Губернатор Московской области А.Ю.Воробьев объявил о планах кардинально реформировать местное самоуправление в Подмосковье: создать на территории 29 муниципальных районов городские округа. Соответственно, организация городского округа влечет ликвидацию представительных и исполнительных органов власти на поселенческом уровне и замену их территориальными отделами и управлениями.
В настоящее время губернаторская инициатива по формированию новых городских округов уже реализуется на территориях: Зарайского, Красногорского, Люберецкого, Луховицкого, Рузского, Павлово-Посадского районов. Преобразование оставшихся районов планируется осуществить в 2017 году.
Реформа местного самоуправления инициирована исключительно «сверху», без привлечения муниципального сообщества к его подготовке и учета мнения граждан, без оценки социальных, экономических и административных последствий. При проведении реформирования местного самоуправления не учитываются устоявшиеся формы местного самоуправления и исторически сложившиеся особенности территорий, в гигантские городские округа превращаются уже сельскохозяйственные районы области. В результате реформ исчезнут поселки и города с многовековой историей, которые властью превращаются в безликие микрорайоны.
Такие серьезные преобразования, требующие взвешенного подхода, детальной проработки и главное - согласия жителей, превратились по факту в спецоперацию с использованием жесткого административного нажима на Глав муниципальных образований и депутатов Советов депутатов, городских и сельских поселений. В районах,приступивших к формированию городских округов, отмечаются многочисленные факты прямого административного давления на городских и сельских депутатов, в первую очередь работников бюджетных и муниципальных предприятий и представителей бизнеса со стороны районных и областных властей.
Следствием таких действий явилось досрочное прекращение полномочий части депутатов в ряде муниципальных районов, сельских игородских поселений. Такая ситуация сложилась в Талдомском районе.
При проведении публичных слушаний по вхождению поселений в городской округ власти создают административные препятствия местным жителям для выражения их отношения к готовящимся преобразованиям: назначают неудобное время и место для проведения слушаний, завозят и заполняют залы бюджетниками, жителями других поселений, подходы к месту проведения публичных слушаний перекрываютсяи блокируются полицией. Характерным примером такого грубого административного давления и нарушения установленного порядка проведения публичных слушаний является проведение публичных слушаний в городском поселении Томилино Люберецкого района и других районах области.
Московский областной Комитет КПРФ и фракция КПРФ в Московской областной Думе заявляют: проводимая в настоящее время в Московской области административная реформа тотального объединения городских и сельских поселений в городские округа и ликвидации муниципальных районов является не проработанной и поспешной.
Административная реформа фактически уничтожает в Московской области местное самоуправление. Приводящиеся преобразования направлены на резкое сокращение в регионе депутатского корпуса и нафактическое отрешение населения от власти и усиление роли назначаемого чиновничества.
Навязанная сверху административная реформа превратилась в области в «кампанейщину», разгул административного ресурса. Жесткое давление и запугивание депутатского корпуса естественно привели в силу экономических, исторических, политических и личностных факторов к противодействию реформе со стороны населения и органов местного самоуправления целого ряда районов.
Проведение таких основополагающих реформ как преобразование муниципальных районов в городские округа - это исключительно ответственный и для власти, и для населения вопрос, касающийся всей 7-миллионной Московской области.
При проведении подобных чувствительных преобразований необходимы глубокие исследования, учет совокупности всех факторов, а не только сокращения числа чиновников и экономии бюджетных средств на их содержание.
Все изменения необходимо осуществлять при широком обсуждении и достижении согласия муниципального сообщества.
Московский областной Комитет КПРФ и фракция КПРФ в Московской областной Думе обращаются с требованием к Губернатору Московской области Воробьеву А.Ю. и Московской областной Думе наложить мораторий на проведение административной реформы в Московской области:
- Необходимо отказаться от тотального преобразования территорий районов в городские округа и форсированных методов проведения реформы;
- При планировании и проведении административных преобразований необходимо опираться на оценку социальных и экономических последствий реформы, сложившиеся особенности территории конкретных муниципальных образований, на мнение жителей соответствующих территорий, исключить использование административного ресурса и различного вида манипуляций;
- Вернуться к вопросу о перераспределении полномочий между органами государственной власти Московской области и местным самоуправлением. Прекратить практику лишения муниципальных районов и городских округов полномочий, установленных для них Федеральным законом от 6 октября 2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Внести изменения в областное законодательство и вернуть прямые выборы глав муниципальных районов и городских округов;
- Установить законом Московской области, что выборы представительных органов власти муниципальных районов и городских округов осуществляется по смешанной системе: 50% депутатов избирается по партийным спискам и 50% избирается по одномандатным округам;
- Принять закон Московской области о возвращении сельским поселениям установленных законом №131-ФЗ полномочий;
- Устранить противоречия в федеральном законодательстве, вызывающие различное толкование норм закона;
- Прокуратура и следственные органам должны держать на строгом контроле реализацию реформы и не допускать нарушения прав граждан на осуществление местного самоуправления;
Любые решения о преобразовании в сфере местного самоуправления должно быть взвешенным, исключающим административный нажим и проходить только при широкой поддержке местного сообщества. Ведь согласно статье 130 Конституции: местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Статьей 131 Конституции Российской Федерации установлено, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий.