Известия об очередных выходках работников коллекторских агентств, поступающие из разных уголков нашей страны, появляются настолько часто, что стали уже до некоторой степени обыденными и повседневными. Но произошедшая трагедия в Ульяновске, где специалисты по выбиванию долгов едва не сожгли заживо двухлетнего ребенка, по-настоящему шокировала общество и всерьез приковала внимание к проблеме истребования денег с должников. Видимо, поистине ужасающая история о том, как ульяновский коллектор из-за долга в несколько тысяч рублей забросил бутылку с зажигательной смесью в окно жилого дома, в результате чего малыш получил ожоги около 50% тела, настолько перешла все границы разумного, что подтолкнула даже власти обратить, наконец, внимание на эту давно назревшую проблему. В результате вновь активизировались работы над законопроектами о коллекторской деятельности, и есть основания рассчитывать, что в скором времени такой закон все-таки будет принят.
Надо сказать, что вопрос приведения деятельности коллекторов в правовое поле возник уже давно. Далеко не самые цивилизованные рыночные отношения, развивавшиеся в нашей стране в условиях «дикого капитализма» после развала СССР, породили и соответствующие методы «выбивания долгов». А возникший в «нулевые» годы бум кредитования физических лиц неизбежно привел к большому числу просрочек а, соответственно, и развитию рынка так называемых коллекторских услуг.
И сразу же появились многочисленные жалобы на действия коллекторов, сформировалась судебная практика по оспариванию их действий, многие заговорили о необходимости урегулировать этот вопрос законодательно. Но власть предпочитала эту проблему не замечать. Различные законопроекты, направленные на урегулирование коллекторской деятельности, вносились на рассмотрении Госдумы неоднократно. Но ни один из них до сих пор так и не воплотился в жизнь.
Но давайте задумаемся, только ли в отсутствии специального закона кроется проблема коллекторского беспредела? Ведь и сейчас основные претензии граждан к коллекторам заключаются вовсе не в том, что их работа не прописана в законе каким-то особым образом, а в грубых нарушениях уже существующих норм. В том числе уголовных.
И тут нужно вспомнить о том, что отсутствие специальных норм о коллекторской деятельности, конечно же, не означает, что эта деятельность не должна соответствовать общим требованиям закона, обязательным для всех. И именно с этим, как показала жизнь, у коллекторов дела обстоят не всегда гладко. Практически все наиболее резонансные и дерзкие выходки коллекторов, о которых нам приходится слышать, прекрасно описываются такими статьями Кодекса об административных правонарушениях как мелкое хулиганство, оскорбление, или статьями Уголовного кодекса о самоуправстве, вымогательстве, угрозе убийством, клевете, хулиганстве, вандализме. А это уже прямая компетенция правоохранительных органов, которые уже и так наделены всеми необходимыми полномочиями для борьбы с преступностью. Вот только, как показывает практика, по отношению к коллекторам эти полномочия они реализуют не очень активно. Случаи дерзких бесчинств коллекторов исчисляются сотнями и тысячами, а количество возбужденных по этим фактам уголовных дел – единицами! Как тут не вспомнить о том, что среди коллекторов велик процент бывших работников силовых структур?..
Конечно, принятие закона о коллекторах необходимо, но одновременно с этим было бы неплохо добиться неукоснительного соблюдения уже существующих законов. Именно в этом направлении кроется значительный потенциал государственных органов по избавлению населению от беспредела коллекторских агентств. Ведь если бы во всех случаях грубых, преступных нарушений прав граждан возбуждались уголовные дела, а виновные привлекались к ответственности, то и сами коллекторы, утратив чувство безнаказанности, отказались бы от своих бандитских методов работы. А когда коллекторы действуют в рамках закона, то и эффективность их деятельности оказывается весьма невелика, что ставит под вопрос и саму рентабельность такого бизнеса.
Остается надеяться, что после резонанса, вызванного трагическим случаем в Ульяновске, закон о коллекторах будет, наконец, принят. И если у нынешнего правительства пока не хватает политической воли для того, чтобы этим законом полностью запретить коллекторскую деятельность, то он, по крайней мере, наложит на нее строгие и недвусмысленные ограничения. Но одновременно с этим необходимо позаботиться и о повышении качества исполнения законов, когда речь идет о коллекторской деятельности. Ведь и сейчас никто не дает право коллекторам либо иному лицу кидать бутылку с зажигательной смесью. Поэтому если в отношении коллекторов не будет действовать принцип неотвратимости наказания, то никакие, даже самые лучшие законы сами по себе не исправят ситуацию.