23 марта 2016 года в Московской областной Думы состоялось заседание Координационного Совета депутатов-коммунистов Московской области. В обсуждении эффективных решений проблем, возникающих при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, принял участие депутат Мособлдумы Наталья Еремейцева.
15 марта в Балашихе по настоянию депутатов-коммунистов Московской областной Думы власти провели круглый стол «О практике проведения капитального ремонта многоквартирных домов на территории Московской области». В итоговой справке отражено, что в 2015 году был проведен 4291 ремонт. Непонятно, вошли ли в этот перечень 844 дома, ремонт в которых был запланирован ещё в 2014 году и перенесен на 2015 год. А вот количество ремонтов, перенесенных с 2015 года на 2016 год уже было втрое больше – 3005. То есть, судя по этим цифрам, 41% работ вообще не был выполнен. Денег, собранных в Фонд от граждан, было потрачено 7,3 млд рублей, что составляет 64%. На счету Фонда осталось 4,4 млд рублей – 36%.
Конечно, эти показатели значительно лучше, чем озвученные зампредом Правительства РФ Дмитрием Козаком: из 97 миллиардов собранных по России средств на капремонт, израсходовано 27 миллиардов, чуть больше четверти. Однако, учитывая, что в области потрачено две трети из собранных средств, надо признать, что сработали мы лучше. Но в целом план сорван, и это очевидно, тем более, что подтверждается информацией, просочившейся в СМИ, например, в Электроуглях не было отремонтировано ни одной крыши из 14, в Подольске программа была выполнена на 55%, в Климовске намного меньше, сорвана программа капремонта в Звёздном городке и т.д.
В Московской области вообще не были проведены такие виды работ, как ремонт шахт лифтов, хотя в плане был заявлен ремонт 46 шахт, не выполнен ремонт ни одного из 343 фундаментов, ремонт внутренних инженерных систем выполнен чуть больше чем на четверть – 305 из 1110. Крыш удалось отремонтировать 1467: 775 ремонтов перенесены на 2016 год. Единственно, в чём удалось добиться прорыва, так это в ремонте лифтов. Всего за 2015 год было замено 2137 лифтов. На замену лифтов было истрачено 45% из освоенных на капремонт средств Фонда капитального ремонта.
Как считают выступившие на круглом столе представители муниципалитетов, первая и самая главная причина срывов работ – несвоевременная и некачественная подготовка проектно-сметной документации. Отставание в подготовке проектно-сметной документации привело к тому, что многие конкурсы в прошлом году проводились в августе-сентябре, подрядчики приступили к работам в октябре. Немало прозвучало претензий и на качество работ. Появились недобросовестные подрядчики. На некоторых работах подрядчиков приходилось менять до трёх раз! Зафиксированы случаи – в Балашихе, Люберцах – когда при проведении ремонта крыш существенный ущерб из-за заливов был нанесён всему дому и многим квартирам. Теперь убытки, понесённые жителями, придётся возмещать Фонду капитального ремонта.
Какие меры были приняты Правительством области, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Во-первых, Фонд капитального ремонта был переведён из ведения Министерства строительного комплекса в ведение Министерства ЖКХ Московской области. Во-вторых, будет максимально усилен контроль за сроками и качеством ремонта. Уже создано государственное хозрасчетное предприятие – инспекция по обследованию домов и контролю при приемке работ. Проведены конкурсы для подбора независимых экспертов. Усиливается роль общественного контроля: в приемке работ обязательно должны участвовать жители многоквартирных домов и представители управляющих компаний. В планах правительства области на 2016 год – проведение ремонта в 2391 доме, из них в 553 многоквартирных домах будет проводиться комплексный капитальный ремонт, включающий три и более вида работ. Поставлена также задача по возможности проводить капитальный ремонт синхронно с текущим ремонтом. Московская областная Дума внесет в перечень работ по капремонту ремонт балконов, внутренних газопроводов, индивидуальных тепловых пунктов, в том числе - пристроенных крышных котельных. Необходимо рассмотреть вопрос о возможности включения в капремонт установку общедомовых приборов учета энергоресурсов. Поддерживая эти меры, тем не менее мы, коммунисты, будем настойчиво предлагать, чтобы в проведении капремонта участвовал областной бюджет. Так, правительство Москвы выделит на капремонт многоквартирных жилых домов не менее трети от заявленных объемов – 15 миллиардов рублей из 48. Мы также будем настаивать на этом. И второе. Мы будем требовать, включения платы за капремонт во все платежи населения за жилищно-коммунальные услуги, учитывающиеся при начислении субсидий гражданам, если эти платежи выше 22 процентов от дохода семьи. В долгосрочной перспективе КПРФ должна заявить гражданам, что при смене социально-экономического курса государство возьмет все расходы на ремонт домов, построенных до 1991 года, на себя. Это, кстати, следует и из закона «О приватизации», который нынешним либеральным правительством не выполняется. Что касается домов, построенных после 1991 года, то даже и сегодня может быть предложен иной подход, и он является единственно справедливым и правильным: сначала ты получаешь капремонт (оплаченный в кредит под гарантии государства), а потом 25 лет платишь немного больше за ЖКХ, живя в нормальном отремонтированном доме, а не как сейчас — сначала 25 лет платишь, а потом ищешь ветра в поле. То есть как положено: сначала получаешь услугу, потом оплачиваешь её.