1 февраля 2017 года заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академик РАН В.И. Кашин принял участие во Всероссийском агрономическом совещании.
Всероссийское агрономическое совещание состоялось под председательством Министра сельского хозяйства Российской Федерации А.Н. Ткачева. Участие в Совещании приняли более 700 представителей заинтересованных органов государственной власти, Российской академии наук, органов управления АПК Субъектов Российской Федерации, центров и станций агрохимических служб, центров химизации и сельскохозяйственной радиологии, машиностроительных станций, образовательных организаций сельскохозяйственного профиля, отраслевых союзов и ассоциаций.
В рамках Совещания В.И. Кашин выступил с базовым докладом, в котором подвел итоги работы агропромышленного комплекса Российской Федерации в 2016 году, а также определил систему мер экономического, организационного и правового характера по выводу отрасли на необходимую динамику развития.
В завершении своего выступления В.И. Кашин наградил Почетными грамотами Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам работников отрасли, внесших значительный личный вклад в развитие сельского хозяйства, и вручил им сборник своих стихов.
Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам, Академика РАН В.И. Кашина на Всероссийском агрономическом совещании:
«Итоги работы отрасли растениеводства в 2016 году, задачи по реализации мероприятий, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, и о мерах по подготовке и организационному проведению в 2017 году сезонных полевых сельскохозяйственных работ» 1 февраля 2017 года.
- Уважаемые товарищи!
От лица депутатов Государственной Думы, Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам я хочу поприветствовать организаторов и всех участников Всероссийского агрономического совещания, а также отметить, что сегодняшнее мероприятие, в контексте поставленных на повестку дня вопросов, видится своевременным и актуальным.
Когда мы говорим об итогах работы отрасли растениеводства в 2016 году, то, безусловно, начать следует со слов благодарности труженикам полей. Ваши усилия, вопреки грузу нерешенных проблем, вывели производство зерновых на лучший результат с 1978 года – 119,1 млн. т.. Это стало возможным благодаря уверенному росту валового сбора пшеницы (+23,7 млн. т. к 1990 году) и кукурузы (+11,4 млн. т. к 1990 году).
Если мы посмотрим на технические культуры, то и тут мы сможем увидеть положительный результат – валовые сборы сахарной свеклы, по отношению к 1990 году, увеличились на 16 млн. т. (в 1,5 раза), семян подсолнечника – на 7,2 млн. т. (в 3 раза), сои – на 2,4 млн. т. (в 4,3 раза). Валовой сбор овощей открытого грунта по сравнению с 1990 годом также вырос – на 5,8 млн. т. (в 1,5 раза). Аналогичная ситуация прослеживается также по отдельным сортам плодов и ягод.
Вместе с тем, к сожалению, наращивание производства одних культур сопровождается негативной динамикой в производстве других - за период с 1990 года валовые сборы таких культур, как рожь, ячмень, овес, а также масличные и кормовые характеризуются резко отрицательной динамикой. В целом баланс 2016 года по кормовым единицам далеко минусовой к 1990 году.
Причина сложившейся ситуации, в принципе, ясна – просчеты в государственной политике управления агропромышленным комплексом, бессистемная земельная политика и губительная земельная реформа, ставшее уже хроническим финансирование отрасли по остаточному принципу и, как следствие, глубокий системный отраслевой кризис, проявившийся в следующем:
Первое – площадь земель сельскохозяйственного назначения.
За четверть века в структуре земельного фонда площадь земель сельхозназначения сократилась почти в два раза. От 637,7 млн. га в 1990 году, к 2016 году у нас осталось немногим более 383 млн. га. Особую озабоченность при этом вызывает сокращение площади сельскохозяйственных угодий на 25 млн. га, из которых 17,2 млн. га пришлось на пашню.
В результате сократилась и площадь посевов сельскохозяйственных культур с 117,7 млн. га в 1990 году до 79,9 млн. га в 2016 году. Такая же ситуация с многолетними насаждениями – за 25 лет площадь многолетних насаждений семечковых в хозяйствах всех категорий сократилась в 2,2 раза, косточковых – в 1,4 раза, орехоплодных – в 2,8 раза. Площадь виноградников уменьшилась в 1,7 раза.
Таким образом, земель, выведенных из севооборота, у нас уже более 41,5 млн. га, а по целевому назначению не используется уже более 56 млн. га или 14,5% земель сельскохозяйственного назначения.
На недавно состоявшемся совещании у Президента Российской Федерации эта проблема была мной озвучена. Задачу вовлечения в оборот заброшенных земель мы обозначили, как задачу государственной важности, сопоставимую с поднятием целинных земель, как задачу, которую без специальной Федеральной целевой программы, без достойного финансирования, без специального закона не решить.
Второе – плодородие почв.
nbsp;
Вследствие нарушения требований почвоохранных технологий, содержащихся в составленных Роскомземом в 80-х – 90-х годах проектах внутрихозяйственного землеустройства, из оставшихся у нас 197,7 млн. га сельхозугодий значительная часть подвержена активным процессам деградации - зарастает бурьяном, кустарником, мелколесьем. Ветровой эрозии подвержено 61 млн. га сельхозугодий, а опустыниванию – уже более 100 млн. га. таких земель. Площадь оврагов на пашне уже превысила 1 млн. га, доля кислых почв, на фоне резкого сокращения объемов известкования, за 26 лет увеличилась с 30% до 45%. Переувлажнению и заболачиванию подвержено 7% пашни, а еще 3% - вторичному засолению (в южных регионах доля таких земель достигает 50%).
Истощению почвенного плодородия способствует сокращение количества вносимых минеральных удобрений - по сравнению с 1990 годом сегодня вносится в 5 раз меньше. Получается парадоксальная ситуация – от производимых в России 18 млн. т. минеральных удобрений (действующего вещества) в год, мы используем лишь 10%, а остальное отправляем на экспорт.
С органическими удобрениями ситуация аналогичная – объемы их внесения с 1990 года сократилось более чем в 6 раз. Про органику забыли напрочь, а площадь произвесткованных кислых почв сократили в 23 раза.
Колоссальный ресурсный потенциал, которым обладают наши почвы, тает на глазах.
Третье - мелиорация.
В России сегодня всего 7,8% мелиорированной пашни. Мы безнадежно отстали от США, где мелиорировано 39,1% пашни, Китая с 54,4% мелиорированной пашни, Индии с 35,9%, а также Франции, Германии, Англии и др. И это отставание стремительно увеличивается - Китай и Индия ежегодно вводят по 1,5 млн. га мелиорируемых земель, а в нашей госпрограмме до 2020 года заложены цели ввести в эксплуатацию всего 838 тыс. га таких земель.
Четвертое – техническая вооруженность.
В 1990-м году на полях РСФСР работало более 1,5 млн. тракторов, 408 тыс. зерноуборочных комбайнов, более 130 тыс. машин для внесения удобрений. Сегодня же сельскохозяйственными предприятиями эксплуатируется не более 230 тыс. тракторов, 61 тыс. зерноуборочных комбайнов, 11 тыс. машин для внесения удобрений.
Аналогично дела обстоят по абсолютному большинству наименований сельскохозяйственной техники – культиваторам, сеялкам, косилкам, и т.д.
При нормативной нагрузке 73 га на 1 трактор и 244 га на 1 зерноуборочный комбайн, реальная нагрузка в разы больше – более 250 га на трактор и 422 га на комбайн. В США, при этом, на 1 трактор приходится всего 37 га пашни, в Англии – 13 га, во Франции – 16, в Германии – 11.
Процесс технического перевооружения российского АПК буксует на месте - в 2014 году нашими аграриями было приобретено немногим более 8 тыс. тракторов, 4 тыс. комбайнов. И это притом, что износ парка уже превысил 60%.
Ситуация в лучшую сторону изменилась в 2015 году, когда из федерального бюджета и антикризисного фонда было выделено около 10 млрд. руб. для льготного приобретения сельхозтехники. При этом на 2017 год выделено на эти цели дополнительно 13,7 млрд. руб.
Пятое – семеноводство и питомниководство.
Россия находится в критической зависимости от импорта семян. По таким культурам, как картофель, сахарная свекла, подсолнечник, а также по ряду овощных культур зависимость достигает 90%. Не лучше дела обстоят с самообеспеченностью посадочным материалом многолетних насаждений.
Ситуацию с импортозамещением в семеноводстве и питомниководстве с мертвой точки должен был сдвинуть Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства». Первым пунктом этого указа постановляется разработать и реализовать комплекс мер, направленных на создание и внедрение до 2026 года конкурентоспособных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки и обеспечивающих, в первую очередь, производство оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений по направлениям отечественного растениеводства, имеющим высокую степень зависимости от семян иностранного производства.
Вместе с тем, Проект федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, подготовленный во исполнение названного Указа, при всех своих положительных и перспективных положениях, не обнадеживает. Причина тому всего одна – финансирование программы планируется осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, запланированных на реализацию Госпрограмм Развития сельского хозяйства, Развития науки и технологий, Развития образования, Развития промышленности, Информационного общества, а также за счет бюджетных ассигнований институтов развития, региональных бюджетов и внебюджетных источников.
Другими словами - амбициозные цели Программы не обеспечены дополнительными средствами из федерального бюджета. И это при том, что развитие семеноводства всегда являлось задачей государственной важности, основывалось на государственном заказе, строгом государственном планировании и контроле.
Шестое – кадровое и научное обеспечение.
Сельское хозяйство испытывает острую нехватку квалифицированных кадров. За период с 1990 года выпуск рабочих и служащих сельскохозяйственных профессий сократился более чем в 2,5 раза, а количество образовательных учреждений начального профессионального образования уменьшилось более чем в 4 раза. Все это привело к тому, что доля населения, занятого в сельском хозяйстве, уменьшилась с 13,4% в 1990 году до 6,7% в 2015-м.
Ситуация с кадровым обеспечением сельского хозяйства усугубляется низким уровнем финансирования аграрных вузов в расчете на одного студента очной формы обучения (в среднем в 4 раза меньше, чем в вузах министерства образования), а также сложившейся в последние годы порочной практикой лишения ведущих аграрных вузов аккредитации по таким специальностям, как экономика и юриспруденция.
И это при том, что аграрная экономика тесно связана с необходимостью учета региональных природно-климатических факторов, сезонности использования трудовых ресурсов, особенностей технических и технологических процессов. Развитие ландшафтного земледелия, внедрение в сельскохозяйственное производство современных наукоемких и инновационных технологий, повышение доходности сельскохозяйственных организаций, решение других определяющих конкурентоспособность сельскохозяйственной отрасли задач, не представляется возможным без квалифицированных профильных экономистов.
В свою очередь, необходимость правового сопровождения деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, сложность правовых споров, нередко возникающих при использовании земель для сельскохозяйственного производства, определяют потребность в подготовке аграрными вузами также специалистов по юридическим специальностям и направлениям подготовки.
Для исключения этой порочной практики Комитетом направлены соответствующие запросы в уполномоченные органы государственной власти, а также инициирована и ведется работа по подготовке обращения Государственной Думы к Правительству Российской Федерации.
В свою очередь в части научного обеспечения агропромышленного комплекса необходимо отметить, что количество государственных и некоммерческих организаций, занимающихся научными исследованиями с 1990 года сократилось с двух до полутора тысяч, а численность научных работников уменьшилась почти на треть.
Аграрная наука сегодня серьёзно ослаблена, существенно сокращено финансирование фундаментальных исследований. Ликвидированы научные отделения, ряд научно-исследовательских институтов и опытных станций.
Но даже в таких непростых условиях нашими учеными только за последнее время было создано более 335 новых сортов сельскохозяйственных культур, многие из которых ярко выделяются высокой продуктивностью. Вместе с тем, для того, чтобы вывести их на новый уровень полного раскрытия генетического потенциала хозяйственно ценных признаков необходимо решительно изменить подходы к управлению качеством почв, в целом перестроить систему сельскохозяйственного производства в сторону интенсификации.
Седьмое – финансовое обеспечение.
Планируемые расходы федерального бюджета на цели развития сельского хозяйства в 2017 году, к сожалению, значительно меньше таковых в 2016 году. А по сравнению с Паспортом Госпрограммы на 2017 год, утвержденным Постановлением Правительства 19 декабря 2014 года (300 миллиардов), сокращение составило 95,741 млрд. руб. (31,9 %). И это с учетом того, что нам в Государственной Думе удалось в 2017 году дополнительно направить на поддержку АПК 11,366 млрд. рублей. В том числе:
- на реализацию мероприятий ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» - 2,551 млрд. рублей;
- на поддержку льготного кредитования организаций АПК - 3,087 млрд. рублей;
- на развитие финансово-кредитной системы АПК – 5 млрд. рублей,
- на реализацию приоритетного проекта «Экспорт продукции АПРК» - 728,4 млн. рублей.
А также 13,7 млрд. руб. на техническое оснащение.
Текущий уровень государственного финансирования отрасли не позволит эффективно решить накопившиеся проблемы. Цены, например, на удобрения зашкаливают, как и на средства защиты растений, а цены на сельскохозяйственную продукцию не растут.
Этим еще раз подтверждается острая необходимость принятия закона «О торговле» - в конечной цене на сельхозпродукцию доля производителя сельхозсырья должна составлять не менее 50%, остальные 50% - это переработка и торговля, как это работает сегодня в США и ЕС, как это было и в Советском Союзе.
С принятием закона «О торговле» у крестьян появятся деньги и на технику, и на удобрения, и н семена. Тогда не будет брошенных земель, тогда будут новые рабочие места и на селе и в промышленности. Тогда мы сможем сохранить деревню – именно в этом суть нашей миссии.
Подход же к этой работе должен быть системным, базироваться на стратегическом планировании и принципах государственно-частного партнерства. В этой связи необходимо:
В части управления земельными ресурсами необходимо:
Разработать и реализовать Стратегию и Федеральную целевую программу вовлечения в севооборот неиспользованных земель сельхозназначения;
Установить механизм изъятия неиспользуемых по целевому назначению земельных участков земель с/х назначения;
Внедрить механизм налогообложения земель, не используемых по целевому назначению;
Ограничить размещения объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, на сельскохозяйственных угодьях;
Усовершенствовать порядок проведения государственного мониторинга земель в отношении земель с/х назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий.
Для сохранения почвенного плодородия следует:
Разработать и реализовать ФЦП «Восстановление и охрана плодородия почв»;
Субсидировать расходы на удобрения, пестициды, агрохимикаты;
Поставить целью ежегодно вносить 10 млн. тонн минеральных удобрений и 250 млн. т. органических удобрений;
Интенсифицировать известкование и гипсование почв.
В целях развития системы мелиорации и материально-технической базы:
Восстановить отечественное сельхозмашиностроение, обеспечивающее производство не менее 150 тыс. тракторов и комбайнов в год;
За 10 лет довести обеспеченность агропромышленного комплекса тракторами и комбайнами до 1 млн. ед.;
Вернуть амортизационные отчисления на основные фонды на уровне 8-10%;
Восстановить в полном объеме систему мелиорации земель;
Возродить систему строительства ирригационных сооружений, плавучих насосных станций;
Восстановить производство техники для осушения болот.
В части кадрового и научного обеспечения АПК:
Осуществить широкомасштабное внедрение в производство лучших сортов и гибридов зерновых и кормовых культур, пород животных, птицы;
Восстановить системы первичного семеноводства и питомниководства;
Увеличить финансирование НИОКР аграрного профиля;
Не допускать отчуждения земель и имущества институтов и опытных станций Академии наук;
Развивать целевой прием в вузы и учебные организации профессионального образования;
Исключить из практики лишение аграрных вузов аккредитации по экономическим и юридическим специальностям;
Довести финансирование вузов подведомственных Минсельхозу в расчете на 1 студента очного отделения до уровня финансирования вузов подведомственных Минобрнауки.
И последнее – законодательное обеспечение.
Комитет по аграрным вопросам и руководство Минсельхоза России, собравшись в полных составах в Аналитическом центре Министерства, обсудили актуальные вопросы, связанные с текущей и перспективной законопроектной работой, финансовым обеспечением и функционированием отраслей сельского хозяйства, а также подтвердили намерение поддерживать конструктивный диалог для обеспечения эффективной работы по развитию агропромышленного комплекса Российской Федерации.
Итог Совещанию был подведен согласованием Плана законопроектной деятельности, включившего в себя такие важнейшие инициативы, как:
1) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования порядка проведения государственного мониторинга земель в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий);
2) «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в части установления минимального срока аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности);
3) «О внесении изменений в Федеральный закон «О семеноводстве» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»;
4) «О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» (в части поддержки сельхозкооперации);
5) «О внесении изменений в Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» (в части установления полномочий субъектов РФ по определению нормативов содержания сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах);
6) «Об охране почв»;
7) «О зерновых товарных складах общего пользования»;
8) «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (в части предоставления полномочий субъектам Российской Федерации по самостоятельному определению приоритетов использования субсидий, выделяемых из средств федерального бюджета на поддержку АПК, установления объемов указанной поддержки в зависимости от результатов, а также в части установления ответственности за неэффективное использование федеральной поддержки);
9) «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (в части дополнения круга лиц, участвующих в государственных закупочных интервенциях, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции);
10) «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель»;
11) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Данный план законопроектной деятельности лег в основу работы Комитета на период работы 2017 года.
Убежден, что Всероссийское агрономическое совещание эффективно дополнит и, если необходимо, скорректирует сформированную систему мер по развитию агропромышленного комплекса на ближайшую перспективу.
В этой связи хочу пожелать нам всем удачи и плодотворной работы. Комитет со своей стороны обеспечит поддержку принятых сегодня решений.
Спасибо!