Зампред ЦК КПРФ Владимир Кашин: Хлеб всему голова

В.И.Кашин, зам. Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета ГД ФС РФ по аграрным вопросам, академик РАН

Зампред ЦК КПРФ Владимир Кашин: Хлеб всему голова

Вопросы повышения эффективности зерновой политики являются ключевыми, как в контексте обеспечения продовольственной безопасности отдельного государства, так и в контексте обеспечения сбалансированного развития всего мирового сообщества.

Именно поэтому инициатива, предложенная Россией в рамках работы «Большой восьмерки» в 2008 году, по созданию такой масштабной и представительной международной дискуссионной площадки, как Всемирный зерновой форум, воспринимается исключительно в позитивном ключе.

Зерновой Форум сегодня – это уникальный случай провести всесторонний и глубокий анализ текущей ситуации, а также наметить пути наиболее эффективного развития отрасли, повышения вклада России в обеспечение собственной и глобальной продовольственной безопасности, укрепление мировой стабильности.

Это видится тем более актуальным, что заседание первого Форума состоялось в июне 2009 года - прошло уже 7 лет. И в этой связи мы вынуждены констатировать факт: к сожалению, не все, что планировалось и декларировалось, за ушедшее время удалось воплотить в жизнь.

 

Наметившийся прогресс

 

Безусловно, есть положительные моменты в развитии отрасли, результаты достойные одобрения и внимания.

Так, по прогнозам ФАО, мировое производство зерновых в 2016 году достигнет рекордных 2569 млн. т. (+1,5% к 2015 году). При этом основной роста этого показателя явилось увеличение объемов производства (в основном – пшеницы и кукурузы) в США, Индии и России, на долю которой, по прогнозам, в 2016 году придется 4,6% объема мирового производства зерновых (117 млн. т.).

И это действительно для нас достойный результат – лучший с 1978 года (127 млн. т.), а также сопоставимый с показателем 1990-го года (116,7 млн. т.).

За это мы говорим искренние слова благодарности всем труженикам села. Спасибо вам – всем тем, кто самоотверженно бьется за урожай вопреки крайне сложной ситуации в отрасли и грузу нерешенных проблем.

 

Трудные условия роста

 

Понять действительную цену достигнутого результата, как и масштабы отраслевого кризиса, мы сможем, лишь внимательно присмотревшись к тем условиям, в которых вынужден функционировать российский агропромышленный комплекс сегодня.

И первое, на что необходимо обратить внимание – актуальные вопросы производства сельскохозяйственной продукции, и зерна – в частности.

За 25 лет валовые сборы выросли лишь по пшенице (+12,2 млн. т), кукурузе (+10,1 млн. т), а также гречке и рису (+265 тыс. т). При этом производство ржи за тот же период снизились почти в 8 раз, ячменя – в 1,5 раза, овса – в 2,7 раза, проса – в 3,4 раза.

В итоге к 2015 году АПК добился увеличения объемов производства по одним культурам на 23 млн. т, но одновременно снизили на 33,2 млн. т объемы производства по другим. За прошедшие 26 лет мы не нарастили даже производство зернобобовых культур в валовом производстве и далеки от результата по ассортименту 1990 года.

 

Причинами сложившейся ситуации видятся следующие:

 

Посевная площадь за 25 лет сократилась на 38 млн. га. Реально же в севообороте не участвует 41,5 млн. га. Все эти земли подвержены активным процессам деградации, зарастают бурьяном, кустарником, мелколесьем. Площадь оврагов на пашнях уже составляет более 1 млн. га, и отрицательная тенденция нарастает.

Количество вносимых минеральных удобрений с 1990 года сократилось в 5 раз. Одновременно удельный вес площади удобренной минеральными удобрениями во всей посевной площади сократился с 66% до 48%.

При этом следует отметить, что в России производится 18 млн. т. минеральных удобрений (действующего вещества) в год. Из этого количества лишь 10% используется на территории, а остальное идет на экспорт. При этом, производимого количества минеральных удобрений хватило бы для производства 300 млн. т зерна.

Внесение органических удобрений с 1990 года сократилось более чем в 6 раз.

Площадь произвесткованных кислых почв за тот же период сократилась более чем в 23 раза – с 4,7 млн. га в 1990 году до 0,2 в 2015 году. По этой причине кислые почвы в 1990 году занимали 30% пашни, а сегодня – уже 45%.

Площадь мелиорируемых земель сокращается. По отношению к 1990 году площадь орошаемых и осушенных земель снизилась в разы.

