Сегодня в подмосковных школах работают более пяти с половиной тысяч учителей в возрасте до 30 лет. Оптимистичная цифра? Да, но в связи с этим возникают свои сложности, первую очередь с соответствием молодых педагогов требованиям современного общества. В преддверии Дня учителя об этом размышляетдоктор педагогических наук, профессор, проректор Института непрерывного образования Ирина Анатольевна Тютькова.
Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве, о свободе.
Эти стихи Н.А. Некрасова едва ли не каждый из нас ежегодно слышит на Дне учителя или выпускном вечере. Но мало кто задумывается, насколько определяет судьбу человека его учитель. Повезло тому, кто встретит на своем пути настоящего наставника: умного, талантливого, доброго, любящего свой предмет и умеющего увлечь им. Я считаю, что педагог – самая нужная профессия на земле.
Мне повезло: в моей жизни встретился такой человек. Для меня им стал декан исторического факультета Коломенского педагогического института В.М. Андреев. Фронтовик, человек несгибаемых принципов, очень порядочный, смелый, приверженный идеалам. И в то же время, как бы сказали сегодня, эффективный менеджер. Он научил меня работать, используя все имеющиеся ресурсы. О глубоких основательных знаниях своего предмета я уж и не говорю. Это само собой разумеется.
Из института – в директора школы
Учитель нужен каждому. Вопрос в том, где его взять. В последнее время, после перехода на Болонскую систему образования, педагогические вузы быстро стали чем-то не совсем приличным. Большинство были переименованы в социальные, гуманитарные или какие-нибудь другие. Профильная подготовка учителей, которая раньше занимала пять лет и носила практический предметный характер, исчезла.
Был период, когда вузы выпускали специалистов широкого профиля, способных работать с малышами и старшими ребятами, с одаренными детьми и с трудными подростками, с иностранцами и учащимися спецшкол. При системе специалитета студенты 4–5 раз проходили практику: в начальных классах, со старшеклассниками, ездили вожатыми в лагерь, углубляли знания по специальности. Например, историки были на археологических раскопках, филологи ездили на фольклорную практику и т.п. В вузы шли ребята после армии, а многие девушки имели какой-то педагогический опыт. Поэтому некоторые выпускники после окончания педвуза сразу уходили работать директорами школ. Вот какого уровня подготовку давали в то время!
Проще не значит лучше
Сейчас дела обстоят иначе. Система подготовки педагогических кадров носит упрощенный характер. В программе обучения остались 1–2 практики. Стоит набрать в поисковике слова «педагогическое образование», сразу выпадают 3-месячные курсы повышения квалификации. Это максимум.
Отсюда и сложности в работе с детьми. Говорят, дети стали очень сложными, работать с ними трудно. Но немало правды и в том, что стали слабее учителя. Их подготовка недостаточна. Методика преподавания, умение поддерживать дисциплину, вызывать интерес детей, владение современными способами оперирования с информацией – все это необходимые умения для учителя.
Мы поддерживаем нового министра образования, который уделяет этой теме пристальное внимание. Учителя получают поддержку, интерес к профессии стимулируется. В 2016 году в Подмосковье пришли работать 1243 молодых педагога. Им оказывается финансовая поддержка: выплачивается 50 тысяч рублей при выходе на работу и 100 тысяч после второго года работы. Мы готовы всячески поддерживать учителей, ведь они этого заслуживают за свой нелегкий, но очень нужный труд.
Хотелось бы отдельно поздравить преподавателей педагогических вузов. Они – основа основ, так как готовят учителя для всех остальных учителей. А те, в свою очередь, формируют человека, гражданина. Они учат ответственности, уважению, гордости за свою профессию, прививают детям чувство патриотизма, отваги, любви к своей стране.