(Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ,
Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на Парламентских слушаниях на тему «Доступность и качество оказания медицинской помощи гражданам, проживающим в сельской местности. Правовое обеспечение»
12 октября 2017 года, Малый зал Государственной Думы)
ДОСТУПНАЯ МЕДИЦИНА – ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Уважаемые товарищи!
Хочу поблагодарить Комитет Государственной Думы по охране здоровья за вынесение столь важной темы на повестку дня.
В сельской местности у нас проживает все еще более четверти населения или 37,8 млн. человек, которые являются фактически кормильцами для других 109 млн. человек.
И несмотря на то, что количество сельских жителей уменьшается уже долгое время, 2015 год явился первым годом, в котором естественная убыль населения оказалась больше миграционной. Село вымирает, тем более, что резко снизилась и рождаемость, коэффициент которой на селе также впервые оказался ниже чем в городе. В итоге мы видим, как меняется возрастная структура населения – происходит неизменное старение.
Все это говорит о системном кризисе в социальном развитии сельских территорий и, в первую очередь, в части медицинского обслуживания.
Условия жизни в сельской местности характеризуются повышенными физическими нагрузками, контактом с вредными веществами, используемыми в сельском хозяйстве. Целый перечень вредных факторов определяет более высокий, чем в городе, коэффициент смертности и, соответственно, продолжительность жизни – в среднем на 2 года меньше чем в городе.
В этой связи, вопросы оказания медицинской помощи в сельской местности являются одними из ключевых в системе социального развития сельских территорий.
Вместе с тем, мы видим, что из года в год медицинское обслуживание на селе становится все менее доступным.
Количество больничных учреждений даже в период с 2010 года снизилось более чем на 300 единиц (23,2%). Число фельдшерско-акушерских пунктов за 5 лет снизилось на 3,6 тыс. единиц. Станций скорой медицинской помощи стало меньше на 150 единиц, а на одну бригаду скорой помощи может приходиться 10 тысяч населения.
На этом фоне протекал процесс укрупнения медицинских учреждений. Среднее количество коек, приходящихся на 1 больницу, выросло со 114 до 156. Соответственно увеличился и радиус охвата медицинским обслуживанием сельских территорий. Другими словами, вместо территориально близкого, но небольшого медицинского учреждения, сельские жители вынуждены обращаться в более крупные больницы, территориально более удаленные. Принимая во внимание транспортную ситуацию в сельской местности, отсутствие дорог с твердым покрытием, когда до больницы, которая находится в 60 и более километрах, можно ехать несколько часов, в этом случае сельские жители становятся фактически отрезанными от медицинского обслуживания и предоставленными самим себе.
Закрываются многие районные больницы, стационары в крупных населенных пунктах, на мой взгляд, это не оптимизация здравоохранения, а граничащее с глупостью преступление против села. По итогам слушаний мы должны еще раз внимательно рассмотреть ситуацию, сложившуюся в сфере оказания медицинских услуг сельскому населению, она как видим катастрофическая. Вместо того, чтобы открывать новые островки медицинской помощи, у нас наоборот все разрушают.
Следует отметить, что приведенные мною цифры, фактически являются «средними по палате» и не учитывают территориальную неравномерностью размещения организаций здравоохранения. При этом если взглянуть в разрезе субъектов Российской Федерации, то мы увидим, что в 40 регионах обеспеченность больничными койками в расчете на 10 тыс. жителей составляет менее 40. Еще в 23 регионах на 10 тыс. жителей приходится от 40 до 60 коек. Более 60 коек на 10 тыс. жителей у нас всего в 17 регионах.
Еще одной проблемой системы медицинского обслуживания в сельской местности является нехватка медицинских специалистов. Дефицит медицинских кадров на селе достиг 95 тыс. человек, из которых 24 тыс. – это врачи.
Медицинские услуги в сельских ФАПАх, поликлиниках и больницах – нельзя сравнить с городскими, как с точки зрения кадров, качества обслуживания, так и материально-технического состояния. Даже самый лучший врач не сможет оказать квалифицированную помощь при отсутствии специализированной медицинской аппаратуры, требуемых медикаментов и лекарств.
Привлечь же недостающие медицинские кадры в сельскую местность – большая проблема, в основном связанная с низким качеством жизни на селе.