Уже 61 млн. га сельхозугодий подвержено ветровой эрозии, переувлажнение и заболачивание проявляется на 7% пашни. Вторичному засолению подвержено в среднем 3% пашни, причем в южных регионах доля таких земель достигает 50%.

Ситуация усугубляется тем, что за 25 лет снижена технологическая дисциплина возделывания сельскохозяйственных культур, нарушены севообороты, не соблюдается элементарное научно-обоснованное чередование сельскохозяйственных культур на значительной части посевной площади. В итоге деградируют даже тучные черноземы.

 

Чем заменим железного коня?

 

Нельзя упустить из виду вопросы технического обеспечения отрасли.

В 1990-м году на полях РСФСР работало более 1,5 млн. тракторов, 408 тыс. зерноуборочных комбайнов, более 130 тыс. машин для внесения удобрений. Сегодня же сельскохозяйственными предприятиями эксплуатируется не более 230 тыс. тракторов, 61 тыс. зерноуборочных комбайнов, 11 тыс. машин для внесения удобрений.

Аналогично дела обстоят по абсолютному большинству наименований сельскохозяйственной техники – культиваторам, сеялкам, косилкам, и т.д.

Так, при нормативной нагрузке 73 га на 1 трактор и 244 га на 1 зерноуборочный комбайн, реальная нагрузка в разы больше – более 250 га на трактор и 422 га на комбайн.

В США, к примеру, на 1 трактор приходится всего 37 га пашни, в Англии – 13 га, во Франции – 16, в Германии – 11.

При этом в 2014 году нашими аграриями было приобретено всего лишь немногим более 8 тыс. тракторов, 4 тыс. комбайнов. И это притом, что износ парка уже превысил 60%.

Ситуация в лучшую сторону изменилась в 2015 году. Из федерального бюджета и антикризисного фонда было выделено около 10 млрд. руб. для льготного приобретения техники аграриями. Но, как говорится, не успели порадоваться, и вот тебе «бабушка юрьев день» наступил. В проекте бюджета на 2017-2019 года про крестьянство забыли. И снова борьба за гроши для родного поля с Правительством и Минфином. Но, как говорится, надежда умирает последней.

Не на Марсе же живут правители страны. Они не могут не видеть, что вместо 5-6 дней посевная продолжается с трагичным превышением научно-обосно­ван­ных сроков. Уборочная кампания и того хуже - проходит месяцами, причем не в зависимости от климатических зон, а лишь по причине низкой технической оснащенности АПК. При этом потери составляют не менее 25% по зернобобовым и кукурузе.

 

Отражение в качестве

 

Закономерным следствием сложившейся ситуации явилось снижение качества российского зерна. Так, по данным Госхлебинспекции и ВНИИЗ в урожае 1988 года (по РСФСР) продовольственная пшеница составляла более 85%. К середине же 90-х годов продовольственной пшеницы в урожае было уже 75%, в 2004 году – 70%, а в 2008 году – не более 60%.

В 2015 году, по данным Центра оценки качества зерна, доля продовольственной пшеницы в России снова достигла 80%. Но следует иметь в виду, что эти данные получены в результате оценки лишь 50% произведенного зерна, и, по сути, являются значительно усредненными.

Текущая динамика, на примере производства мягкой пшеницы, в полной мере подтверждает факт снижения качественных характеристик российского зерна, даже на отрезке с 2012 года. Ценная пшеница 3 класса стабильно замещается пшеницей 4 класса при сохранении объемов производства фуражной пшеницы (5 класса). Сложившаяся ситуация не удовлетворяет мукомолов, хлебопеков и потребителей хлебобулочных изделий. Напомню, что из зерна производится 250 видов продукции.

Производство же сильной пшеницы в России абсолютно ничтожно.

Что касается ячменя, то тут ситуация аналогичная – ячмень 2 класса выдавливает первоклассный ячмень.

Если посмотреть на динамику изменения качества ржи, то мы опять увидим снижение доли зерна 1 класса и увеличение доли зерна 2 и 3 класса.

Уступаем мы нашим соседям и по урожайности. Так, урожайность, к примеру, пшеницы в России сегодня составляет 22,5 ц/га. Для сравнения урожайность пшеницы в Нидерландах – 85,9 ц/га, в Швейцарии – 57,8 ц/га, в Беларуси – 35,8 ц/га.

Но, тем не менее, Россия занимает третью строчку после Китая (126,2 млн. т.) и Индии (94,5 млн. т.) в мировом рейтинге производства пшеницы с показателем 59,7 млн. т., а также вышла в лидеры по объемам экспорта зерна.

