Люди, не боящиеся высоты, сумасшедших скоростей, рискованных трюков всегда вызывают восторг и восхищение. Поэтому на встрече со Светланой Евгеньевной Савицкой - первой в мире женщиной, вышедшей в открытый космос - я не могла не высказать заслуженные слова признания в ее адрес. Но моя собеседница пресекла комплементы на корню, попросив лучше задавать вопросы.
Она знает о своих заслугах, но не позволяет почивать на лаврах, когда в ее знаниях и опыте нуждается страна. Сейчас у нее не менее ответственная работа. Вот уже много лет Савицкая является депутатом Государственной Думы от партии КПРФ. Даже при кратковременном знакомстве, чувствуется, что это очень умный, проницательный, конкретный и обязательный человек.
- Сначала от лица наших читателей хочу поздравить Вас с Международным Днем авиации и космонавтики. Первое, о чем хочется спросить: чем для вас является праздник 12 апреля? Какое значение вы ему придаете?
- День космонавтики - для послевоенного поколения это, конечно, ярчайшее событие! У наших отцов и дедов - самым значимым был День Победы, а для нас - первый полет человека в космос, начало новой истории в развитии человечества. Хотя, по правде говоря, космическая эра началась намного раньше - 4 октября 1957 года, когда полетел первый спутник. Для меня также профессиональным праздником является еще и 18 августа - День авиации, раньше он назывался Днем Военно-Воздушного флота. Мы - летчики - по-прежнему в этот день всегда поздравляем друг друга.
- Знаю, что в свое время готовился полет чисто женского экипажа. Почему он не состоялся?
- Да, почти год мы к нему готовились. Были люди, которые не верили в такую возможность и пытались ставить палки в колеса, но полет не был реализован в силу других причин. Сначала возникли проблемы у экипажа, к которому мы должны были прилететь. Во время пребывания в космосе у его командира вскрылась болезнь, о которой он умолчал перед стартом. Его пришлось в срочном порядке отправлять на землю. Это был срыв запланированной программы. Потом, после того, как космонавты вернулись, вообще, случилась критическая ситуация. По ошибке кого-то из центра управления станция «Союз-7» оказалась фактически мертвой: она была обесточена, разморожена, не реагировала ни на какие команды с Земли. Летала какое-то время в беспилотном режиме. В срочном порядке был сформирован экипаж Джанибеков-Савиных, которым была дана команда попытаться «реанимировать» станцию. Это была сложнейшая экспедиция, но с успешным финалом. Столько сил, и средств на это было потрачено! Естественно, все, запланированные полеты были сдвинуты. Ну, а потом сначала заболел, а вскоре умер руководитель комической программы Валентин Петрович Глушко, который и вышел с инициативой чисто женского экипажа. А кроме него никто не захотел этим заниматься.
Светлана Евгеньевна Савицкая - летчик-испытатель, космонавт, депутат Госдумы. Единственная женщина - дважды Герой Советского Союза за всю историю СССР.
В 22 года Светлана выиграла первенство мира по высшему пилотажу на поршневых самолетах. Установила 3 мировых рекорда по парашютному спорту в групповых прыжках из стратосферы и 18 авиационных рекордов на реактивных самолетах. Всего ей пришлось летать на 20 типах самолетов. На учебно-боевом МиГ-25ПУ установила 4 женских рекорда высоты и скорости полета.
- В одном из своих интервью, вы сказали, что «космонавтика - это будущее нашего человечества, всей земной цивилизации». Сейчас в России достаточно ли выделяется средств на космические исследования, чтобы мы как раньше были «впереди планеты всей»?
- Я бы не сказала, что в космической отрасли Россия уж очень отстает. Мы по-прежнему конкурируем с американцами. В чем-то они впереди, в чем-то мы, идем примерно параллельно, только разными путями. Если взять, например, пилотируемую космонавтику, то только мы имеем сейчас возможность доставлять космонавтов на орбиту. И в оборонной сфере наша страна тоже на высоте. Конечно, мы сейчас на таком уровне за счет потенциала, наработанного в прошлом. Потому что потеряли кадры, культуру и технологию производства, существует дефицит ответственности, структурные недоработки…
- В прошлом году произошло объединение Военно-воздушных сил и Войск воздушно-космической обороны. Вы, как заместитель председателя комитета Госдумы по обороне, можете оценить: насколько было эффективным это решение?
- Разговор об этом шел давно. Объединили два самодостаточных хорошо развитых рода войск. В области управления, стало, я думаю, проще. Хотя оценки давать пока рано, так как еще и года не прошло. Но операция в Сирии, в которой принимали участие военно-космические войска, была довольно успешной. Да, были недостатки, и хорошо, что они вскрылись, потому что одно дело применять знания и навыки на учениях, а другое - в реальной боевой ситуации. Это бесценный опыт. Главное, чтобы им сейчас грамотно и эффективно наше командование воспользовалось.
