9 июня в Московской областной Думе (далее – Дума) состоялись общественные слушания по проекту закона «Об исполнении бюджета Московской области за 2015 год». Основные данные привёл в своём докладе министр финансов Московской области Антон Котяков. Он в частности сообщил, что доходы областного бюджета были выполнены на 99,4% и составили 393,1 млрд. рублей (рост на 7,6% по сравнению с 2014 годом). Исполнение расходной части составило 88% – 392,7 млрд. рублей. В выступлении председателя Контрольно-счётной палаты (КСП) Московской области Татьяны Крикуновой было указано на ряд недоработок при исполнении бюджета, в том числе отмечено, что освоение средств по 16-ти областным государственным программам составило 88 % и ни по одной из них не было полного использования выделенных средств.
В ходе обсуждения доклада участники слушаний имели возможность задать интересующие их вопросы руководителям ведомств по представленной информации. В выступлениях представителей муниципальных образований затронуты проблемы межбюджетных отношений муниципалитетов и региона.
Точку зрения депутатов-коммунистов по теме слушаний по поручению руководства нашей фракции изложил в своём выступлении помощник депутата Наумова А.А. Александр Дегтярёв. Им в частности было отмечено, что 16 июня на очередном 170-м заседании Думы будет рассматриваться проект закона Московской области № 235па «О внесении изменений в Закон Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», который был внесен в качестве законодательной инициативы фракции КПРФ еще в 2010 году, в период полномочий Думы IV созыва. Проектом закона предусматривается установить ежемесячную денежную выплату в сумме 500 рублей жителям Московской области, имеющим трудовой стаж от 45 до 50 лет, но не отмеченным государственными наградами и не имеющим права на получение иных мер социальной поддержки. Численность таких граждан в области составляет около 20 тыс. человек и для реализации предлагаемого законопроекта необходима сумма около 120 млн. рублей.
Каждый год в течение четырёх предшествовавших лет, в том числе в 2014 году, когда обсуждался проект бюджета 2015 года, исполнение которого обсуждалось на слушаниях, фракция обращалась в профильный Комитет Думы по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики, а через него – в областное Министерство финансов запланировать эти небольшие, но очень важные для людей расходы. Но наши просьбы изыскать возможность выделения указанной суммы в разделе «Социальная политика» для реализации нашего законопроекта каждый раз натыкались на отказ областного правительства и Минфина по причине, якобы, отсутствия лишних средств.
И вот когда пришло время отчета об исполнении бюджета 2015 года, выяснилось, что ни одна госпрограмм Московской области не выполнена по расходам в полном объеме, о чем говорила в своем выступлении председатель КСП Крикунова Т.М. В частности, из пояснительной записки к обсуждаемому проекту закона следует, что остатки неиспользованных средств по конкретным госпрограммам составляют: «Эффективная власть» – 2,883 млрд. руб. (освоено 89% к плану), «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» - 2,334 млрд. руб. (69,3%), «Спорт Подмосковья» - 1,316 млрд. руб. (80,8%), «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» - 29,503 млрд. руб. (71 % к плану). Всего только по четырём указанным госпрограммам (из 16-ти) неиспользованные остатки средств бюджета 2015 года составили более 36,0 млрд. руб. Но при обсуждении проекта этого бюджета в 2014 году Минфин не смог, вернее, как стало ясно, не захотел выделить всего 120 млн. руб. для реализации нашей законодательной инициативы, хотя фракции КПРФ указывала источник этого финансирования – за счет сокращения расходов (оптимизации) по некоторым из упомянутых госпрограмм. Хотя как оказалось, неэффективность, необоснованность планирования, избыточность финансирования большинства этих госпрограмм в 2015 году теперь становится очевидной для любого объективного эксперта.
Такая же история повторилась в прошлом году, когда обсуждался проекта закона Московской области «О бюджете Московской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». И хотя неиспользуемые остатки госпрограмм будут и в этом году составлять миллиарды рублей, снова Минфин не пожелал найти средства, эти жалкие крохи всумме 120 млн. рублей для законопроекта КПРФ, даже не пытаясь сократить, «ужать» лишние, избыточные, неэффективные расходы по этим программам, о чем просила фракция КПРФ и что показывают слушания по бюджету 2015 года.
Отсюда следует очевидный вывод, что когда Минфин разрабатывает проект бюджета области на очередной период, все запросы чиновников, формирующих госпрограммы, выполняются безоговорочно и в заведомо избыточном объеме, о чем говорит их выполнение на 88% в этом году и миллиарды неиспользованных средств. Когда же фракция КПРФ просит учесть свои очень умеренные предложения по финансированию наших законопроектов, нам говорят, что денег нет. Но этим словам доверять нельзя. Дело, как теперь стало ясно, не в отсутствии денег, а в отсутствии политической воли тех представителей власти, кто принимает решения. И предстоящее рассмотрение законопроекта КПРФ на заседании Думы покажет, сможет ли правящая партия выйти из привычной колеи.
Подводя итоги слушаний, первый заместитель Председателя Мособлдумы Сергей Юдаковуказал на важность проведения таких мероприятий и отметил, что все выявленные недостатки и прозвучавшие предложения, касающиеся, прежде всего, расходной части, будут учтены в дальнейшем в совместной работе Правительства области и Думы.
Что здесь сказать? Будем надеяться, что это будет относиться и к законодательным инициативам, вносимым фракцией КПРФ.