 

Потенциал роста есть

 

В этой связи, учитывая количество нерешенных проблем и достигнутые при этом результаты, очевидным является факт – российский агропромышленный комплекс, и в первую очередь производство зерна, обладает значительным еще не реализованным потенциалом к росту. Раскрытие этого потенциала – наша задача, задача исключительной важности. И зависит он от ряда факторов.

Во-первых, это сельскохозяйственная инфраструктура, состояние которой иначе, как плачевным не назовешь.

На фоне сегодняшних сборов зернобобовых и кукурузы особенно остро встает вопрос нехватки зернохранилищ, суммарная мощность которых на сегодняшний день оценивается в 115 млн. т.

Из этой мощности на элеваторы, обеспечивающие наиболее качественные условия хранения, приходится лишь 38 млн. т. Да и те более чем на 60% изношены.

Нехваткой же зернохранилищ определяется, как высокая стоимость хранения зерна, которая может доходить до 1000 руб. за прием, полугодовое хранение и последующую выдачу 1 тонны зерна, так и 3-5% потери зерна в связи с нарушением условий хранения.

Если же говорить в целом о логистике, то тут ситуация еще хуже. Ситуация с нехваткой зернохранилищ усугубляется неравномерностью их размещения по регионам. В отдельных субъектах Российской Федерации дефицит мощностей хранения достигает 2 млн. т.

В части вопросов транспортировки следует отметить, что на плечи сельхозпроизводителей сегодня ложатся высокие транспортные затраты, особенно для тех агропромышленных компаний, которые работают в удаленных регионах - на Урале, в Сибири.

Если же говорить об эксперте, то поставка зерна через Новороссийский морской порт из Самары обходится в 25$ за тонну, а из Новосибирска - в 39$. Для сравнения, тарифы в США не превышают 6-10$ за тонну.

Также немаловажной проблемой является высокая стоимость перевалки в южных портах. Стоимость перевалки зерна в Новороссийске сегодня составляет порядка 18$ за тонну, а в европейских и китайских портах стоимость перевалки не превышает 8$ за тонну.

В итоге товарность зерновых культур в России сегодня составляет не более 71,4%.

Во-вторых, это переработка. Переходя к этой теме, в самом начале следует обратить внимание на то, что экспорт зерна в России неуклонно растет. Если в 2007-2008 сельскохозяйственном году было экспортировано 12,9 млн. т. зерна, то прогнозы на 2016-2017 год составляют до 40 млн. т.

Но это все та же сырьевая экономика без передела, пусть даже высокотехнологичного продукта, каким является зерно, пусть даже что это возобновляемый ресурс. Но зачем же вывозить этот полуфабрикат за рубеж и везти обратно молоко, мясо, макароны, крупы, и т.д.?

Необходимо сначала насытить свой рынок продукцией передела из зерна на уровне продовольственной безопасности, а уже затем продавать излишки. Это будет правильно и эффективно.

Кроме того, следует упомянуть, что наращивание экспорта происходит на фоне падения мировых цен на зерно, а если говорить о пшенице, то к августу 2016 года цена на нее достигла вовсе 10-летнего минимума. Получается, что отдаем зерно за бесценок, ограничивая сырьевую базу своих предприятий. Отдавая приоритет экспорту, мы вынуждены активно импортировать продовольственные товары, вместо того, чтобы самим их производить. В 2015 году объем импорта продовольствия в Россию составил 26,6 млрд. долларов. С высокой долей импортных товаров также связано удорожание продуктов питания в среднем на 40%.

В свою очередь, наращивание мощностей и объемов переработки сельскохозяйственной продукции возымеет синергетический эффект, явится действенным стимулом к развитию смежных отраслей народного хозяйства – производства удобрений, машиностроения, энергетики, транспорта, и многих других. А рост производства - это новые рабочие места. При этом не следует забывать о том, что каждое рабочее место на селе дает 6 рабочих мест в промышленности.

И самое главное - лишь путем развития отечественной перерабатывающей промышленности мы будем способны обеспечить продовольственную безопасность России.

В-третьих. Если же говорить о внутреннем рынке, то здесь основным вопросом является эффективность механизма формирования товарной наценки. Труд крестьянина в итоговой цене на товар из зерна сегодня не превышает 10%, а по отдельным видам продукции всего лишь 6-8%. Это несправедливо! Мы считаем, что в конечной цене на сельхозпродукцию доля производителя сельхозсырья должна составлять не менее 50%, остальные 50% - это переработка и торговля, как это работает сегодня в США и ЕС, как это было и в Советском Союзе

 

Меры назрели

 

Ясно, что для возрождения АПК страны, даже на примере благополучного зернового производства, не рассматривая молочное животноводство, производство мяса говядины, овощей и фруктов, мы видим, что необходимо принимать срочные меры.