- Где Вы ощущали больший груз ответственности: выполняя задания во время полетов или работая над принятием законов в Государственной Думе?
- Это совершенно разные вещи. Вообще, у всех, кто профессионально работает, ответственность должна быть в крови. Если ты - летчик-испытатель или космонавт - должно быть понимание, что ты находишься на вершине пирамиды, которую построили сотни тысяч людей, в частности все, кто проектировал и делал корабль или самолет. Это заставляет быть пунктуальным, педантичным, четко знать и выполнять поставленную задачу... Ведь непрофессионализм пилота может скомпрометировать хорошую идею и такие случаи бывали. Если ты совершил какую-то ошибку, во-первых, ты сам можешь пострадать, а во-вторых, пойдет насмарку труд сотен тысяч людей.
А в Думе ответственность другая: моральная, общественно-политическая. Мы, коммунисты, в условиях засилья одной партии, пытаемся добиваться правильных решений путем переговоров, поиска сторонников… Не всегда это получается. Единороссы своим большинством принимают решения, идущие во вред и народу и стране в целом. А потом спешат переложить ответственность на других. Это, кстати, характерная черта и последних правительств, с подачи которых принимаются какие-нибудь бездумные решения, народ начинает возмущаться (доходит до митингов и перекрытия дорог), а правительственные чиновники заявляют: мол, мы здесь не причем, это Дума приняла. И нам, коммунистам, тоже начинают предъявлять претензии, хотя закон большинством голосов «продавили» единороссы. Я не считаю их правящей партией, эта ручная партия.
- Вы всегда открыто и резко критикуете власть. Трудно ли быть в оппозиции? Вас не пытались как-то дискредитировать, подкупить, чтобы вы заняли иную точку зрения?
- Подкупить не пытались, потому что они знают, что это бесполезно. А дискредитация политических противников всегда применялась в политической борьбе. Но мне, честно говоря, все равно. Конечно, если бы не критиковала, была, наверное, в шоколаде, как некоторые наши советские функционеры, бывшие члены ЦК КПСС…
- А знаю, что в рядах единороссов есть и космонавты. А ведь именно при коммунистической власти они стали известными и уважаемыми людьми…
- Это их личное дело. Бывает, что известные, всего достигшие во времена СССР люди, начинают негативно отзываться обо всем советском. Это называется нечистоплотность и непорядочность. Если тебе не нравиться, как когда-то было, то ты хотя бы не гадь, не поливай грязью то, чему ты когда-то служил, за что «глотку драл»… Непорядочные люди были всегда. Но раньше в обществе ценились высокие нравственные, человеческие качества, тем более у известных людей. А при нынешней власти: ей хоть плюнь в глаза - все божья роса. Журналисты вскрывают вопиющие факты про некоторых чиновников, а они ходят гоголем и хоть бы что.
- Да, грустно это осознавать…
- Знаете, что Карл Маркс сказал: «Жизнь - это борьба». Так что будем бороться дальше.
- В последнем созыве в ряды думских коммунистов влилось много новых лиц, таких как, к примеру, председатель Комитета по земельным отношениям и строительству Алексей Русских. Как вы оцениваете работу ваших молодых коллег?
- Ну, не такие уж они и молодые (всем за тридцать). Они достаточно зрелые, опытные, состоявшиеся, с определенным багажом знаний. Довольно быстро вошли в курс дела думской «кухни». Ведь в Думе своя специфика работы. Нужно уметь работать с бумагами, уметь взаимодействовать с органами власти, иметь понимание о возможностях депутата. «Молодые» депутаты, на мой взгляд, гораздо быстрее, чем люди старшего возраста, все схватывают, более склонны к обучению.
- С приходом новых лиц КПРФ заметно омолодилась…
- Да. Это раньше считалось, что Компартия - это партия пенсионеров. А сейчас, к сожалению, некоторые пенсионеры голосуют за «Единую Россию»: пенсию вроде платят, ветеранам льготы дают, пусть и маленькие. Власть этим умело пользуется, с ветеранскими организациями стала активно работать. И сейчас отнюдь не пенсионеры - основная масса избирателей Коммунистической партии. Сегодняшний наш электорат - это люди думающие, умеющие анализировать, имеющие свой взгляд на жизнь, которых не проведешь пропагандой по телевизору и интернету. Такие люди есть и в бизнесе, и в науке, и в искусстве… Они не поддаются штампам, умеет самостоятельно мыслить.
Уже который год нам про кризис рассказывают. Хотя давно можно было бы из него выйти. Коммунисты в Думе никогда не занимались враньем, не обещали манны небесной. Если бы у нас в Думе было большинство, сейчас бы в нашей стране была другая экономическая политика, у народа было бы другое общественное и социальное самочувствие…