В 2016 году 34 014 выпускников сдавали ЕГЭ в Подмосковье. И хотя эта форма проверки знаний действует уже более 10 лет, проблем с ней не становится меньше. В чем основное противоречие экзамена, объяснила доктор педагогических наук, профессор, проректор Института непрерывного образования Ирина Анатольевна Тютькова.
Несмотря на то, что единый государственный экзамен уже много лет как не новость для выпускников и абитуриентов, процесс его сдачи не отлажен до конца. Одновременно выпускной и вступительный, этот формат не является в итоге полностью подходящим ни для школы, отказываясь учитывать данные аттестата ребенка и его индивидуальные особенности, ни для конкретного вуза с его специфическими требованиями.
Специалисты отмечают, что главная проблема заключается в несоответствии формата экзамена всему остальному обучению. Наша школьная система реализует личностно-ориентированный подход к ученику, а проверка знаний получается совершенной иной - унифицированной. В итоге дети оказываются не готовы к подобной форме экзамена и не показывают максимум своих знаний. А о том, какие «нервы» сопутствуют подобным мероприятиям и говорить нечего. Особенно у тех, кто и так находится в заведомо более сложных условиях: речь идет о детях с ограниченными возможностями. Экзамены у них должна принимать комиссия, которая приходит к ребенку на дом. Очень травмирующая ситуация, когда твой дом из надежного убежища вдруг превращается в испытательный полигон.
Экзамен - часть процесса обучения. Никогда ранее он не ассоциировался с обысками, камерами слежения и унижениями. Говоря о ЕГЭ, чиновники подчеркивают, что экзамены пройдут в 258 пунктах, все из которых оборудованы металлоискателями, системами подавления сотовой связи и видеонаблюдения.
Получается, все силы образования брошены на слежку за детьми. О том, как меняется программа, насколько легче или труднее стали вопросы и каков уровень знаний выпускников никто не говорит. Гораздо важнее вовремя подавить звонок мобильного телефона. На это уходят деньги налогоплательщиков - немалые, при таком-то оборудовании - и усилия ума организаторов. И, кстати, дети все равно ухитряются нарушать правила.
На ЕГЭ работает и Министерство образование, и Рособрнадзор, и различные центры подготовки контрольно-измерительных материалов. Плюс к этому каждый субъект федерации тоже затрачивает массу усилий и средств на этот экзамен. Соответственно, расходы весьма велики.
ЕГЭ заставляет нас все раньше и раньше выбирать профиль обучения. Уже с 5 класса во многих школах начинается то или иное «углубление». А ведь любая специализация означает потерю общих базовых знаний. Кроме того, ранний выбор зачастую может стать ошибочным. В итоге мы получаем студента, которому не нравится его специальность, он не собирается работать по профессии и, выходит, государство зря потратило деньги на обучение такого специалиста.
Не лучше ли минимизировать затраты и снизить напряжение, организовав несколько постоянных специализированных пунктов для сдачи ЕГЭ. Они могли бы работать круглый год. Кому нужен безумный стресс, после которого некоторые несчастные дети доходят чуть ли не до самоубийства? Гораздо более эффективно проверять знания детей в спокойной обстановке. А такая возможность появится в том случае, если у школьников будет не одна-единственная попытка.