 

Финансовое обеспечение

 

За последние 25 лет уровень государственных расходов на сельское хозяйство сократился в 10 раз - до 1,48% расходов федерального бюджета, запланированных на 2016 год, а в 2017-2019 годах планируется сократить до 1,26%. Не смотря на то, что государственная программа развития АПК до 2020 года предусматривает финансирование на уровне 300 млрд. рублей, правительство предлагает выделить всего лишь 204 млрд.

Одновременно инвестиции в основной капитал сельскохозяйственных предприятий, по отношению к 1990 году, сократились в 5 раз.

Сегодня же наш агропромышленный комплекс из-за нехватки капитала, низкой доходности предприятий, высокой закредитованности отрасли (более 1,8 трлн. руб.) и низкой инвестиционной привлекательности не в состоянии эффективно развиваться. Поэтому важнейшие целевые индикаторы развития АПК достигнуты не будут.

Если же мы хотим добиться действительно эффективного развития отрасли, то необходимо уже сегодня сумму вложений в АПК обозначить в размере не ниже 1 трлн. рублей, с перспективой ее дальнейшего поэтапного увеличения до 10% расходной части бюджета. Либералы боятся даже слышать об этом. Их видимо страшит успех АПК, аналогичный успеху оборонного комплекса.

При этом отметим, что до 1990 года на АПК выделялось не менее 15% расходов бюджета. И это не из ряда вон выходящая цифра. Достаточно взглянуть на уровень финансирования сельского хозяйства в таких странах, как Швеция (посевных площадей значительно меньше, выделяет 6 млрд. долларов), Япония (выделяет 64 млрд. долларов), а также Китай и Евросоюз (при сопоставимых площадях посевов, выделяют 147 и 108 млрд. долларов соответственно).

При этом каждый рубль, вложенный в село сегодня, уже завтра многократно оправдает свое вложение. Еще раз напомню, что каждое новое рабочее место на селе - это минимум 6 рабочих мест в промышленности.

 

Техническое перевооружение

 

Без укрепления материально-технической базы АПК немыслимо решение проблемы продовольственной безопасности страны. Мы должны восстановить отечественное сельхозмашиностроение (не менее 150 тысяч тракторов и комбайнов в год), что позволит за 10 лет довести обеспеченность АПК тракторами и комбайнами до 1 млн. единиц.

Кроме того, необходимо разрешить списывать на затраты суммы расходов на приобретение отечественных сельхозмашин и оборудования, вернуть амортизационные отчисления на основные фонды на уровне 8-10% в год от стоимости основных фондов, а также ввести систему стимулирования внедрения в сельском хозяйстве высокоэффективных и энергосберегающих технологий.

 

Кадровое обеспечение

 

Сельское хозяйство сегодня испытывает острую нехватку квалифицированных кадров. И это при том, что в конце 1980-х годов на селе работало свыше 2,5 млн. квалифицированных механизаторов, около 1,2 млн. специалистов с высшим и средним образованием.

Напомню, что в советское время подготовкой специалистов всех рабочих профессий занималось более 4 тыс. ПТУ. Сегодня же их осталось около 1 тыс., и те отчасти перепрофилированы и больше не выпускают так востребованных на селе специалистов.

Отсутствие квалифицированных кадров - серьёзный тормоз восстановления АПК

В этой связи, необходимо в кратчайшие сроки восстановить разрушенную систему подготовки кадров для села, осуществлять обучение специалистов полностью за счёт средств бюджета одновременно обеспечив их гарантированными рабочими местами. Немаловажной задачей при этом является разработка системы мер по закреплению специалистов на селе, в том числе учителей, врачей

 

Почвенное плодородие

 

Описанная выше проблема истощения почв и снижения их плодородия требует от нас решительных действий.

Необходимо восстановить систему мелиорирования земель, доработать и расширить действующую государственную программу развития мелиорации, установить контрольные цифры орошаемых земель на ближайшие 5-7 лет до 6 млн. га, осушенных – до 7 млн. га.

Следует возродить специализированные строительные подразделения для строительства ирригационных сооружений, плавучих насосных станций, восстановить производство техники для осушения болот.

Важнейшей задачей является обеспечение доступных цен на минеральные удобрения, раскислители и другие агрохимические вещества. Это будет способствовать доведению объёмов внесения минеральных и органических удобрений до 10 млн. тонн и 250 млн. тонн соответственно, с перспективой дальнейшего увеличения. Одновременно необходимо интенсифицировать известкование и гипсование почв;

И самое главное – должна быть разработана целевая государственная программа введения в севооборот заброшенных пахотных земель.

