Уважаемые товарищи!
Я рад приветствовать Вас, организаторов и участников Съезда!
Сегодня труд кооперативного движения, малых форм хозяйствования становится заметным даже для самых рьяных скептиков.
Если посмотреть на ресурсную базу, то мы видим, какой у кооперативного движения есть огромный потенциал!
Уже 28% сельскохозяйственных угодий и пашни находится у крестьянских хозяйств, фермеров, а так же индивидуальных предпринимателей. А если учесть еще и хозяйства населения, почти не вовлеченные в кооперацию, то можно говорить о 37% фонда сельскохозяйственных угодий.
В этой связи считаем необходимым усилить темпы кооперативного строительства и стимулировать вовлечение в кооперативное движение сельхозтоваропроизводителей всех форм хозяйствования, включая личные подсобные хозяйства.
Мы прекрасно знаем, какова на сегодняшний день товарность в сельскохозяйственном производстве. Это 69% по зерну, 27% по картофелю, 41% по овощам. Товарность в животноводстве, продукция которого на сегодняшний день является одной из наиболее проблемных с точки зрения самообеспеченности и достижения критериев Доктрины продовольственной безопасности, колеблется от 67% по молоку до 76% по мясу КРС. Нельзя упустить из виду также плодово-ягодную продукцию, 76% производства которой приходится на малые и личные подсобные хозяйства, и не выходит на рынок, списываясь в статистике на «личное потребление».
Мы убеждены, что через кооперацию удастся решительно изменить ситуацию с товарностью в сельскохозяйственном производстве и убрать из практики примеры, подобные ситуации в Забайкальском крае, где Погранслужба вынуждена закупать картофель в Китае, при том, что в хозяйствах региона собранный урожай жители просто не могут реализовать - отсутствует звено, которое бы всех объединило.
И наоборот, мы сможем развить те примеры, которые мы видим в Аннинском районе Воронежской области, где сельскохозяйственная кооперация полностью сохранена, работают сбытовые, обслуживающие, снабженческие кооперативы, а также позитивные примеры Липецкой, Тюменской областей, Республики Саха (Якутия).
Через кооперацию мы повысим и самообеспеченность продукцией сельского хозяйства, нехватку которого мы продолжаем компенсировать импортом, составившим в 2016 году 6,5 млн. тонн – по плодам и ягодам, 7,5 млн. т. молока, 1 млн. т. мяса, и т.д.
Мы должны грамотно использовать опыт Советского Союза, Китая, Вьетнама, богатый опыт развития кооперации в Финляндии, Франции и других успешных развитых экономиках. Главные проблемы – проблемы передела продукции и дальнейшего сбыта, должны решаться сообща. Конечно, впятером-вшестером можно вырастить какое-то количество продукции, произвести какое-то количество молока, но обеспечить себя хорошими холодильниками, складскими помещениями, перерабатывающими мощностями и другими важными элементами производственной и логистической инфраструктуры, без участия в кооперативе не получится.
Вступление субъекта сельскохозяйственного производств в состав кооператива должно являться тождественным увеличению доходности хозяйства, гарантом доступа к инфраструктуре и эффективного вывода продукции на рынок, к конечному потребителю. Вовлечение в сельскохозяйственную кооперацию высокотоварных личных подсобных хозяйств должно открывать им доступ к мерам государственной поддержки!
Мы видим в кооперативном движении огромный пока еще не реализованный потенциал укрепления продовольственной безопасности!
Что должно быть сделано для того, чтобы сдвинуть ситуацию, по сути, с мертвой точки?
Должна быть выработана четкая программа развития, которая и в Министерстве финансов, и в Министерстве экономического развития, и в других ключевых ведомствах будет иметь силу! В движение должны привлекаться люди, способные доказательно представлять интересы кооперативного движения, чтобы на всех уровнях власти был услышан призыв к развитию и производственных, и потребительских, и кредитных кооперативов - самостоятельных элементах единого целого, как на уровне района, области, республики, так и на федеральном уровне.
Конечно, без участия и помощи со стороны государства этот процесс не будет в достаточной степени эффективным.
В текущем году мы видим двукратное увеличение государственной поддержки кооперативов - из федерального бюджета на поддержку СПоК в виде грантов направлено 1,7 млрд. рублей. Есть поддержка малых форм хозяйствования – и начинающих фермеров, и семейных ферм.
Но мы должны двигаться дальше, развивая, как объемы, так и формы государственной поддержки кооперативов. У нас все получится, если будем работать эффективнее, вести дело не от съезда к съезду, а на системной основе!
Сегодня Государственная Дума рассматривала поправки в федеральный бюджет на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов. И нам удалось в рамках этой работы закрепить за селом 242 млрд. рублей!
Много это или мало? Если посмотреть на нашу работу с бюджетом в прошлом году, то Правительство внесло в Государственную Думу бюджет на 2017 год, определяющий уровень господдержки села на уровне 194 млрд. рублей. Но эта сумма впоследствии была нами увеличена до 242,5 млрд. рублей, не считая даже тех 20 млрд., которые были направлены на докапитализацию Россельхозбанка.
Убежден, что та сумма, которая будет принята в бюджете 2018 года, при последующих корректировках будет увеличена, безусловно, с учетом потребности сельскохозяйственных кооперативов.
Это видится тем более актуальным с учетом того, что мы ставим перед собой сложные и системные вопросы.
И в заключение, несколько слов об общеинституциональных проблемах.
В первую очередь – проблема технического перевооружения отрасли. У нас с вами в этом плане беда – энерговооруженность на селе стремительно падает и на сегодняшний день составляет уже меньше 140 лошадиных сил на 100 гектар!
При этом темпы закупки новой техники не обеспечивают обновления парка. Уже 60% тракторов, 50% комбайнов у нас старше 10 лет! Как на такой технике можно работать?
Вопрос сохранения и восстановления почвенного плодородия также является нашей общей заботой.
Для того, чтобы охарактеризовать степень критичности ситуации, можно указать на то, что в России уже образовалась первая пустыня!
Все это еще раз подчеркивает актуальность наших призывов к увеличению государственной поддержки малых форм хозяйствования, кооперативов.
Государство должно существенно увеличить субсидирование закупки новой техники, выделять больше денег на погектарную поддержку.
Мы сейчас бились за 450-500 рублей субсидий на гектар пашни. Напомню, что максимальный размер федеральной субсидии по данному направлению составлял всего 350 рублей. Но даже если эти цифры нам удастся получить, то получится все равно значительно меньше той государственной поддержки, которую получают сельскохозяйственные товаропроизводители в других странах. Что такое наши 3,5$ на гектар против 800$ в Европе, 1200$ в Китае, или 1450$ в Швеции? Мы должны шире смотреть на систему мер государственной поддержки!
Сегодня есть урожайность, есть другие достижения в растениеводстве, но при этом общей проблемой остается низкая доходность сельскохозяйственного производства.
Мы проводили по этому вопросу специальные парламентские слушания. И когда смотрим на отрасль животноводства, без которого наша деревня просто не может быть берегиней нашей Родины, то видим нулевые значения рентабельности. При этом всем известно, что если в деревне нет ни молочного животноводства, ни мясного животноводства, то сразу же проявляется сезонность занятости у населения, растет безработица, ни кому не нужны корма, нет работы у механизаторов, ветеринарных специалистов, и.т.д.
Без развития животноводства мы постепенно превращаемся в сырьевой придаток запада, экспортирующий пшеницу без какой-либо добавленной стоимости вместо того, чтобы дать работу своим людям, вести передел через молоко, мясо и т.д. Получается также как и с нефтью, о необходимости наращивания переработки которой, мы говорим уже не один десяток лет.
