Из стенограммы совместного совещания Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации «О плане законопроектной деятельности в 2017 году». 12 января 2017 года, г. Москва, МСХ.
А.Н. Ткачев:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я хочу поприветствовать Владимира Ивановича Кашина – Председателя Комитета по аграрным вопросам, и в его лице, конечно же, всех наших коллег из Государственной Думы. Мы все – сообщество, заинтересованное в решении насущных проблем агропромышленного комплекса.
Сегодняшнее совещание проходит в Аналитическом Центре Министерства сельского хозяйства – пункте управления АПК Российской Федерации позволяющем в режиме On-Line получать массу полезной информации и на ее основе принимать стратегические решения.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех участников с прошедшими праздниками, с Новым годом, и пожелать успехов, чтобы наступивший год был продуктивным.
Проведение сегодняшнего мероприятия – инициатива депутатов Государственной Думы, лично В.И.Кашина, с которым мы неоднократно говорили на эту тему. Аграрный Комитет, безусловно, должен быть лидирующим в части работы с законодательными инициативами, постановлениями Государственной Думы, направленными на развитие агропромышленного комплекса. Уверен, что совместными усилиями мы сможем сделать повестку законопроектной работы на 2017 год насыщенной – мы все в этом заинтересованы.
Подводя итоги года, можно сказать, что они достаточно успешные – рост отрасли превысил 4%, что больше чем в прошлые годы, когда рост был на уровне 2-3%. Полученный урожай зерна, который открыл Россию по новому – не только как нефтяную, но и как аграрную, зерновую державу. Экспорт зерна стабильно растет. Мы осваиваем рынки новых стран, что во многом нас обнадеживает. И когда нам задают вопрос о том, зачем нам еще больше зерна, то мы отвечаем, что у нас есть масса предложений по этому поводу, начиная с глубокой переработки и, конечно, заканчивая развитием экспорта готовой продукции. Такие страны, как Индонезия, Япония, Иран, традиционные Египет и Турция, Нигерия, Северная Африка – потенциальные рынки, за которые мы должны бороться. Экспортное направление для нас – это особое направление и особая статья в бюджете, у нас тут работает профессиональная команда.
Подчеркну, что экспорт должен быть не только зерновой, но и, конечно же, продукции животноводства, субпродуктов. В Государственной Думе я уже докладывал, что объемы экспорта по мясу у нас превысили 100 тыс. тонн, что является только первыми шагами в нужном направлении.
Безусловно, развитию экспорта нам мешает и африканская чума свиней, и вообще все заболевания, которые существуют в области ветеринарии, которые мы, к сожалению, пока не смогли обуздать.
В этой связи для нас все еще закрыт рынок Китая. Многие развитые страны давно уже работают с Китаем и активно на этом зарабатывают. Китайский рынок является растущим и интересным, но мы сами создаем предпосылки к тому, чтобы нас критиковали и не пускали на этот, да и другие рынки – никто не хочет иметь дело с вирусными заболеваниями, способными уничтожить если не все, то значительную часть поголовья сельскохозяйственных животных.
Напомню, что в Китае 850 млн голов свиней, а у нас – только 25 млн голов. Представьте себе, какая там плотность содержания животных, и, конечно, любой вирус и болезнь в этом контексте является весьма опасным. В этой части мы должны принять в 2017 году, и особенно в первую половину года, ряд поправок в законодательство и подзаконные акты, которые усилят контроль, а также выстроят более мощную вертикаль управления ветеринарными инспекциями. Мы также должны усилить роль Россельхознадзора, как федерального центра, поскольку принимается очень много разрозненных решений.
Мы должны регламентировать работы личных подсобных хозяйств, к которым сегодня даже не имеем доступа – не можем проконтролировать, посчитать животных, не говоря уже о том, чтобы заставить хозяев заниматься ветеринарным контролем. В итоге мы имеем практические еженедельные вспышки заболеваний.
Ситуация осложняется тем, что к каждому региону требуется индивидуальный подход. Есть регионы, вкладывающиеся в развитие отрасли, есть регионы, относящиеся к этой задаче попустительски.