Научное обеспечение

Аграрная наука, российская наука в целом, сегодня серьёзно ослаблена, как в организационном, так и в финансовом плане.

Существенно сокращено финансирование фундаментальных исследований. Ликвидированы научные отделения, ряд научно-исследовательские институты и опытные станции.

В целом, количество государственных и некоммерческих организаций, занимающихся научными исследованиями с 1990 года, сократилось с двух до полутора тысяч, а численность научных работников уменьшилась почти на треть.

Существенно сократилось количество аспирантов, защитивших диссертацию. При этом особую тревогу и озабоченность вызывает то, что заветную степень кандидата наук сегодня удается получить лишь двум из десяти аспирантов.

Но даже в таких не простых условиях нашими учеными, только за последнее время, были созданы 335 новых сортов сельскохозяйственных культур, 125 новых разработок в области сельхозмашиностроения.

В целях поддержки аграрной науки необходимо осуществить широкомасштабное внедрение результатов исследований, в том числе лучших сортов и гибридов зерновых и кормовых культур, пород животных, птицы, а также:
- восстановить системы первичного семеноводства и питомниководства;
- создать условия для развития сельскохозяйственного отделения РАН, приняв соответствующую программу;
- увеличить в 3 раза финансирование НИОКР аграрного профиля;
- увеличить зарплату ученым, аспирантам, профессорско-препода­ва­тель­скому составу сельскохозяйственных НИИ и учебных заведений;
- прекратить разрушительную «оптимизацию» научных учреждений, не допускать отчуждения земель и имущества институтов и опытных станций Академии.

 

Законодательное обеспечение

 

Безусловно, реализация описанных выше мер стимулирования производства зерна, а также в целом развития агропромышленного комплекса требует модернизации законодательной базы.

Удовлетворение потребности АПК в финансировании требует внесения корректив в закон о федеральном бюджете.

Должен быть принят закон «Об охране почв» и соответствующая государственная целевая программа «Восстановление и охрана плодородия почв». Не менее важным является принятие законодательного акта «О социальном развитии села» и также соответствующей государственной целевой программы «Развитие социальной сферы села до 2030 года» с соответствующим финансированием.

Кроме того, должны быть усовершенствованы нормы действующих законодательных актов, в том числе таких федеральных законов, как «О развитии сельского хозяйства РФ», «О мелиорации земель», «О племенном животноводстве, «О личном подсобном хозяйстве, «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования», «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также «Об основах государственного регулирования торговой деятельности».

Также должный стимул в развитии АПК получит принятие закона, направленного на установление государственного регулирования цен для нужд сельского хозяйства на электроэнергию, транспорт, горюче-смазочные материалы, удобрения и средства защиты растений и животных, сельхозтехнику.

Устойчивое развитие села, социальная инфраструктура наших поселков и деревень – особая боль. Проведенное заседание Государственного Совета по устойчивому развитию сельских территорий дал определенный толчок и не более того. Наша задача всем миром подключиться к реализации принятых решений. Восстановить порушенные дома культуры, медицинские учреждения, школы и дошкольные учреждения, построить дороги, жилье для специалистов по всему профилю АПК, включая сельских учителей и врачей. Поддержать ветеранов труда и сельскую молодежь – государственная задача.

 

Без деревни нет будущего!

 

Понимая, что деревня, русское село, кубанская станица, кавказский аул, сибирский хутор являются не только местом проживания нашего кормильца, но и берегиней всей матушки-России, ее необъятных просторов.

А хлеб, как в песне поется, – всему голова. Из зерна производится 250 видов продовольствия. Именно поэтому мы комплексно подошли к рассмотрению проблемы.

За АПК будущее. Кормить качественным продовольствием наш необыкновенный народ – это почетная задача. Задача трудная, многогранная, требующая участия в ее решении не только крестьян, но и рядом работающих министерств и ведомств – сельхозмашностроение, водные, лесные богатства и соответствующие службы, переработчики и хранители сырья и продовольствия.

Этот антикризисный механизм стучится к нам в дверь. Необходимо взять его на вооружение и победа будет за Россией.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Доклад Академика РАН В.И. Кашина на научной сессии общего собрания членов Отделения сельскохозяйственных наук Российской Академии Наук

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Госдумы помог ликвидировать несанкционированную свалку

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов помог дошкольному отделению в Тарасково в рамках инициативного бюджетирования

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда