- Революционная фраза чаще всего бывает болезнью революционных партий при таких обстоятельствах, когда эти партии прямо или косвенно осуществляют связь, соединение, сплетение пролетарских и мелкобуржуазных элементов и когда ход революционных событий показывает крупные и быстрые изломы. Революционная фраза есть повторение революционных лозунгов без учета объективных обстоятельств, при данном изломе событий, при данном положении вещей, имеющих место. Лозунги превосходные, увлекательные, опьяняющие, — почвы под ними нет, — вот суть революционной фразы (В.И.Ленин. О революционной фразе. ПСС, т.35).
Недавно ко мне в горком КПРФ пришли гости: коммунист, член КПРФ - рабочий Коломзавода Андрей и трое молодых троцкистов из Революционной рабочей партии (РРП) Лев, Семён и Артемий. Мы с ними побеседовали вполне по-дружески и остались довольны друг другом. Я потому, что явно заронил в этих славных юношах сомнение в правоте троцкизма. Они тем, что разговор был на равных и без политических обличений и агитации за КПРФ с моей стороны.
«Критикуйте нас, - сказал я, - это бывает полезно для партии, которая не может и не должна допускать существования внутри себя фракций. Если критика в наш адрес носит товарищеский характер, мы всегда к ней прислушаемся».
Из-за начавшегося совещания нашего избирательного штаба, встреча оказалась короткой, но через неделю мы с Андреем более подробно поговорили о троцкизме вообще и о программе РРП, в частности.
Касаясь разногласий Троцкого с Лениным и Сталиным, я напомнил молодому товарищу, что Ленин высоко ценил способности Троцкого, его вклад в революцию в качестве председателя Петросовета и в Гражданскую войну как наркома по военным делам. Но при этом Ленин всегда отмечал небольшевизм Троцкого, который и привел его в лагерь антисоветчиков.
Разногласия Троцкого со Сталиным, - продолжил я, - были очень глубокими и касались судьбы революционной России. Троцкий не верил в возможность строительства социализма в такой отсталой стране, как наша и, фактически, предлагал бросить её в костер мировой революции. Сталин, вслед за Лениным, считал, что социализм можно и нужно строить, вопреки отсталости, преодолевая её. Что интересы трудящихся России в этом смысле должны стоять у коммунистов на первом месте, а экспорт революции в форме разжигания её в других странах просто недопустим.
Затем мы подробно разобрались с программой РРП, как она изложена в партийной газете «Да здравствует рабочая демократия» №2, 2017 г. В этом документе содержится целый ряд ошибок в определениях, явное забегание вперед, которого справедливо и не раз критиковал В.И. Ленин, и недопустимый для коммунистической партии догматизм. (См. выше).
Коммунисты не являются, как это утверждается в программе РРП, сознательной частью рабочего класса. Они - представители всех слоёв общества, сознательно стоящих на позиции необходимости диктатуры пролетариата. Идеи социализма и коммунизма не возникают в рабочей среде, а вносятся в неё извне именно коммунистами, к рабочему классу не принадлежащими.
Коммунисты-ленинцы не выступают за отмену немедленно и сразу частной собственности, понимая, что это длительный, противоречивый и трудный процесс, затрагивающий интересы десятков и миллионов людей, а не только крупной буржуазии. Не должны поэтому призывать рабочих сразу отменить все формы эксплуатации, ограничиваясь поначалу только контролем со стороны пролетариата.
Советская власть – это не «власть рабочих», за что выступает РРП, а форма диктатуры пролетариата, то есть власть трудящихся, руководимых авангардом рабочего класса.
Нельзя требовать, как это сделано в Программе РРП, чтобы предприятия перешли в руки рабочих данного предприятия. Это типичный анархо-синдикализм, против которого решительно протестовал Ленин. Предприятия основных отраслей народного хозяйства должны находиться в госсобственности и работать в рамках обязательных госнормативов, в том числе нормативов цены на производимую продукцию и запрета на сокращение численности персонала госпредприятий в целях повышения уровня рентабельности. Но в остальном трудовым коллективам следует предоставить свободу в развитии и совершенствовании производства.
Советская власть – это не власть рабочих, как утверждают лидеры РРП. Организованные в правящую коммунистическую партию сознательные рабочие являются ведущей политической силой, но руководят страной в союзе с крестьянами и трудовой интеллигенцией.
Подобная критика была высказана мной и в адрес почти всех остальных положений документа, страдающего догматизмом и болезнью «левизны в коммунизме», которую уже невозможно называть «детской», и поэтому просто непозволительной для коммунистов в настоящее время.
КПРФ несомненно не избегает ошибок, признаёт их, когда они обнаруживаются и стремится исправить. Но упрекнуть её в «забегании вперёд», в «хвостизме» или в догматизме добросовестный сторонник коммунизма не может и не должен.
Иначе когда-нибудь придется сказать, что именно революционная фраза и на этот раз помогла антикоммунистам победить революцию.