Мы все должны понимать, что продукция сельского хозяйства – это не только экспорт, это еще и приток инвестиций. А получается так, что мы на корню губим то, что создавалось последнее десятилетие, что потребовало вложений боле 300 млрд. руб. - мы создали целую индустрию свиноводства, переработки, мы заместили практически весь импорт, который традиционно существовал на нашем рынке. В этой связи мы будем, конечно, выходить с законодательной инициативой «О незаконном обороте лекарственных препаратов ветеринарного применения».
Кроме того, актуальным является законопроект «О виноградарстве и виноделии» - серьезный законопроект, который будет стимулировать развитие нашего виноделия, ведь для этого у нас есть все предпосылки, стать активным игроком и, как минимум, заполнить свой рынок.
Мы продолжаем поддерживать вопросы производства молока, увеличения поголовья, продуктивности дойного стада. И в этой части наша поддержка является существенной, выходит на те уровни рентабельности, на которых бизнес должен становиться заинтересованным в создании молочных комплексов. Такие меры поддержки, как льготное кредитование, о чем мы сегодня еще поговорим, где процентная ставка не будет превышать 5%, где возмещение прямых затрат будет до 30%, а не до 20%, как это было раньше. Дотации на молоко также будут продолжаться. И самое главное для рынка, один из важнейших сигналов – хорошая цена на молоко, которое делает его производство рентабельным, прибыльным и интересным для инвестиций.
По этому я надеюсь, что бизнес начнет активно действовать и мы увидим в текущем, может быть, в следующем году десяток новых предприятий, современных молочных комплексов, которые будут доминировать на нашем рынке. А нам нужно, ни много ни мало, 7 млн. тонн молока.
У нас 15 млн. тонн молока сегодня производится в личных подсобных хозяйствах, и каждый год примерно на 2% эти объемы уменьшаются. То есть люди не хотят заниматься молоком – это и сложно, и, наверное, уже стало не так традиционно. Плюс приходит молодое поколение, которое не совсем желает заниматься таким непростым трудом. Поэтому мы будем каждый год этот отток чувствовать, и нам нужно будет его восполнять за счет, конечно, фермерских хозяйств, в которых применяются во многом промышленные технологии, а также за счет крупных сельхозтоваропроизводителей.
Это будущее нашего молочного комплекса. Только так мы обеспечим нашу страну российским молоком. Также как это делала Беларусь, нам придется пройти и через реконструкцию ферм, и через поддержку увеличения поголовья КРС.
Производство мяса говядины у нас тоже является сложной позицией. В прошлом году мы по этому направлению практически не приросли. В этом контексте мы также возлагаем большие надежды на льготное кредитование и другие экономические стимулы.
Вопросы развития овощеводства, садоводства, о которых мы также говорим на всех площадках, также являются нашим приоритетом. И мы видим, к примеру, по тепличному овощеводству у нас рост, по разным оценкам, от 10% до 20%. Поэтому, еще 3-4 года и мы закроем эту проблематику. Это всегда была тяжелейшая позиция, ориентированная на турецкий рынок, и то, что сегодня мы имеем такой бурный рост, такую инвестиционную активность, уровень производства, труда, зарплаты – нам за это не стыдно. Почти все территории это направление стремятся развивать.
И это не говоря еще о закладке садов, которых мы в 2016 году заложили почти на 1,5 тыс. га больше, чем в предыдущем году. Чтобы обеспечить себя яблоками нам нужно за 5-7 лет заложить порядка 70 тыс. га. При том, что в год мы закладываем от 15 до 17 тыс. га новых садов, а в перспективе – до 20 тыс. га, я уверен, что мы с этой задачей справимся за 7 лет. Мы сможем получить свой русский бренд – «русское яблоко», а не польское.
Это не просто стремление закрыть дефицит по фруктам и овощам. Мы понимаем, что за этим стоят целые промышленные технологии, огромные предприятия, рабочие места. Это поменяет нашу страну.
В этой связи, уважаемые коллеги, все средства поддержки, и объединенная региональная субсидия, способствует принятию быстрых решений по кредитам. Мы уверены, что посредством дешевого кредита мы будем поддерживать и переработку, новое строительство, новые проекты по глубокой переработке, по которой мы серьезно отстаем. Важно не забывать и про складские помещения, оптовые центры, без которых инфраструктура торговли и логистики просто не работает. Развитие мощностей по хранению также будет способствовать повышению конкурентоспособности наших продуктов за счет повышения их качества и свежести.
Таким образом, с коллегами депутатами аграрного Комитета у нас настрой работать дружно. У нас общие цели.
Еще раз хочу поприветствовать коллег и пожелать всем нам сегодня плодотворной работы. Спасибо!
В.И. Кашин:
Уважаемые товарищи, уважаемый Александр Николаевич! От имени Комитета, в первую очередь, хотим также поздравить Министерство сельского хозяйства и все крестьянство с наступившим Новым годом.
Что хотелось бы добавить к словам Министра.
Конечно мы все искренне радуемся любому успеху, который у нас есть в сельском хозяйстве. Мы, по большому счету, истосковались по хорошим результатам, по хорошим зарплатам на селе, по хорошей современной технике и объектам производства. Истосковались мы по хорошим производственным центрам, по деревням, оборудованным современной инфраструктурой, эффективной техникой и технологиями, в которых наше крестьянство может жить достойно.
Поэтому те успехи, о которых говорил Александр Николаевич, о которых каждый из нас хорошо знает, нас радуют и дают определенную возможность обратить на цели развития села еще большее внимание.
Ведь что такое 1%-1,5% расходной части бюджета, который сегодня выделяется на развитие сельского хозяйства? Это копейки! И если эти копейки, на определенном этапе, помогают достичь лишь отдельных результатов, то вся система сможет заработать в полную силу лишь в случае решительного увеличения расходной части бюджета на цели развития села. Ярким примером тут является наша армия и оборонная промышленность.
Недавно была встреча с Президентом России, в рамках которой мной было поставлено несколько вопросов. В том числе, о необходимости срочного удвоения бюджета АПК, в том числе, для того, чтобы ввести в оборот 41 млн. га брошенных земель, из которых уже 20 млн. га заросли кустарником и мелколесьем. Нужна мелиорация и коренное улучшение этих земель, что потребует, по нашим оценкам, от 40 до 80 тыс. рублей дополнительных затрат на 1 га. Надо принимать решение – либо мы эти земли бросаем, либо получаем с них дополнительные 100 млн. тонн зернового эквивалента. А это миллионы рабочих мест и триллионы ВВП.
Второй вопрос – наша деревня, по которой я привел несколько цифр. Когда в селах всей России в год вводится 2800 новых ученических мест и это позиционируется, как перевыполнение плана, когда из ветхого жилья переселяется всего 6,5 тыс. человек, а нуждаются в новом жилье на селе более 1,3 млн. человек, то такими темпами на решение накопившихся социальных проблем на селе нам потребуется 200 лет. Эти вопросы требуют государственного решения. Ведь ни одно министерство не в состоянии поднять эту сложнейшую задачу, сравнимую с поднятием целинных земель.
Поэтому в стратегическом плане нам нужно сплотить все полученные положительные результаты развития отрасли и эффективно их дополнить для ввода в оборот брошенных земель, в том числе посредством отдельной целевой программы, для решения проблемы социального развития села, ведь действующая сегодня программа устойчивого развития сельских территорий не решает множество вопросов, имеющих решающее социальное значение.
По этим вопросам у нас должен быть единый общий взгляд. Ведь даже если мы соберем в 1,5 раза больше зерна, нарастим производство мяса говядины, и т.д., но забудем про социальное развитие наших сельских территорий, весь полученный эффект будет временным. Деревня – это не только наша кормилица, но и берегиня нашей страны. Она держит, как скрепы, всю нашу большую территорию.
Для решения накопившихся проблем в АПК необходимо, как минимум, удвоение выделенных объемов федерального бюджета с последующим их наращиванием до 1 трлн. руб. в год. Тогда реально в течение 10 лет мы возродим деревню, базовые отрасли АПК, и, в первую очередь, молочное животноводство.
Все, что связано с нашей совместной законотворческой работой. Мы уже и в Комитете обсуждали, и в рамках последних совещаний с руководителями департаментов Минсельхоза договорились, что тот прорыв, который мы имеем в производственном плане, должен подталкивать и законотворческую работу и, особенно новые поставленные задачи, как по вводу земель в севооборот, так и в сфере социального развития села.
Если взглянуть на портфель законопроектов, находящихся сегодня в Комитете, то можно увидеть, что к принятию в весеннюю сессию можно подвести лишь один из них. И это при том, что в осеннюю сессию ни одного законопроекта принято не было, а за всю пятилетку шестого созыва было принято лишь 13 инициатив. Это абсолютно не вяжется с тем объемом проблем и теми задачами, которые мы имеем сегодня в нашем АПК.
