На выборы-2016 КПРФ идёт с программой экономического и духовного возрождения России. Сегодня мы предлагаем стране наши подходы и принципы, чтобы завтра они стали законами государства, делами Правительства народного доверия и национальных интересов.
Что же присходит в экономике страны?
«Сократим расходы бюджета!» — под таким девизом в последнее время проходят выступления министра финансов. Предполагается сэкономить более 300 млрд руб. Экономию поддерживает и премьер-министр.
По оценке Правительства, в 2016 году номинальные расходы составят 15,785 трлн против 16,098 трлн руб., заложенных в законе о бюджете. На текущем уровне Минфин предлагает заморозить расходы на следующие три года.
Если повышение налогов — вопрос более отдаленного времени, то от приватизации доход можно получить быстро. Минфин считает возможным продажу в этом году пакета акций «Роснефти» в размере 19,5% (всего у государственного Роснефтегаза в собственности 69,5% акций). Он также не исключил, что могут быть приватизированы и пакеты акций госбанков — Сбербанка и ВТБ (у государства 52,3% и 60,9% акций соответственно).
Еще один кандидат на продажу — «Аэрофлот» (51,2% в госсобственности).
В целом за два года Минфин ждет поступлений от продажи госактивов в сумме 1 трлн руб.
Но с приватизацией есть одна проблема. В силу кризиса котировки компаний находятся на минимальных уровнях, и продавать их будут дёшево.
Например, исходя из капитализации на ММВБ, стоимость всех госпакетов «Роснефти», ВТБ, Сбербанка и «Аэрофлота» на настоящий момент составляет всего около 3,2 трлн руб. 19,5% акций «Роснефти» стоят примерно на 20 млрд меньше тех 500 млрд руб., которые хотело бы получить за них правительство.
Неэффективно работают крупнейшие госкомпании. По заключению Счётной палаты, «Газпром» вложил 2,4 трлн руб. в невостребованные пока месторождения и трубопроводы. Компания «РЖД» получила колоссальные госденьги на реконструкцию БАМа и Транссиба и тратит их неэффективно - 3/4 на малорентабельный БАМ. И это не единичные факты. При этом многочисленный слой топ-менеджеров госкомпаний получает зарплаты в разы выше, чем министры.
Недостаточно эффективно используются и бюджетные средства - во многом потому, что они предоставляются безвозмездно и безвозвратно. Так, долги перед федеральным бюджетом растут по триллиону рублей в год и в 2015 г. составили 3,6 трлн руб.. Из этой суммы, по данным Счётной палаты, 2,7 трлн руб. - авансы, выданные регионам на строительство объектов и приобретение оборудования, но так и не использованные по назначению, в том числе и потому, что эти объекты очень медленно строят. Значительная часть этих средств идёт на увеличение объёмов незавершённого строительства (9 тыс. объектов стоимостью 2 трлн руб.). Ещё 1,1 трлн руб. бюджету задолжали налоговая и таможенная службы, в том числе более 800 млрд руб. - это уже начисленные, но не взысканные сборы. И всё это при острой нехватке бюджетных доходов.
Радикально нужно улучшить использование денег, которые направляются на окупаемые объекты, в том числе на транспортную инфраструктуру. Именно в «Автодоре» и РЖД, по заключению Счётной палаты, бюджетные средства расходуются особенно неэффективно. Вместо триллионов рублей, которые направляются на эти цели, нужно выделить из бюджета всего 50 млрд руб., чтобы на 5% снизить процентную ставку инвестиционного кредита и профинансировать эти объекты с помощью долгосрочного кредита, взятого у госбанков.
Таким же образом стоит финансировать оборонную промышленность и ряд других сфер и производств, где затраченные средства можно вернуть. Активы госбанков приближаются к 50 трлн руб., и они могли бы выделить 1-2 трлн руб. на инвестиционные кредиты для значимых, окупаемых государственных объектов. Банки сами должны вести переговоры с проектантами, строителями, поставщиками оборудования и прямо им перечислять средства. Полученные таким образом деньги нельзя будет использовать на посторонние цели или неэффективно, ведь их нужно вернуть, иначе негативные последствия наступят и для кредиторов, и для самих банков. В развитых странах инвестиционное кредитование показывает высокую эффективность.
Крупные средства мог бы сберечь и Центральный банк. Сегодня из-за неправильной структуры золотовалютныхрезервов (ЗВР) страна теряет огромные деньги. Зачем ЦБ держит высокую долю ЗВР в евро и явно заниженную - в долларах? Всем ясно, что в ближайшее время доллар будет укрепляться по отношению к евро. Из-за обесценения евро, как показывают отчёты самого банка, в 2014 г. уже было потеряно 23 млрд долл., а в 2015 г. - ещё 19 млрд долл. В 2016 г. из-за выхода Великобритании из Евросоюза переоценка фунта стерлингов и евро также нанесёт большой ущерб нашей стране.
