подход, располагая информацией, с какой целью тот поставлен на пост Главы Можайского района. А слабые места А. Черного были известны не только Зацепину, который его усиленно двигал, но и многим, кто знал его по предыдущим работам. Однако в сентябре 2013 года его навязали как кандидата от «Единой России»,вместе с командой Губернатора используя выборные махинации, протолкнули во власть. О том, как это происходило, я подробно описал в статье под заголовком «Такие выборы нам не нужны» в газете «Подмосковная правда» в №25 (856) от 30 апреля 2014 года. В ней приведены конкретные данные о допущенных нарушениях. В ходе той выборной компании «Единая Россия» во всеуслышание призывала к честным выборам, а ее участвовавшие в выборах представители, используя ресурсы подконтрольной либо купленной местной прессы, поливали грязью на страницах газет других кандидатов. Зацепин хорошо отблагодарил их и членов районной избирательной комиссии, одних по списку партии сделали депутатами, а других наградили должностями в районной администрации.
Сегодня стало привычным, что депутат Н. Зацепин вместе с Председателем Совета депутатов района Л. Афанасьевой снова занимаются реорганизацией власти. Толстый кошелек должен исправно работать. Вместо того, чтобы за допущенные провалы покинуть должность секретаря отделения партии «Единая Россия», сей господин с присущим ему ощущением вседозволенности продолжает проводить очередную реорганизацию властных структур района. Заметим, отнюдь неинтеллигентным или сколько-нибудь вежливым образом - оскорбляя на общественных слушаниях уважаемых в районе людей, тех, кто не согласен с его точкой зрения. В связи с внесенными поправками в 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и в соответствии с Законом МО №55 (2014-ОЗ), муниципальные органы власти должны привести свои Уставы в соответствие с утвержденными поправками. Как это происходит на примере Можайского муниципального района, можно убедиться, прочитав статью в «Подмосковной правде» №1 (984) от 14 января 2016 года под названием «Коммунальный рай» по-можайски», а также в №73 (983) от 24 декабря 2015 года под названием «Местное самоуправление загнали за Можай». Автор статей - депутат Районного Совета депутатов, первый секретарь Можайского РК КПРФ Ю. Гагамов. По самим заголовкам уже можно судить, что в районе происходит. Видимо, не сделав должных выводов из предыдущих ошибок, «единороссы» во главе с Л. Афанасьевой и Н. Зацепиным продолжают процесс по окончательному уничтожению исторического района. Под запланированные изменения в Устав района приступил к работе ставленник Губернатора Московской области А. Воробьева. Пока он исполняет обязанности первого заместителя Главы Можайского муниципального района. Не успел И. Поночевный приступить к работе, как стали известны факты по его предыдущей работе в Чеховском районе Московской области. Проработав в должности Главы Администрации Чеховского района меньше года, он вынужден был уволиться по собственному желанию, чтобы депутаты не уволили его по другой статье - «недоверие».
Районная власть быстрыми темпами пытается привести в соответствие Уставы всех муниципальных образований. Задача, поставленная Губернатором о сокращении расходов на содержание многочисленного аппарата чиновников, должна быть выполнена в кратчайшие сроки. Планируется упразднить сельские поселения, объединив их с Уваровским городским поселением и аналогично с Можайским городским.
Федеральному закону №131-ФЗ от 6 октября 2003 года более 12 лет. Что изменил он в жизни тех людей, для кого он разрабатывался? Ведь именно низовые, муниципальные органы власти ежедневно взаимодействуют с населением. Приблизилась ли власть к народу или, наоборот, отдалилась? Судя по тому, что произошло за период с начала 1990-х, потерь оказалось больше. Зачем затевалась реформа местного самоуправления, когда на смену небольшим по штату сельским администрациям с конкретными функциями, налаженной работой пришли громоздкие администрации поселений с переданными им хозяйственными функциями. В ряде структур финансов хватало только на выплату заработной платы штатным работникам. Попытка заигрывания с народом посредством раздела власти привела управленческие структуры на местах к параличу. Районы, которые самостоятельно решали вопросы содержания объектов ЖКХ, в настоящее время оказались недееспособными. С муниципального баланса на баланс областной забрали объекты ЖКХ (котельные, водозаборные узлы, инженерные сети, дороги). За три года поменялось несколько Управляющих компаний, предоставляющих услуги ЖКХ. Возникла полная «неразбериха» с оплатой – счета разделились, стало непонятно, какие услуги кому и куда оплачивать, что способствовало прямому воровству средств, изъятых у населения. Из районной структуры в соседний Наро-фоминский район передали больницы. Теперь руководство центральной больницы не имеет прямого выхода на Министерство Здравоохранения Московской области, а это создает большие неудобства, не давая возможности оперативно решать вопросы, касающиеся охранения жизни и здоровья людей. Упала заработная плата медперсонала. В то же время, вследствие централизованной реформы здравоохранения, проводится попытка интенсификации оказания медицинских услуг, как водится, в ущерб качеству: сокращен норматив приема больных - 10 минут вместо прежних 15. Похожая ситуация наблюдается и с образованием - нагрузка на педагогов школ увеличилась в 1,3 раза, а заработная плата не изменилась.
Администрация района лишилась права выдачи разрешений на строительство жилых домов и объектов соцкультбыта. Отобрали права предоставления земель гражданам из состава муниципальной собственности. Все эти вопросы сегодня необходимо решать в областных структурах. Промышленность района находится в упадке. Некогда крепкие промышленные предприятия испытывают большие трудности. На треть своей мощности работает Полиграфкомбинат, три дня в неделю работает Экспериментально-механическое предприятия. Без заказов пребывает Производственное швейное объединение. Два месяца стоит Комбинат железобетонных изделий. Молокозавод испытывает нехватку молока. Не обеспечены заказами строители.
В нелегких условиях, обусловленных мировым экономическим кризисом, немаловажную роль для развития регионов играет взаимодействие между Правительством области и муниципальными властями в районах. И в связке «Губернатор - Глава района» главная роль принадлежит Губернатору. Там где выстроены деловые партнерские отношения между ними, там видны отличия в развитии района. Что можно сказать об этих взаимоотношениях между В. Громовым и В. Насоновым? В начале работы В. Насонова на должности Главы района они были, если можно так сказать, конструктивными. С бюджета области были выделены средства на строительство ледового дворца и плавательного бассейна, на реконструкцию котельных и инженерных сетей, на капитальный ремонт лечебных учреждений. Затем отношения изменились, причиной чего явилось то, что Глава района, вопреки рекомендациям Губернатора, впустил в район аферную строительную корпорацию «Социальная Инициатива», от деятельности которой пострадали застройщики при строительстве многоквартирных домов. Последние три года нахождения у власти Губернатор не посещал Можайский район, даже тогда, когда Следственный Комитет возбудил уголовное дело по факту распродажи земель Бородинского Государственного военно-исторического музея-заповедника. В результате отсутствия внимания со стороны областных властей район потерял финансовую поддержку для решения важных вопросов. В целом, эпоха нахождения Б. Громова на посту губернатора запомнится большим строительством в районах дорогостоящих спортивных объектов, сворачиванием в области сельскохозяйственного производства, массовой распродажей земель, строительством крупных торговых центров, миллиардными хищениями бюджетных средств, коррупцией, убийством чиновников. Его предвыборные обещания выровнять заработную плату учителей, врачей с Москвой остались невыполненными. Не решена была проблема газификации села. Стоимость газификации индивидуального сельского дома в период правления Б. Громова возросла до 500 тысяч рублей. С молотка была распродана муниципальная аптечная сеть Московской области. Вначале она находилась в муниципальной собственности районов. По велению Губернатора она оказалась в собственности Московской области, затем была продана в частные руки. История бывшей Можайской муниципальной аптеки № 200 заслуживает описания. С передачей аптеки в частные руки новый владелец приступил к рокировке. Саму аптеку, услугами которой в основном пользовались пенсионеры, переселили на второй этаж, а первый отдали под сетевой магазин «Пятерочка». Подняться на второй этаж можно было только по наружной крутой лестнице. История стремительно нашла свой финал. Не потянув высокую арендную плату, руководство аптеки было вынуждено в срочном порядке искать другое помещение. Теперь онкологические больные вынуждены приобретать сильнодействующие обезболивающие препараты в соседнем Рузском районе, т.к. на новом месте, где расположена аптека, отсутствует оборудованное сигнализацией помещение. А сколько неправильных действий со стороны руководства области было допущено с реорганизацией ЖКХ. В начале правительство области принудили передать объекты инженерного обеспечения из районов в область, а затем их передали в трастовое управление непонятным управляющим компаниям. О чехарде с оплатой услуг уже упоминалось выше. В течение нескольких лет шла настоящая война между компаниями за право оказания услуг населению. В нынешней никому не известной управляющей компании ОАО «Финансово-проектная лизинговая компания», учредителем которой является Правительство Московской области, на обслуживании находится всего один Можайский район. У руководителя компании семь замов с зарплатами 160 тысяч рублей, да и у самого 200 тысяч.
В районной общественно-политической газете Можайского муниципального района в №8 (13340) от 3 февраля 2016 года под названием «Стратегия перемен» Губернатор А. Воробьев подвел итоги и обозначил планы на будущее. Разумеется, речь идет о Московской области. В комментарии И. Брынцалова, Председателя Московской областной Думы, сказано: «Выступление Губернатора подтвердило: мы находимся в том положении, когда больше говорится уже не о проблемах, а достижениях и планах». Наверное, все мы хотим, чтобы так оно и было, но реалии жизни воочию преподносят нам другое. Когда А. Воробьев заступил на должность Губернатора, он приезжал в Можайский район и встречался с народом. Это было в июне 2003 года, в ДК г. Можайска. Много вопросов было по работе котельной Полиграфического комбината. Люди волновались, что котельная перегружена и не сможет потянуть строящиеся в это время плавательный бассейн, детский сад и жилой дом. В присутствии 500 с лишним человек Губернатор заверил жителей, что в 2014 году для отопления строящихся объектов будет построена новая котельная. На самом деле построенные в настоящее время объекты были подключены к старой котельной. Другой пример: В период выборной компании 2013 года Правительством Московской области принята Программа «Развитие газификации в Московской области до 2017 года». По программе газификации населенных пунктов в Можайском муниципальном районе должны были к концу 2013 года построить и ввести в эксплуатацию следующие объекты: газопровод к центральной усадьбе АО «Юрловский» с. Сокольниково сельского поселения Юрловское; газопровод к центральной усадьбе АО «Ивакино» д. Ивакино сельского поселения Юрловское; газопровод к д. Грибово сельского поселения Порецкое.
В 2014 году должны были газифицировать: д. Шаликово сельского поселения Спутник; с. Поречье сельского поселения Порецкое.
До сих пор перечисленные населенные пункты не подключены к природному газу. По той же программе в 2013 году планировалось ввести два детских дошкольных учреждения, в городе Можайске и в городском поселении Уваровское. Начался 2016 год, объекты не введены в эксплуатацию. Дети, не дождавшись мест в садах, вынуждены, минуя их, напрямую идти в школу. К сожалению, никто не понес ответственности за срыв Правительственной программы.
Знакомясь с итогами прошедшего периода и окунаясь в действительность происходящего в Можайском муниципальном районе, наблюдая, как на последнем издыхании работают промышленные предприятия, лежит на боку село, загибается малый и средний, бизнес, задаешься вопросом: неужели чиновники не видят всего этого, выставляя действительность в радужном свете!?
Что же принесла реформа местной власти в соответствии с Федеральным Законом №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»?
1. Закон не приблизил власть к народу. Народ не ощутил себя в качестве причастного к управлению территорией, где он проживает.
2. Закон вывел из-под контроля нижестоящие структуры муниципальной власти. Нарушена вертикаль власти. Увеличились расходы на содержание власти. Массовые принятия некомпетентных решений. Коррупция в больших масштабах.
В своем выступлении на Генассамблее ООН, говоря о вторжении войск западной коалиции на Ближнем Востоке, Президент РФ обратился к западным партнерам с эмоциональным вопросом: «Вы хоть понимаете теперь, чего вы натворили?».
Так и хочется, в свою очередь, адресовать аналогичный вопрос Верховной власти РФ: Вы понимаете, что натворили с 131-ФЗ и кто должен ответить за его провал?