В этой связи, целью сегодняшнего мероприятия должно стать сближение позиций, упрочнение взаимодействия структур Комитета и Министерства для решения этой стратегической задачи по законодательному обеспечению отрасли. Без этого наметившийся прорыв в развитии отрасли мы не зафиксируем.
Имеющиеся 15 перспективных законодательных инициатив, подготавливаемых к внесению в Государственную Думу, мы расписали и по срокам, и по ответственным, поскольку если мы будем продолжать работать бессистемно, не согласованно друг с другом, то любая, даже самая позитивная и многообещающая законодательная инициатива, будет провалена. Мы должны на этапах нулевого чтения все смотреть и отрабатывать еще до внесения в Правительство и в Государственную Думу.
Особое внимание в этой связи хочу заострить на проекте закона «Об охране почв», в котором мы планируем законодательно раскрыть все вопросы, которые связаны с сохранением почвенного плодородия, учетом и обеспечением эффективного использования почв. Кроме того, внимания требует наша инициатива, которую мы уже внесли в Государственную Думу, посвященная приведению налога на добавленную стоимость в садоводстве и виноградарстве к единой ставке в сельском хозяйстве – 10%. Нельзя при этом не упомянуть и такие законопроекты, как «О внесении изменений в Федеральный закон «О семеноводстве», «О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», «О внесении изменений в Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ветеринарной безопасности территории Российской Федерации», «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве», «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель», которые в комплексе позволят создать мощный правовой каркас для эффективного развития нашего АПК.
Александр Николаевич, хочу попросить Вас взять со своей стороны эту работу под особый контроль. Только так мы добьемся положительного результата.
Если говорить о другой, сопутствующей законодательному процессу работе, то тут у нас все выстраивается хорошо. Мы достойные проводим парламентские слушания, заседания «круглого стола», выставки. В период короткой первой сессии седьмого созыва мы уже успели взять к рассмотрению такие базовые вопросы, как развитие молочного животноводства, повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения.
План на весеннюю сессию 2017 года также нами сформирован насыщенный – первое мероприятие, которое состоится у нас в Государственной Думе 21 февраля, будет посвящено проблеме повышения доходности сельскохозяйственных предприятий. С вашими заместителями мы эти вопросы уже прорабатываем, но также рассчитываем на то, что вам удастся найти время принять личное участие в этом заседании.
В заключение, Александр Николаевич, хочу еще раз поблагодарить Вас и весь коллектив Министерства сельского хозяйства за взаимопонимание, желание вместе активно работать.
Повторюсь, что наша общая задача – добиться, как минимум, удвоения расходов федерального бюджета на цели развития АПК, посредством чего мы сможем эффективно продвинуть ситуацию в хорошей динамике.
На первом заседании комитета это отмечалось, и Президент России это понимает - перед нами стоят задачи развития мелиорации, первичного семеноводства и товарного семеноводства, племенного скотоводства, импортозамещения, и т.д. В этой работе доля федерального центра, в рамках государственно-частного партнерства, должна быть весомой.
А.Н.Ткачев:
Спасибо, Владимир Иванович!
Я, в дополнение своего выступления, хотел бы отметить, что вчера, 11 января, мы, с участием бизнеса и науки, провели совещание по вопросу создания селекционно-генетических центров, семеноводческих предприятий, рассмотрели вопросы селекции, генетики и другие. Эти вопросы сегодня имеют абсолютный приоритет, в особенности когда мы говорим об овощах, семенах свеклы, о птице, по которой мы до 90% семян получаем из Европы, о картофеле, по которому импорт семян достигает 85%. В рамках состоявшейся встречи мы договорились плотно сотрудничать единой командой, а самое главное, появилось понимание того, что мы можем и будем стремиться к тому, чтобы эту проблематику закрыть за 7 лет практически по всем направлениям. Ни о какой продовольственной безопасности не может идти речи при сохранении текущего уровня зависимости от импорта семян.
Наверняка, решение поставленных задач потребует разработки и принятия ряда законодательных инициатив, которые мы также с Вами вместе будем рассматривать. Это глобальная задача, которую мы намерены активно решать.