Число семей молодых специалистов, проживающих в ветхом и аварийном жилье в 2015 году составило более 14 тыс. И это лишь те семьи, которые официально состоят на учете, как нуждающиеся.
Число же семей молодых специалистов, получивших в 2015 году новое жилье составило всего 1,5 тысячи – показатель крайне малый и не решающий проблему – число нуждающихся продолжает колебаться в пределах 13,5 – 16,1 тыс. семей.
Нельзя не обратить внимания также на качество предоставляемого жилья. Так, более 54% новых индивидуальных жилых домов, составляющих основу жилищного фонда в сельской местности, не оборудованы водопроводом. В более 58% домов нет канализации. Лишь 49,7% из них подключены к центральному отоплению и 30,9% - к системам горячего водоснабжения.
Причины сложившейся ситуации в низком уровне развития социальной инфраструктуры на селе в целом. У нас лишь 37% сельских населенных пунктов оборудовано водопроводом, 45% - канализацией, 67% - отоплением, 33% - ГВС. Более того, 95 тыс. сел не газифицировано. Почтовой и телефонной связи нет в 32 тыс. и 43 тыс. сельских населенных пунктах соответственно.
Решить указанные проблемы призвана Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Вместе с тем, эффективность целевого планирования в рамках этой программы оставляет желать лучшего, ведь из 22 целевых показателей ее результативности 21 в 2016 году оказались многократно перевыполнены.
В рамках рассматриваемой темы показательным видится, что, отчитываясь о результативности ввода в действие фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики, нам говорят о перевыполнении плана в 3,4 раза. Вместе с тем, показатель в 129 ФАПов, введенных в 2016 году, является одним из самых низких за время реализации ФЦП. И это, не говоря уже о том, что темпы сокращения количества таких учреждений гораздо больше темпов ввода новых – как было сказано выше, за 5 лет было закрыто 3,6 тысячи ФАПов.
Следует решительно пересмотреть подходы к стратегическому планированию социального развития сельских территорий.
Но при этом, в законопроекте № 274618-7 «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в отношении Госпрограммы развития сельского хозяйства предусматривается переход на механизмы проектного управления и с 1 января 2018 года учтено досрочное прекращение действия двух федеральных целевых программ, в том числе программа «Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 года».
Считаю, недопустимым перевод программы устойчивого развития сельских территорий в подпрограмму, финансируемую по проектному принципу (Проекты «пилотных» государственных программ будут направлены в Государственную Думу и в Правительство Российской Федерации в срок до 15 ноября 2017 года).
Надо увеличивать финансирование действующей целевой программы социального развития села, а не экспериментировать над селом. Сельская медицина неотделима от социального развития села, поэтому сегодня необходима подпрограмма «Сельская медицина» как неотъемлемая часть программы развития здравоохранения в целом, с выделением не менее 25-28 % средств от общей федеральной программы по здравоохранению, с учетом проживающих в сельских территориях, а также учитывая и удвоение населения с приездом отдыхающих и дачников в летний период.
Депутаты должны совместно с профильными министерствами сельского хозяйства и здравоохранения выработать конструктивную политику здравоохранения, которая направлена на развитие медицинской помощи на уровне первичного звена: участковых врачей, фельдшеров, медсестёр, а во многих сельских районах эта помощь должна создаваться заново.
Повышение рентабельности и устойчивости сельскохозяйственного производства, конкурентоспособности отечественного аграрного сектора во многом обеспечивается комплексным планированием развития сельских территорий.
В целях сохранения комплексного подхода и возможности координации мероприятий по обустройству сельских населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами, недопущения разбалансированности в развитии сельских территорий, направлено обращение Председателю Правительства РФ Д.А.Медведеву.
Мы просим поддержать предложение депутатов о сохранении федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» до окончания ее реализации, наращивая бюджетное финансирование исходя из необходимости решения насущных задач.
Принимая во внимание важность этого события, Комитет по аграрным вопросам вышел инициатором проведения 7 декабря 2017 года в зале пленарных заседаний Государственной Думы под председательством В.В.Володина парламентских слушаний на тему «Правовые и социальные аспекты устойчивого развития сельских территорий».
Вопросы обеспечения доступности и качества оказания медицинской помощи гражданам, проживающим в сельской местности, станут одними из ключевых в обсуждении, а решения, принятые участниками парламентских слушаний, лягут в основу позиций при разработке новой подпрограммы развития здравоохранения в сельских территориях.