А что значит потерять 42 млрд долл.? Это 2,7 трлн руб. - больше всего бюджета, например, по здравоохранению или образованию, это почти полностью покрыло бы дефицит нашего бюджета. Разве можно разбрасываться такими деньгами?!
Телевизор нам говорит о том, что налоги повышаться не будут. И телевизор нас не обманывает. Почти не обманывает. Просто эти налоги у нас теперь, скрыты… Скрываются под видом различного рода сборов. Более того, тенденция 2015-16 годов такова, что вся эта налоговая нагрузка, скрытая налоговая нагрузка, ложится на карман простых граждан.
Сколько же наше государство надеется заработать денег на населении нашей страны. Эксперты указывают цифру 2,3 триллиона рублей. А что такое 2,3 триллиона рублей? Федеральный бюджет насчитывает примерно 16 триллионов. 2,3 триллиона, которые будут дополнительно изъяты из кармана населения – это огромные деньги.
Первое, на чем наше государство собирается заработать – оно собирается индексировать пенсии ниже уровня инфляции, и на этом заработать дополнительно 660 миллиардов рублей.
Замораживаются индексации пенсий работающим пенсионерам и на этом планируется заработать больше 100 миллиардов рублей.
Взносы на капремонт. Здесь собираются заработать больше 120 миллиардов – все это на кармане населения.
Налог на недвижимость. Налог на землю. Каждый из вас платит налог на недвижимость с кадастровой стоимости. А это будет или чуть-чуть выше, или сильно выше, все зависит от региона. Узнаете вы об этих деньгах к осени этого года. На этом тоже наше государство собирается заработать много денег.
Система «Платон». Будет изъято из кармана населения, а это цифра экспертная, 40 миллиардов рублей. А так, как в 2016 году вводится повышение за каждый километр до 3 рублей 6 копеек, то, скорее всего, эта цифра в этом году перевалит за 120 миллиардов, а в следующем году эта цифра будет порядка 170-180 миллиардов рублей, и никак не 40.
Торговый сбор. Только по Москве больше 10 миллиардов из кармана граждан будет изъято. Акциз на бензин – уже утверждено – планируется порядка 90 миллиардов рублей взять из кармана граждан.
Что значит «из кармана граждан»? «Из кармана граждан» — это значит «из кармана граждан». Это значит, что когда вы приезжаете на заправку, бензин будет просто дороже. Это значит, что когда вы покупаете продукты, перевозчик, который заплатил за систему «Платон», он увеличил стоимость перевозок, соответственно, цена на продовольствие будет выше. Поэтому все это из кармана граждан.
Изъятие накопительной части пенсии – 342 миллиарда. Повышение сбора во внебюджетные фонды планируется – минимум 650 миллиардов.
Что касается утилизационных сборов, тут эксперты пишут цифру 3-4 миллиарда. Скорее всего она будет намного больше.
Минимум 2,3 триллиона, а то и больше, в 2016 году будет изъято из кармана граждан в так называемом неналоговом режиме. Очень жаль, что все это делается в период кризиса. На самом деле, это самое простое – постричь собственное население. Анализируя, как наше государство собирается бороться с кризисом. К великому сожалению, вся эта борьба сводится 1) к дополнительному изъятию денег; 2) перераспределению между определенными компаниями. А как остальным быть? Правительство поддерживает только ключевые банки и только ключевых производителей, ключевые отрасли. А чем «АвтоВАЗ» лучше какого-то небольшого завода по производству лампочек, например?
Чтобы предотвратить фундаментальные риски, нужно переориентировать политику с интересов глобальных монополий на интересы российского народа. У нас в стране создали единственную в мире налоговую систему, при которой, чем человек беднее, тем больше с него собирают обязательных платежей. У нас построен налоговый рай для миллиардеров и налоговый ад для всех остальных. Это менять нужно в первую очередь.
В 2015-2016 гг. валютная экспортная выручка сокращается вдвое, исчерпывается Резервный фонд, дефицит бюджета держится на рекордно высоком уровне, превышая 3% ВВП. Продолжается отток капитала. И власти с этим как будто смирились. А для пополнения бюджета используют то, что лежит под рукой, - всё время увеличивают поборы и с предприятий, и с населения, не полностью индексируют пенсии. Эти действия углубляют и продлевают экономический спад. Вместо того чтобы искать возможности подъёма экономики, Минфин предлагает заморозить размер расходов бюджета ещё на 3 года (на 2017-2019 гг.). Это приведёт к их реальному сокращению ещё на 15-20%, что потянет всю экономику вниз.Не видно поворота к экономии, бережливости, эффективности.
Россия - страна не только колоссального расточительства, но и огромных возможностей, неиспользованных резервов, богатств. Необходимо распоряжаться этими богатствами и резервами с умом.
Стоит задуматься.