Все эти системные вещи в итоге выходят на социальное развитие села.
Что такое сельский район, где живут наши фермеры, крупные сельхозтоваропроизводители, люди, ведущие личное подсобное хозяйство, в целом сельское население? На один такой район порой приходится одна бригада скорой помощи. На 10 тыс. человек одна бригада!
Мы недавно в Государственной Думе проводили слушания по данному вопросу, и говорили об этом Министру здравоохранения Российской Федерации. У нас сельского населения 26%, из федерального бюджета выделяется на здравоохранение 360 млрд. рублей, вот и давайте выделять на здравоохранение сельских территорий 26% от этой суммы! Наши люди, кто там живет и работает должны иметь доступную медицину по своему качеству не отличающуюся от медицины в городе.
Так и по дорогам, газификации, по всем другим вопросам.
В этой части хотел бы также отметить роль малых форм хозяйствования в социальном развитии села. Ведь порой только фермер может почистить дорогу, завести в село продукты первой необходимости, лекарства, и т.д. В социальном плане значение малых хозяйств, а уж тем более кооперативов, невозможно переоценить!
Отмечу, что 7 декабря текущего года Комитет будет проводить парламентские слушания в Зале Пленарных Заседаний Государственной Думы под руководством председателя Государственной Думы В.В.Володина по вопросу устойчивого развития сельских. Все министры, губернаторы будут принимать участие для того, чтобы начать эффективно решать этот назревший вопрос.
В части кадрового обеспечения отрасли Комитету удалось решить одну большую проблему. Мы хорошо знаем, в каком состоянии находится система подготовки специалистов, и в технических училищах, и в высших учебных заведениях. Комитет с самого начала 7 созыва очень активно работал в этом направлении. В итоге нам удалось урегулировать ситуацию, когда Рособрнадзор вообще хотел закрывать наши сельскохозяйственные вузы, даже выдающиеся вековые институты. Удалось решительно увеличить финансирование всех 54-х аграрных вузов в расчете на одного студента. Более того, в первом чтении уже принят законопроект, обеспечивающий государственную поддержку учебным и опытным хозяйствам наравне с сельхозтоваропроизводителями - и на гектар пашни, и на литр молока.
В целом, в части законодательного обеспечения, в Комитете ведется большая и системная работа.
Мы решаем вопросы, которые угрожают в 2018 году затормозить работу отрасли. Это проекты федеральных законов № 272688-7 «О внесении изменения в Федеральный закон «О карантине растений» (в части продления срока введения в действие отдельных положений Федерального закона «О карантине растений»), а также № 275075-7 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»(в целях обеспечения эффективности внедрения и эксплуатации системы электронной ветеринарной сертификации).
В ноябре был внесен законопроект № 313594-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" в части страхования объектов товарной аквакультуры с государственной поддержкой.
Не останавливается работа над законопроектами «О семеноводстве», «О мелиорации», «Об органическом земледелии», «Об охране почв», и т.д.
И конечно ж нельзя не сказать о законопроекте «О кооперации». Я убежден, что в 2018 году он будет принят! В рамках его подготовки и доработки на площадке Государственной Думы позицию участников кооперативного движения Комитет будет отстаивать жестко.
У нас выстраивается большой пакет законодательных инициатив, и только в эту сессию мы планируем принять 6 из них. Все они очень важны!
Уважаемые товарищи, в заключение хочу сказать, что много нами сделано, но задач впереди еще больше. И если мы сплотим свои ряды, будем работать в системе, то общими усилиями и в развитии кооперативного движения у нас все получится!
Желаю всем вам иметь в своих рядах больше заинтересованных людей, которые могли бы пробивать бюрократические стены и эффективно двигать процесс развития кооперации.
Знайте, что мы всегда с вами! Мы все отработали очень много лет на земле, пройдя трудовой путь с самых нижних ступеней.
Желаю вам удачи и успехов. Я убежден, что дело наше правое!