Прошли праздничные дни, когда страна отметила годовщину Великой Победы. Мы видели воодушевление, патриотический подъём, гордость за великое прошлое, многомиллионный марш Бессмертного полка. С другой стороны, несмотря на все красивые слова руководителей страны, реальность такова, что власть экономит на детях войны, до сих пор не может обеспечить оставшихся немногочисленных ветеранов достойными жилищными условиями.
И, конечно, не может не возмущать замалчивание того факта, что именно социалистическая плановая экономика, проводимая социальная, национальная политики стали залогом победы советского народа, руководимого коммунистической партией, в Великой Отечественной войне. Безусловно, одной из ключевых составляющих нашей победы стала созданная в стране система образования и воспитания молодого поколения.
Поэтому со всей очевидностью, можно констатировать, что фальсификация истории, против которой вроде бы выступает власть, на самом деле ею же и проводится. В первую очередь это касается истории СССР.
Здесь одним из ключевых моментов является стремление стереть из народной памяти знаменательные даты советской истории, заменив их новоиспечёнными поводами для празднований. Великой Октябрьской социалистической революции противопоставляется День народного единства. В этом же русле и назначение именно на 19 мая, День пионерии, первого съезда Российского движения школьников.
Указ о создании общероссийской детской организации президент подписал в конце прошлого года. О необходимости её создания на протяжении многих лет говорили все искренне болеющие за будущее страны люди. И большинство россиян (по опросу ВЦИОМ – 85%) считают, что единая детская организация необходима.
Российские социологи, исследуя детские общественные организации, отмечают, что их участники выделяются на фоне сверстников своей общественной активностью и оптимизмом, стремлением к конструктивной деятельности, имеют более зрелый и ответственный взгляд на решение современных проблем.
Но участвуют в деятельности детских общественных организаций, по различным оценкам, не более 10% детей. В то же время исследования показывают, что уже в среде 13–14-летних подростков обнаруживается социальное отчуждение. Оно проявляется в нежелании участвовать в общественной жизни, принимать на себя ответственность за общие дела, в недоверии к организованным структурам в детской среде и государству, в эгоцентризме, социальном инфантилизме и социальном пессимизме.
Создание Российского движения школьников вроде бы и должно преодолеть эти негативные явления. Ведь, как следует из Указа, детская организация создаётся с целью воспитания подрастающего поколения и содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
Никто не будет отрицать, что к нашим традиционным ценностям относятся патриотизм, уважение к старшим, вежливость и отзывчивость, стремление к справедливости и др.
Но как совместить в сознании ребёнка патриотизм и коррупцию, нищенские пенсии бабушек, мизерные зарплаты родителей, коммерциализацию общего и дополнительного образования? Свести патриотизм к принятию всего имеющего место быть в стране, или к победам любимой футбольной команды, или к преданности к президенту страны? Как совместить уважение к старшим и отзывчивость с культивируемым индивидуализмом, разгулом пошлости и разврата на просторах интернета и СМИ? О какой справедливости может идти речь при существующем в стране диком социальном расслоении?
Итак, не будет ли слишком большим диссонанс между ценностями, в соответствии с которыми должны формироваться подростки, с тем, что они видят в реальной жизни?
Жизнь доказывает, что жизнеспособное объединение возможно только вокруг значимого дела. Главная идея, которая лежала в основе работы пионерской организации – посильное участие детей в общем труде по улучшению жизни народа. Пионеры участвовали в борьбе с беспризорностью и неграмотностью, собирали средства на займы индустриализации, книги для библиотек в сельских школах, участвовали в тимуровском движении, работали на фабриках и заводах во время войны, оказывали другую посильную помощь фронту, собирали металлолом и макулатуру. Пионерская организация являлась действительно первой школой гражданственности, ответственности, патриотизма, самостоятельности, творчества для миллионов советских людей.
Какое «значимое дело» можно найти для современных подростков и чему оно будет учить? По словам главы Росмолодёжи С.Поспелова основными направлениями деятельности Российского движения школьников станут волонтёрская работа, краеведение, экологическая работа, работа со средствами массовой информации и др. И работа эта научит, по словам министра образования Д.Ливанова «многим практически важным вещам – лидерству, способности работать в команде, реализовывать совместные проекты».
Согласно официальным заявлениям, для школьного движения будут характерны деидеологизация и деполитизация. Со времён перестройки под призывами к деидеологизации и деполитизации, как правило, имеется в виду освобождение от идеологии и политики советского времени. Отсутствие государственной идеологии, прописанное в Конституции, не мешает насаждению либеральных идей и практик во все сферы жизни. И вопросы краеведения и экологические, да и все другие требуют определения приоритетов, методологической базы, а это немыслимо без идеологии. Значит все разговоры про деидеологизацию – пустой звук. Вот только какие идеи будут вкладываться молодому российскому поколению, под какой заказ будет проходить их формирование?
Современное российское общество расколото. Особенно труднопреодолимая пропасть выросла между бедными и богатыми россиянами. Проведённый в 2011 году опрос показал значительное расхождение в воспитательных практиках в семьях разного социально–экономического статуса. Например, посоветовали бы своим детям стать членами военно–патриотических объединений 29% всех родителей. Но в семьях с низким уровнем дохода приветствуют такие объединения уже 64%. Не приветствуют участие своих детей в организованной трудовой деятельности 94% людей с высоким уровнем дохода и все опрошенные с очень высоким уровнем дохода. Как в этих условиях найти общее значимое дело?
Принципиальным отличием советской пионерской организации и создаваемого движения является то, что пионерия – это социальное творчество масс, что называется, инициатива снизу. Тогда как школьное движение – это властный проект, спускаемый сверху. Может именно поэтому, несмотря на то, что, более 80% населения высказываются за необходимость всероссийской детской организации, создание Российского движения школьников в целом поддерживают около 60% россиян.
И вроде бы правильная и долгожданная идея детской организации в современных реалиях вызывает больше вопросов, на которые трудно найти ответы. Например, кроме выше обозначенных, такие.
Если взять аналогию с пионерским движением, то его успех во многом зависел от целеустремлённых, полных энтузиазма пионервожатых. Где взять вожатых для школьного движения сейчас, кто и как их будет готовить, условия работы, зарплата – возникают эти и другие вопросы.
И совсем грустный вопрос – на создание и развитие Российского движения школьников будут выделены бюджетные средства, передано имущество – как эти средства будут использованы? Пойдут ли они на зарплаты новых чиновников, зарубежные поездки для овладения опытом, финансирование слётов и форумов, типа Селигерского, или на поддержку бесплатных, доступных максимальному количеству ребят новых домов пионеров и оплату работы вожатых? И сколько вообще средств дойдёт до целевого получателя?
Ответы на все эти вопросы действительно трудно найти в системе господствующих в настоящее время в России общественных отношений. Но ответы легко находятся при смене курса. Только социализм, когда граждане, а не кучка олигархов, являются хозяевами природных и экономических богатств страны, когда устанавливается истинное народовластие, устраняется социальное отчуждение, слово не расходится с делом может на деле обеспечить решение «детских» проблем.