7 декабря в Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему: «Правовые и социальные аспекты устойчивого развития сельских территорий». Перед участниками выступил директор подмосковного совхоза имени Ленина П.Н. Грудинин.
- Могу сказать: на самом деле руководство страны принимает неправильные решения, потому что в 90% случаев ему неправильно докладывают. Сейчас на парламентских слушаниях все говорят правильные вещи, кроме Александра Николаевича Ткачева, который говорит о совершенно иной ситуации в сельском хозяйстве. Складывается впечатление, что мы живем совершенно в другой стране: он в одной, а мы в иной. Если мы и достигли каких-то успехов, так это только в агрохолдингах. Во всем остальном успехов нет. Сельское хозяйство, а именно оно определяет устойчивое развитие сельских территорий, находится в очень тяжелом положении. Агрохолдинги живут за счет львиной доли государственной поддержки. Но они никакого отношения не имеют к ситуации на территории. Это, как правило, офшоры, которые постоянно просят помощи у государства: один захотел, чтобы цена на зерно была меньше, поэтому договорились об эмбарго на вывоз зерна; другой получает 90% государственной поддержки и это уже стало притчей во языцех. В той же Америке, если предприятие получает выручку больше 60 миллионов, оно исключается из государственной поддержки.
Если взять нормы мяса, молока, овощей и умножить на количество населения, мы поймем, сколько нам этого всего нужно. Но мы достигли полного импортозамещения за счет того, что люди перестали есть натуральные продукты. Недавно мой заместитель ездил в Новгород смотреть оборудование по производству сыра. Оборудование дорогое – испанское. С одной стороны лежат брикеты с использованием пальмового масла, а с другой пакеты с сухим молоком из Белоруссии, и они из этого делают сыр. Встречаюсь недавно с Сергеем Данквертом (член правительственной комиссии по вопросам АПК и устойчивого развития сельских территорий. – Ред.) в составе делегации «Молочного союза». Он говорит: «Слушай, за день полторы тысячи тонн белково-жирового продукта въезжает в Россию и становится у нас «сыром». Они посылают запросы. Выясняется: Китай, Сан-Марино – нет такого производства. Всё на самом деле идет к нам из Украины, и все радуются, что у нас полки полные. Уберите весь фальсификат с полок и поймете, что на самом деле продовольствия у нас нет. И ничего придумывать не надо.
В СССР существовала программа «Закрепления кадров на селе». Я по этой программе получил от государства собственный дом. Если ты 20 лет отработал в совхозе, то половину стоимости дома за тебя оплачивало предприятие. В этой ситуации ты будешь работать на этом предприятии.
Сейчас главной проблемой сельского хозяйства является его доходность. Люди, которые заняты на селе, должны получать половину от зарплаты в городе – это записано в государственной программе. Молодые специалисты на такие условия на село не поедут. Устойчивое развитие села возможно только при определенных условиях, когда доход работников села будет выше городского дохода и, когда условия жизни на селе будут не хуже городских. Если нет детских садов, школ, поликлиник, дорог и прочего на селе, люди туда жить не поедут.
Если на все сельское хозяйство в России тратится 240 миллиардов рублей в год, а на плитку в Москве 90 миллиардов, ситуация на селе не поменяется. Убрали государственную поддержку села, ее попросту не стало. Это привело к тому, что люди на селе жить не хотят. Еще раз повторяю, что если убрать с полок все некачественные продукты, то выходит, что производственной безопасности мы не достигли. И все эти липовые цифры показывают только одно: мы находимся в ужасном положении с точки зрения сельского хозяйства. Нам нужно срочно менять бюджет. Если мы не достигнем показателей в сельском хозяйстве, которые были в СССР, мы не сможем нормально развиваться. Люди не будут жить там, где нет условий для нормального существования.